Дошкольники четвертого года жизни. Особенности воспитания и развития

Содержание
  1. Физическое развитие
  2. Костно-мышечная система
  3. Дыхательная система
  4. Сердечно-сосудистая система
  5. Нервная система
  6. Зрение
  7. Слух
  8. Вес, рост, окружность головы и груди
  9. Показатели роста (см)
  10. Показатели веса (кг)
  11. Показатели окружности головы (см)
  12. Показатели окружности груди (см)
  13. Отличия мальчиков и девочек
  14. Что умеют четырехлетки?
  15. Двигательные навыки и умения
  16. Мелкая моторика
  17. Речь
  18. Социально-эмоциональное развитие
  19. Интеллектуальное развитие
  20. Память
  21. Внимание
  22. Мышление
  23. Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?
  24. Дополнительно полезные статьи и видео
  25. Четыре года — возраст перехода к детской ответственности
  26. Почему дети нас не слышат
  27. Детская агрессия
  28. Правильная гигиена в четырёхлетнем возрасте
  29. Полезные навыки, которым стоит обучить ребенка
  30. «О детях по-взрослому»: возраст (4-6 лет). Людмила Петрановская
  31. Советы родителям
  32. 10 заповедей родителям  от великого польского педагога Януша Корчака
  33. Фразы, разрушительные для психики ребенка
  34. Развитие воображения и творческих способностей
  35. Игры для развития внимания и памяти у детей
  36. Развивающие игры для детей 4, 5, 6 лет, игра на развитие межполушарных связей мозга.
  37. 5 идей игр для детей 3 — 6 лет
  38. 25 игр для детей 3 — 4 лет
  39. Игры для развития межполушарного взаимодействия

chetyrehletki

Вашему любимому малышу уже 4 года! И за его плечами есть, пусть и небольшой, но очень нужный и важный жизненный опыт, который ляжет в основу дальнейшего развития крохи в новом возрастном периоде — среднем дошкольном детстве...

Это будет время активного познания мира, удивительных открытий, проявления творческих способностей и талантов, интенсивного физического, умственного и личностного развития маленького человека...

С каким багажом знаний и умений он подойдет к своему пятому дню рождения, напрямую зависит от родителей и от их уровня понимания особенностей развития деток этого возраста...

На что же надо обратить внимание, чтобы малыши радовали вас своей сообразительностью, оставались физически крепкими, а их нескончаемая бурная энергия была направлена в правильное русло?

Давайте разбираться...

Для начала остановимся на особенностях физического развития, которое выступает объективным показателем состояния здоровья любого ребенка...

Физическое развитие

Для своевременного внесения коррективов в условия жизни, воспитания и обучения дошкольника, важно понимать, как по мере роста и развития меняется строение и работа его органов, каковы потребности организма в настоящий момент и на что обратить внимание, чтобы положительно влиять на благополучие всей  последующей жизни малыша.

Итак, в четыре года ребенок уже хорошо развит физически. В этом возрасте у него смещается центр тяжести и изменяются пропорции тела. Дети все больше становятся похожими на маленьких взрослых...

Костно-мышечная система

Продолжается развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится плотнее, увеличивается масса мышц, сила и работоспособность мускулатуры нижних конечностей.
Позвоночник по своей функциональности и надежности максимально приближается к показателям взрослого человека, но все еще остается достаточно гибким, поскольку процесс окостенения не закончен. Именно в этом возрасте специалисты начинают обнаруживать сколиозы, кифозы, прочие нарушения...

Для избежания искривления позвоночного столба следите за осанкой маленького человека, правильным положением его тела, в том числе и во время ночного и дневного сна. Ребенок не должен спать всегда на одном и том же боку в слишком мягкой, прогибающейся  под тяжестью его тела кровати...

Неправильная осанка приводит к риску возникновения проблем с сердцем, легкими, пищеварительной системой... У детей появляется вялость, апатичность, частые головные боли, снижается аппетит, нарушается обмен веществ...

В связи с продолжением процесса окостенения хрящевой ткани, слабостью связок  и мышц, дошкольникам противопоказаны слишком большие нагрузки  на нижние конечности. В противном случае, возможна деформация стоп, развитие плоскостопия, заподозрить которое можно по неправильной постановке ног, появлению хромоты, жалоб на усталость после прогулки, стоптыванию обуви по внутреннему краю подошвы...

Опасность плоскостопия — в отсутствии амортизации стопы при ходьбе, из-за чего ее функции возлагаются на большие суставы и позвоночник. Отсутствие профилактики и своевременной терапии заболевания увеличивает риск возникновения сколиоза, грыж, артроза, остеохондроза и других негативных последствий, ухудшающих качество жизни ребенка.

Для профилактики плоскостопия

  • полезно ходить босиком по неровному природному рельефу — гладким камням, песку, мягкой траве; по ортопедическому коврику, поверхность которого имитирует гальку, имеет небольшие колючки или пуговицы;
  • делать массаж стоп, специальные упражнения;
  • использовать обувь по размеру с небольшим каблучком, мягким супинатором и жестким задником;
  • никогда не обувать ребенка в разношенные кем-то ботинки или туфли...

 kovrik-ot-ploskostopiya

 sovetyПравильное формирование костно-мышечной системы во многом зависит от адекватной физической нагрузки. Поэтому, приучайте юных спортсменов регулярно делать утреннюю зарядку, организовывайте для них подвижные игры на свежем воздухе, учите плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках...

 zaryadkv

Тренировки дома

Занятия гимнастикой дома

Профилактика плоскостопия

ОФП для четырехлеток

Дыхательная система

С трех до пяти лет у детей возрастает потребность в кислороде примерно на 40%. При этом жизненная емкость легких увеличивается примерно до 900—1060 см3.

Изменяется тип  дыхания. Благодаря укреплению мышц плеч, брюшное дыхание верхней частью живота, переходит в грудное, при котором приподнимается и опускается грудная клетка.

Закаленные, крепкие и тренированные детки в  спокойном расслабленном состоянии должны делать 25 — 30 вдохов в минуту. В этом случае легкие хорошо вентилируются и становятся практически недоступными и неуязвимыми для респираторных инфекций, вирусов и аллергии.

Дыхание свыше 30 вдохов в минуту  считается поверхностным и частым. Для хорошей вентиляции легких такого дыхания недостаточно, поэтому риск простудных заболеваний возрастает. Кроме того, частое и неглубокое дыхание может привести к бронхиальной астме или астматическому бронхиту. 

Среди причин, не позволяющих ребенку дышать полной грудью, можно отметить недостаток физической активности, закаливающих процедур, нарушение осанки, избыточный вес, повышенное газообразование в кишечнике...

 vazhno

Детям, имеющим проблемы с дыханием, будут полезны упражнения, требующие усиленного выдоха (игры с пушинками, легкими бумажными изделиями), а также дыхательная гимнастика.

У четырехлеток из-за недоразвитой носовой полости, узких носовых ходов, нежной и ранимой слизистой затруднено дыхание носом, поэтому они часто дышат открытым ртом, что приводит к простудным заболеваниям, воспалению глотки и гортани, отитам, бронхитам, неправильному развитию твердого неба и формированию прикуса, нарушению нормального положения носовой перегородки, логопедическим проблемам...

Учите детей дышать носом, так как при дыхании через нос воздух согревается, увлажняется и обеззараживается, а проходя по носовым ходам, раздражает особые нервные окончания, усиливая тем самым глубину дыхания.

dyhanie-nosom

Примите во внимание, что опорные кости носовой перегородки четырехлеток еще не окостенели, поэтому, даже незначительные ушибы в области ушей и носа  могут привести к травмам.

Сердечно-сосудистая система

Продолжается развитие сердечно-сосудистой системы. Сосуды постепенно расширяются, увеличивая интенсивность кровоснабжения...

При сильной нагрузке, неокрепшая сердечная мышца, все еще легко утомляется. При этом лицо ребенка может краснеть или бледнеть, его дыхание учащается, появляется одышка, нарушается координация движений... Для нормализации ритма сердечных сокращений и восстановления работоспособности сердечной мышцы, ребенку следует отдохнуть, либо заняться деятельностью, не требующей физической активности.

serdechno-sosudistaya-sistema

Старайтесь контролировать артериальное давление. Записывайте результаты измерений и отслеживайте динамику. Если показатели выходят за границы допустимых норм, тщательно обследуйте ребенка и выявите причину отклонений. Не забывайте о контроле показателей холестерина в крови.

 serdtse

О профилактике заболеваний сердца дошкольников

Сердечно-сосудистые заболевания у детей: вопросы от родителей

Нервная система

Продолжает совершенствование нервной системы.  Вследствие незрелости нейронов, в нервных центрах преобладает возбуждение над торможением. Поэтому, при изменении привычного уклада жизни, психологических и физических перегрузках дошкольники часто проявляют бурные эмоции, капризничают, плохо себя ведут.

Условное торможение в этом возрасте формируется с трудом. Запретив что-либо ребенку один раз, не нужно думать, что он запомнит это навсегда и будет сразу же вести себя так, как хочется вам. Для усвоения запрета, необходимо  постоянно его закреплять. В то же время злоупотребление запретами (не бегай, не кричи, положи на место и т. д.) способно привести к срыву нервной системы малыша.

Родителям важно знать, что дети в возрасте 2 — 7 лет часто подвержены риску развития невроза. Спровоцировать заболевание может

  • сильное эмоциональное потрясение;
  • внезапный испуг;
  • чрезмерная усталость, постоянное недосыпание;
  • проживание в «неблагополучной» семье;
  • неправильное воспитание (завышенные требования, авторитаризм, гиперопека, физические наказания);
  • начало посещения ребёнком детского сада;
  • появление в семье другого ребёнка;
  • развод родителей;
  • генетическая предрасположенность к невротическим расстройствам...

При неврозе детки становятся раздражительными, излишне возбудимыми, либо, напротив, пассивными, плаксивыми, часто впадают в истерику, могут биться головой обо что-либо, разбрасывать игрушки, грызть ногти... Они боятся находиться в закрытом помещении, не реагируют на взрослых... Все это негативно сказывается на активности, самостоятельности и любознательности маленького человека.

К признакам невроза относятся навязчивые движения частями тела (шмыгание носом, постукивание ногой, подергивания плечами и т.д.), заикание, тик, энурез, беспричинные тревоги и страхи.

Негативно влиять на психику могут и неадекватные возрасту и развитию информационные перегрузки, связанные с увлечением родителями ранним развитием. Не стоит нагружать малыша огромным количеством знаний не по возрасту, посещать бесчисленные кружки и секции.

Надо понимать, что у четырехлеток недостаточно развито ощущение усталости. Им сложно в полной мере оценить уровень своего утомления и выразить свои ощущения словами, даже при сильном изнеможении. Старайтесь строго дозировать любые нагрузки, в т.ч. и интеллектуальные. Позвольте крохе в спокойном темпе знакомиться с миром, получая от процесса удовольствие. Ваша задача — не загрузить голову маленького человека энциклопедическими знаниями, а стимулировать его познавательную активность, развивать любознательность, сохранить психическое и физическое здоровье...

Игры для укрепления нервной системы ребенка

Нейропсихологические игры

Зрение

Зрительный аппарат четырехлеток продолжает формироваться: развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв... Зрение в этом возрастном периоде практически такое же, как у взрослых. Малыши хорошо воспринимают все цвета, у них развивается способность чётко видеть на разных расстояниях...

Дошкольники четвертого года жизни. Особенности воспитания и развития

Как правило, с 4 лет существенно возрастает нагрузка на глазки: в дошкольных учреждениях и дома деток начинают учить чтению и письму, в их арсенале появляется множество игр с мелкими деталями, предметами... Перед родителям встает наиважнейшая задача сохранения здоровья зрения ребенка —

Несоблюдение гигиены зрения приводит к заболеваниям глаз, что, в свою очередь, оказывает заметное влияние на физическое и психологическое развитие крохи, который начнет испытывать трудности с запоминанием, мыслительными операциями, концентрацией внимания, работоспособностью, координацией движений... Все это может препятствовать полноценному использованию и развитию интеллектуальных и физических возможностей дошкольника.

Чтобы малыш излишне не переутомлял глаза, позаботьтесь о хорошем освещении, особенно в комнате для занятий; используйте книжки с крупным шрифтом,  ограничьте просмотр телевизора, игры за планшетом...

Учитывая, что многие заболевания органов зрения развиваются незаметно, не пропустить тревожные звоночки поможет специальная таблица для тестирования остроты зрения.  Распечатайте таблицу и проверяйте зрение крохи в домашних условиях.

Важно, чтобы тестирование проводилось в хорошо освещенной комнате,  ребенок во время процедуры не прищуривался и отвечал на вопрос не дольше 2-4 секунд.

В норме дошкольник должен увидеть каждым глазом все изображения нижней, 10-й строки (допускается 1 ошибка).

 tablitsa-orlovoy

Скачать таблицу можно здесь

Подобное тестирование особенно будет полезно малышам, у которых один или оба родителя имеют проблемы со зрением, есть родственники, страдающие глаукомой, либо сам малыш появился на свет недоношенным...

Стоит посетить офтальмолога, если

  • ребенок путает цвета;
  • очень близко смотрит к телевизор;
  • жалуется на головные боли, тяжесть в области глаз;
  • часто трет, чешет глаза;
  • глаза слезятся, краснеют, имеются выделения из глаз...

При проблемах со зрением, особенно прогрессирующих, не занимайтесь самолечением!

Вам пригодится:

гимнастика для глаз №1,  №2 , №3

зарядка для глазок со Смешариками,  Звездное небо, Шарики воздушные

Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения

Рекомендации для родителей детей с нарушением зрения

Слух

Слух, как и зрение, играет огромную роль в восприятии детьми окружающей среды, формировании их коммуникативных навыков, интеллекта и психики, и нуждается в очень бережном отношении...

Родителям важно знать, что у четырехлеток в ушах легко возникают воспалительные процессы, способные распространяться на мозговые оболочки...

Это очень опасно!

Запущенный отит, применение сильных антибиотиков и неправильно подобранных ушных капель могут стать причиной тугоухости у детей. Поэтому, при первых признаках заболевания поспешите к доктору для подбора качественной терапии.

 otit-u-rebenka

Учитывая ранимость органа слуха и незавершенность формирования центральной нервной системы, дошкольники очень чувствительны к шумовому загрязнению.

В случае, если их жизнь протекает на фоне постоянного шума, появляется опасность стойкого снижения слуха.  Кроме того, шум снижает общую работоспособность растущего организма, провоцируя повышение артериального давления, появление головных болей, раздражительности, нервозности, тревожности, негативно влияя на когнитивные способности... Поэтому пока ребенок еще мал, рядом с ним не включайте громко музыку или телевизор, не надевайте ему наушники... Для избежания риска получения акустической травмы, избегайте мест с повышенной концентрацией шума...

shum

К сожалению, малыши, даже при высокой степени снижения слуха, не могут понять, а, тем более, объяснить, что плохо слышат. Детки понемногу привыкают  к своему состоянию, поэтому понять, что им нужна помощь, можно лишь по косвенным признакам:

  • малыш часто переспрашивает вас;
  • не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом;
  • приближается к источнику звука ухом;
  • жалуется на странные шумы в ушах;
  • теребит ушные раковины, оттягивает их, пытаясь расслышать сказанное;
  • постоянно просит увеличивать громкость телевизора, близко садится к нему;
  • не может определить источник звуков;
  • напряженно следит за губами собеседника;
  • разговаривает громко, неправильно произносит слова, звуки, пропускает буквы, окончания, предлоги;
  • плохо усваивает информацию в аудиоформате;
  • отстает в развитии...

ЛОР-болезни у детей

Проверка слуха онлайн

Рекомендации по сохранению слуха

Причины снижения слуха у ребенка

Вес, рост, окружность головы и груди

Четырехлетки растут уже не так быстро, как в предыдущие годы. Многие из них, подходя к пятому дню рождения, станут тяжелее на 1-4 кг и выше на 2-7 см. Разница в антропометрических показателях между сверстниками может составлять до 20 см в росте и до 15 кг в весе. И это не удивительно, т.к. у каждого малыша свой темп развития, на который влияет множество факторов: характер  протекания беременности, рост родителей, национальная принадлежность, общее состояние здоровья и образ жизни конкретного ребёнка... Поэтому, прежде чем начинать беспокоиться по поводу роста и веса крохи, постарайтесь оценить эти факторы вместе и загляните в таблицы, расположенные ниже.

Если показатели роста, веса «не дотягивают» до графы «очень низкий», либо находятся  за пределами графы «очень высокий», обратитесь за  консультацией к педиатру и эндокринологу для выявления возможных проблем со здоровьем малыша. Это важно: болезни, сопровождающиеся нарушением роста, в дальнейшем могут приводить к различным нарушениям физического и психического здоровья. Причины отклонений, как правило, кроются в неправильном обмене веществ, нарушении гормонального фона, малоподвижном образе жизни, плохо сбалансированном питании...

Показатели роста (см)

pokazateli-rosta-detey-4-5-let

 formuly

 interesnye-fakty-o-roste-i-vese

 genetikaПоказатели веса (кг)

 pokazateli-vesa-v-kilogrammah

Показатели окружности головы (см)

pokazateli-okruzhnosti-golovy-detey-4-5-let

Показатели окружности груди (см)

pokazateli-okruzhnosti-grudi-detey-4-5-let

Возрастные особенности четырехлеток

Отличия мальчиков и девочек

Из таблиц, представленных выше, можно заметить, что вес и рост четырёхлетних мальчишек и девчонок пока примерно одинаковый.

Однако, начинает просматривать разница в их физическом, психическом, интеллектуальном развитии...

Итак, мальчики-четырехлетки

  • гораздо активнее своих сверстниц: превосходят их в подвижных играх, быстрее бегают, прекрасно катаются на велосипеде. Они пытаются освоить максимум пространства, им сложно усидеть на месте. Самым жестким и крайне неэффективным наказанием для них может стать запрет на движение;
  • познают мир через тактильное восприятие: им хочется все потрогать и пощупать;
  • большую часть информации воспринимают зрением;
  • с учетом преобладающей активности правого полушария, отвечающего за пространственное мышление и конструирование, легко прослеживают траекторию движущегося объекта, представляют объемные фигуры;
  • имеют хорошую координацию рук и глаз, с удовольствием играют с конструкторами, любят строить из блоков, без проблем собирают пазлы;
  • не могут выдерживать длительного эмоционального напряжения: если долго ругаете проказника — он перестает вас слышать, поэтому старайтесь конкретно и понятно объяснять причины своего недовольства;
  • они оптимистичнее, простодушнее и откровеннее девчонок...

otlichiya-malchikov-ot-devochek

Девочки

  • благодаря более развитому левому полушарию, отвечающему за интеллект и беглую речь, говорят сложными предложениями, правильно решают логические задачи, с легкостью запоминают стихи;
  • более обидчивые и впечатлительные, они чаще нуждаются в похвале и более эмоционально воспринимают наказание;
  • чувствительны к шуму;
  • большую часть информации воспринимают на слух;
  • легко переключаются с одного вида деятельности на другой;
  • склонны к подражанию взрослым, стараются быть похожими на своих мам;
  • в силу большей, чем у мальчиков, подвижности психики, чаще испытывают чувство страха...

brat-s-sestroy

Постепенно интеллектуальные различия между разнополыми детьми сотрутся, а физические различия станут ещё заметнее.

Детки растут...

Одним из признаков взросления становится осознание малышами своей половой принадлежности.

И, если, до этих пор, вы не видели разницы в воспитании мальчиков и девочек, то пришло время понять, что воспитание женственности в дочерях и мужественности в сыновьях — два абсолютно разных пути...

О разнице в воспитании юных джентльменов и принцесс можно прочитать здесь и здесь

Об особенностях воспитания детей разного пола читайте здесь и здесь

Что умеют четырехлетки?

Двигательные навыки и умения

На четвёртом году малыши лучше владеют своим телом. У них активно развивается крупная и мелкая моторика, координация, равновесие, появляется скорость в движениях, закрепляются приобретённые навыки и появляются новые...

В этом возрасте их можно приобщать к занятиям танцами, гимнастикой, плаванием, футболом...

Дошкольники четвертого года жизни. Особенности воспитания и развития

В норме, четырехлетние непоседы

  • кувыркаются вперед; бегают, при беге способны быстро менять направление;
  • умеют взбираться по веревочной лестнице; прыгать с места и с разбега; спрыгивать с высоты 20 — 25 см;
  • могут ловить и удерживать мяч двумя руками, попадать им в цель, перебрасывать его через препятствие...
  • способны сделать несколько прыжков на одной ноге;
  • ходят на носочках, пятках, на наружных сторонах стоп; приставным шагом, высоко поднимая колени;
  • любят убегать и догонять;
  • преодолевают препятствия, перелазят через предметы и пролезают под ними;
  • уверенно поднимаются и спускаются по ступенькам и гимнастической лесенке;
  • едят без помощи взрослых и правильно используют столовые приборы;
  • самостоятельно одеваются и раздеваются...

Мелкая моторика

tsitata-suhomlinskogo

Высказывание В.А.Сухомлинского можно дополнить всем известной фразой: Кисть руки — это «вышедший наружу» головной мозг. Из чего следует вывод, что кисть руки с хорошо развитой мелкой моторикой, оказывает существенное влияние на развитие таких психических процессов, как внимание, зрительная и двигательная память, восприятие, мышление и речь, пространственные представления...

motorika

Итак, четырехлетки должны владеть следующими навыками:

 melkaya-motorika-detey-4-le

Моторика и речь. Развитие мелкой моторики

Как помочь малышу развить мелкую моторику кистей и пальцев рук?

Развивающие игры для дошкольников. Мелкая моторика, воображение, речь.

Творчество и мелкая моторика

Речь

Исходя из обстановки, в которой растет малыш, состояние его речи может быть очень разным: от прекрасного владения возможностями родного языка до невнятного бормотания со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.

В семьях, где родители все свои обязанности, связанные с развитием дошкольников, делегировали бабушкам-дедушкам, няням, воспитателям, говорить о становлении красивой и правильной речи  будущего школьника, в принципе, не приходится...

interesnye-fakty

Развивая речь дочек-сыночков,  находите время для чтения книг;  учите стихи, считалочки, прибаутки, потешки... Больше разговаривайте с детьми и поощряйте их стремление делиться с вами своими впечатлениями о том, что они видели, делали...  Находите время выслушать юных собеседников, никогда не обрывайте их попытки общаться...

Если же, напротив, ваше чадо — образец молчуна, в видео ниже вы найдете советы, которые помогут его разговорить...

Как правило, дошкольники четвертого года жизни

rech-v-4-goda

Показателем качества детской речи в 4 года является её связность и последовательность изложения мыслей. Чем лучше будет развита речь, тем с меньшими проблемами в освоении школьной программы столкнется будущий первоклассник... Занимайтесь, не теряйте время!

Видео:

О речи ребенка в 4 года

Советы родителям по развитию речи

Развитие и исправление речи (для 4-6 лет)

Уроки с логопедом

Статьи:

О задержке речевого развития четырехлеток

Отклонения в речевом развитии

Социально-эмоциональное развитие

Уделяя большое внимание физическому и умственному развитию любимого чада, мало кто из взрослых задумывается о формировании эмоционального интеллекта крохи, считая, что тот разовьется сам, без вмешательства извне...

И это — глубокое заблуждение...

Исходя из того, что чувственная сфера является важной составляющей в развитии деток, и способна оказать существенное влияние на их внимание, память, способность к обучению, умение общаться и, даже на физическое и психическое здоровье, участие родителей в эмоциональном воспитании крайне необходимо!

devochka-udivlyaetsya

В 4 года дети уже распознают множество эмоций: радость, печаль, обиду, грусть, стыд, злость, страх (боязнь темноты, сказочных персонажей, животных, одиночества, замкнутого пространства)... Появляется чувство вины...

Эмоционально-окрашенными  становятся их мимика, жесты, интонации, позы, походка... В этом юном возрасте дети способны понять настроение окружающих, проявлять к ним сочувствие, сопереживание...

ob-emotsionalnom-intellekte

Для правильного эмоционального развития необходимо

  • учить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, а также понимать эмоциональные состояния других людей;
  • бережно относиться к чувствами крохи: стараться понять причины его переживаний или злости, быть вместе с ним в радости и печали...
  • формировать способность к сотрудничеству; развивать коммуникативные навыки;
  • учить избегать конфликтов; помогать осваивать позитивные формы общения;
  • поощрять стремление быть полезными для окружающих, проявлять внимание к их нуждам;
  • формировать представление о хороших и плохих поступках, о добре и зле...
  • грамотно помогать преодолевать страхи и проблемы в поведении;
  • тщательно подбирать слова для выражения своего недовольства: не употреблять обидных слов, не сравнивать шалуна с другими детьми, не упрекать в несовершенстве...
  • с терпением и пониманием относиться к протестам и бунтам маленького человека, не подавлять его волю, избегая тем самым опасности развития пассивности, зависимости, инфантильности.  В то же время не стоит позволять  командовать собой и добиваться всего через истерики, иначе это станет привычкой, с которой будет трудно бороться.

 rebenok-chertenok

Развивая у ребенка эмоциональную сферу, вы помогаете ему легче адаптироваться (сегодня и в будущем) к постоянно меняющимся условиям жизни, легче  справляться со стрессами и сложными ситуациями, правильно воспринимать критику, добиваться поставленных целей...

emotsii

 emotsionalnyy-intellekt

Что касается социализации, то надо отметить, что дошкольники 4 лет в полной мере еще не осознают социальные нормы и правила поведения, тем не менее,  у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо или не надо себя вести. Постепенно они познают мир социальных ролей, определяют свое место в обществе...

Как правило, четырехлетки

  • нуждаются в общении со сверстниками и умеют находить с ними общий язык;
  • любят совместные игры и занятия;
  • способны делиться игрушками;
  • примеряют на себя роль взрослых: играют в дочки-матери, больницу, школу, магазин, изображают супергероев...
  • во время игр проявляют всю гамму эмоций: ссорятся, мирятся, помогают, ревнуют, дружат;
  • бывают чрезмерно шумными, задиристыми; могут хвастаться и завидовать...
  • обладают чувством юмора: смеются над забавными моментами, придумывают смешные шутки;
  • любят помогать друг другу и взрослым...
  • ко взрослым обращаются на «вы» и по имени-отчеству;
  • используют в речи «вежливые» слова;
  • знают, как себя вести в общественных местах...
  • нуждаются в похвале и оценке своих действий;
  • остро реагируют на равнодушие и невнимательность со стороны взрослых;  могут быть чувствительными и ранимыми...
  • начинают вести себя немного властно; могут проявлять признаки агрессии;
  • способны скрывать правду или даже начать лгать, чтобы избежать неприятностей, даже если знают, что это неправильно;
  • устраивают истерики из-за того, что не получили желаемого;
  • стремятся быть самостоятельными...

Эмоциональное развитие ребенка — новое направление в общем развитии личности

Цитаты из книги «Как воспитать ребенка с высоким эмоциональным интеллектом»

Интеллектуальное развитие

У ребенка 4-5 лет закладываются основные предпосылки для успешного усвоения точных наук, а также письма и чтения. В этот период идет бурное развитие интеллекта и начинается этап освоения, понимания и принятия окружающего мира.

В норме, четырехлетний ребенок должен

  • знать, свою фамилию и имя,  адрес, название города и страны, где живет, а также имена и фамилии родителей, их профессии и место работы;
  • удерживать внимание не менее 8 — 10 минут;
  • знать, по меньшей мере, семь цветов;
  • запоминать в общих чертах сюжет и детали прочитанного;
  • знать и различать времена года и время суток;
  • иметь элементарные знания в области окружающего мира, математики, музыки, рисования, конструирования...

okruzhayuschiy-mir

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

Учитывая, что маленькие дети — прирожденные исследователи, предлагаю проделать вместе с ними простые, но очень увлекательные опыты, описание которых найдете  здесь и здесь

opyty-dlya-detey

На канале «Нескучная лаборатория» вас ждет еще больше новых открытий...

 matematika

Простая математика для детей 4 — 5 лет

Математика для детей 4 – 5 лет  часть №1 и часть 2

hudozhestvenno-esteticheskoe-vospitanie

Художественно-эстетическое воспитание

Неуемное любопытство дошкольников, их желание все делать самим, а также общение со сверстниками, регулярные занятия с педагогами, родителями, положительно влияют на развитие памяти, мышления, внимания и других психических процессов, без которых немыслима эффективная умственная деятельность человека.

Кратко рассмотрим особенности памяти, внимания и мышления четырехлеток.

Память

Память играет огромную роль в становлении мышления малыша, его психической зрелости, речевой активности и восприятия...

В дошкольном возрасте отмечается пик ее активности, поэтому вы можете наблюдать поразительную способность деток к запоминанию и воспроизведению новых слов, стихов, сказок... Но это запоминание все еще носит механический, непроизвольный характер. И хорошо откладывается в памяти  лишь то, что очень интересно, либо то, что производит на кроху сильное эмоциональное впечатление...

Тем не менее, понемногу появляются элементы произвольного запоминания, и вчерашние несмышленыши способны сохранять в памяти несложные установки при выполнении каких-либо задач, запоминать поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение...

Задумываясь о будущих школьных успехах маленького человека, не стоит пускать на самотек развитие его памяти, так как хорошая, «послушная», гибкая память значительно облегчит образовательный процесс в школе...

Старайтесь тренировать память ежедневно, но исключительно в игровой форме, не переутомляя кроху, чередуя умственный труд с физической активностью.

Вам в помощь уникальные курсы по развитию памяти  в видео ниже:

КИНЕЗИОЛОГИЯ: упражнения для развития памяти и внимания

Память четырехлеток: особенности, рекомендации и оценка ее развития

Игры для развития памяти и внимания для дошкольников 4 — 6 лет

Внимание

От того, насколько внимательно дошколята научатся слушать и слышать, вникать в услышанное, концентрировать свое внимание, в дальнейшем будет зависеть их способность приобретать и накапливать полученные знания, быть успешными не только в учебе, но и в жизни...

В этом возрастном периоде, как правило, детки

  • могут по просьбе взрослого направлять свое внимание даже на неинтересные им предметы, формируя таким образом произвольное внимание;
  • способны увлекаться интересной игрой, внимательно слушать рассказы взрослых...

Однако, из-за неумения сознательно поддерживать внимание длительное время, они легко отвлекаются, переключаясь с одной деятельности на другую. Поэтому требовать от ребенка длительной концентрации внимания в этом возрасте — бессмысленно.

Чтобы малыш рос внимательным, его необходимо этому учить, используя интересные и правильно подобранные игры, с помощью которых развивается не только интенсивность и концентрация внимания, но и его устойчивость.

Для сведения! Нормой концентрации внимания для четырехлеток считается  максимум 20 минут, а для болезненных детей этого возраста — не более 8 минут. Время концентрации внимания у конкретного ребенка должно увеличиваться каждый год на 2-5 минут.

5 упражнений на развитие внимательности

О внимании дошкольников

Игры на развитие внимания

Мышление

У детей четырехлетнего возраста активно развивается образное мышление. Они начинают делать выводы о предметах и явлениях, не взаимодействуя с ними напрямую, а, например, увидев на картинке.

Колоссальное влияние на процесс мышления оказывает формирование активной речи дошкольника. Задавая вопросы взрослым, он многое узнает о том, что ему интересно или непонятно, выясняет скрытые характеристики и связи предметов...

Если родители методично развивали мышление ребенка, использовали обучающие и развивающие игры, малыш может не только опережать в развитии своих ровесников, но и вырасти нестандартно мыслящей и неординарной личностью!

myshlenie

Итак, в четыре года, дошкольник должен уметь

myshlenie

Игры и упражнения для развития когнитивной сферы

Что должен уметь ребенок в 4 года

Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?

Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, и, оставленные без внимания, даже небольшие задержки в физическом, психическом и умственном развитии, способны привести к нежелательным последствиям.

Если вы замечаете, что малыш постоянно испытывает трудности в освоении новых навыков, стоит получить консультацию специалистов, чтобы не услышать оглушающее: «Где вы были раньше?»

К счастью, многое в этом возрасте можно успешно компенсировать. Важно, чтобы коррекция была начата вовремя  и грамотно проводилась.

Итак, вы должны насторожиться, если ребенок

  • слишком агрессивен, застенчив, тревожен или боязлив;
  • чересчур  подвижен или, напротив, очень медлителен;
  • часто находится в подавленном состоянии;
  • лишен чувства опасности и страха; не боится потерять вас и не отзывается на свое имя на прогулках;
  • испытывает проблемы со сном, самостоятельным приёмом пищи, посещением туалета;
  • не играет с игрушками и не интересуется ими;
  • проявляет жестокость к животным, игрушке или другим детям;
  • не может сосредоточиться на одном занятии даже несколько минут;
  • имеет скудный словарный запас; повторяет слова, не понимая их смысл; в речи преобладает интонация с высокими тонами в конце предложения, или, так называемая, «птичья речь» или свой язык, когда кроха разговаривает сам с собой «под нос»;
  • плохо излагает свои мысли, не использует в речи сложные предложения, не запоминает сюжет рассказа, не способен выучить короткий стих; не умеет обобщить несколько предметов одним словом;
  • испытывает проблемы при общении с другими детьми, отказывается играть с ними; не идет на контакт с другими людьми (самостоятельно и в ответ на обращение);
  • не различает «своих» и «чужих» людей: может спокойно забраться на колени к незнакомому человеку;
  • не может назвать своё имя, фамилию и пол, показать на пальчиках сколько ему лет;
  • проявляет тревогу при каких-либо изменениях в комнате или внешности;
  • отказывается от одежды определенного цвета или текстуры;
  • не знает основные цвета, простые геометрические фигуры, не может посчитать до 5; не способен держать в руке карандаш, строить пирамидку из 5 кубиков;
  • не может самостоятельно вымыть руки, чистить зубы, одевать и снимать одежду;
  • не умеет прыгать на месте; плохо держит равновесие и плохо скоординирован, поэтому с трудом спускается по ступенькам;
  • избегает ходить с вами за руку, сразу же выдергивая ее;
  • теряет навыки, приобретенные ранее...

Перечисленные признаки могут указывать, что задержка развития, вероятно, есть, Но, окончательный вердикт могут вынести только специалисты. В ваших силах помочь им сделать правильные выводы: заведите дневник развития ребенка, записывайте в него свои радостные и тревожные наблюдения... Проанализировав представленные записи, педиатр сможет более объективно оценить ситуацию и, при необходимости, назначить консультации узких специалистов — детского психолога, невролога, хирурга, логопеда...

Важно решать проблемы ещё на стадии их возникновения, не теряя драгоценных недель, месяцев, лет...

Дополнительно полезные статьи и видео


Четыре года — возраст перехода к детской ответственности

Почему дети нас не слышат

Детская агрессия

Правильная гигиена в четырёхлетнем возрасте

Полезные навыки, которым стоит обучить ребенка

«О детях по-взрослому»: возраст (4-6 лет). Людмила Петрановская

Советы родителям

10 заповедей родителям  от великого польского педагога Януша Корчака

Фразы, разрушительные для психики ребенка

5 идей игр для детей 3 — 6 лет

25 игр для детей 3 — 4 лет

 ornament

Воспитание и развитие четырехлеток – дело интересное, но не простое и очень ответственное.  Желая в будущем видеть своего ребенка успешным, счастливым, уверенным  в себе человеком, старайтесь сегодня и каждый последующий день его жизни с радостью и удовольствием вкладывать свои силы и время в развитие любимого чада! Не упускайте возможности, которыми его щедро одарила природа именно в этом возрастном периоде,  и вы обязательно увидите результаты, которыми по праву будете гордиться! 

Удачи! У Вас все получится!

 doshkolniki

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-школа для родителей "Мы и наши дети"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Яндекс.Метрика