У ребенка дисграфия! Что делать?

Дисграфия - это приговор? Нет, дисграфию можно скорректировать! Но это не быстрый процесс...

Рада вновь приветствовать вас, мои дорогие читатели! Сегодня поговорим о такой, увы, распространенной проблеме у младших школьников, как дисграфия (расстройство письменной речи).

Некоторые родители  даже не подозревают о существовании подобного расстройства, считая, что трудности с письмом — последствия  невнимательности  детей на уроках,  их нежелании хорошо учиться... Попытки  исправить ситуацию уговорами, наказаниями оказываются не только бесполезными, но и очень вредными: у ребенка формируется тревожность, неуверенность в себе, замкнутость, страх перед ошибками...

Родители должны понимать, что причинами искаженного  или нечеткого почерка; стойких, повторяющихся ошибок могут быть недостаточно сформированные  или разрушенные    психические  функции, принимающие участие в реализации и контроле письменной речи. Без вмешательства специалистов эта проблема не исчезнет.  Поэтому важно своевременно обратиться за консультацией невролога,  логопеда-дефектолога, педагога-психолога. Возможно, окулиста и  сурдолога.

Если диагноз  «дисграфия» подтвердится, придется набраться терпения, поскольку процесс  устранения проблемы может занять месяцы и даже годы...

Дополнительно о факторах возникновения, диагностике и методах лечения расстройства вы сможете узнать из статьи доктора-невролога Панкратовой И. В.  «Дисграфия — симптомы, лечение».

Виды дисграфии

Классификация дисграфии осуществляется на основе следующих критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

Расстройство редко проявляется в моноформе, чаще носит смешанный характер и зависит от тяжести нарушений в дошкольный период, поэтому в письменных работах можно увидеть ошибки и грамматического  и фонематического характера одновременно.

виды дисграфии

Указанные выше виды дисграфии, как правило, носят постоянный и устойчивый характер. В некоторых случаях могут  сопровождаться неречевыми отклонениями:  ослабленной памятью, рассеянным вниманием, психическими заболеваниями.

Причины

Проблемы с письмом обычно возникают вместе с другими трудностями в обучении. Так, множество ошибок при письме  может быть обусловлено  дислексией (трудности с  чтением). А плохой почерк — диспраксией  (способностью человека координировать и выполнять двигательные задачи). Часто дисграфия  встречается у детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью),  задержкой развития устной речи, левшей и амбидекстров.

Помимо этого, необходимо  рассматривать

причины дисграфии

Основные признаки

Родители или учителя могут заметить симптомы и выявить предрасположенность к дисграфии, когда ребенок только начинает заниматься письмом в школе, но регулярные занятия грамматикой не приносят нужного результата.

О  проявлениях дисграфии мы писали выше. Но есть еще ряд признаков, которые помогут определить проблему:

  • стремление избежать всех видов деятельности, связанных с письменной речью;
  • трудности при составлении рассказа по картинкам, заучивании стихов;
  • выполнение домашних письменных заданий занимает много времени и вызывает бурю негативных эмоций;
  • зависимость почерка от эмоционального состояния (чем больше расстроен, тем хуже почерк);
  • сложность размещения букв/слов на бумаге или на полях (плохое пространственное планирование);
  • частое стирание/зачеркивание;
  • несоответствие в расстоянии между буквами и словами;
  • зеркальное переворачивание букв по вертикальной/горизонтальной оси; изменение последовательности букв в слове;
  • плохое правописание, включая незаконченные слова или пропущенные слова или буквы;
  • отсутствие пунктуационных знаков и заглавных букв;
  • необычное положение запястья, тела или бумаги во время письма, сжатый захват ручки при письме (может привести к боли в руке).

Дисграфики могут путаться в порядке следования времен года и дней недели; плохо ориентируются в понятиях «лево-право», испытывают трудности с застегиванием пуговиц и завязыванием шнурков. Им сложно писать и думать одновременно, а креативные письменные задания часто бывают непосильными...

дети - дисграфики

Диагностика

Дисграфию может диагностировать психолог, в том числе и школьный... Он проведет академические и письменные тесты, позволяющие  определить  способность ребенка выражать мысли словами, оценить мелкую моторику (к примеру, отстучать пальцами ритм или повернуть запястье определенным образом...).

Специалист может попросить написать предложения или скопировать слова и буквы. В это время он посмотрит на

  • процесс написания;
  • положение рук и тела при письме;
  • оценит работу мелкой моторики;
  • проанализирует законченную работу.

Если выявятся предрасположенности ребенка к дисграфии, то первым делом необходимо исключить любые другие заболевания или состояния, которые могут вызывать трудности с письмом.

образец почерка дисграфия

Рекомендации родителям: как помочь своему ребенку?

Дисграфия не означает, что ребенок глупый  или ленивый. При помощи и поддержке со стороны родителей, специалистов, недуг можно скорректировать, уменьшив тем самым  его  негативное влияние на процесс обучения. Дисграфия — не приговор!

Первоначально детям с дисграфией показана логопедическая коррекция. Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалистам, тем быстрее  облегчите  малышу «школьные страдания». Как родители, вы  можете сами, в домашней обстановке,  проводить полезные профилактические занятия, способствующие обучению составления текстов и работе с мелкой моторикой, такие как

  • игра с глиной и пластилином для укрепления мышц рук;
  • ведение и удерживание линий внутри лабиринта для развития моторного контроля;
  • соединение точек или тире для создания полных форм букв;
  • начертание букв указательным пальцем или ластиком (на конце карандаша);
  • написание букв в воздухе;
  • мысленное представление буквы;
  • написание буквы по памяти через временной интервал, который постепенно увеличивается по продолжительности;
  • копирование букв;
  • письмо под диктовку и т.д.

Кроме того, для развития скорости письма  полезно писать любые тексты по 5 — 10 минут ежедневно.  Для домашних занятий в интернете можно найти и бесплатно скачать книгу О.В.Чистяковой «Исправляем дисграфию. 500 упражнений для учащихся 1-4 классов».орнамент

Дорогие родители! «Дисграфики» часто понимают свою проблему и боятся ее  проявления. Поэтому могут пропускать уроки, терять тетради по письму, мало общаться... Задачей взрослых в этом случае является не только лечение, но и оказание  детям психологической  поддержки. Важно не допустить отвращения к занятиям, усталости и недовольства ребенка собой!

Считаю, что из всех способов, которые  можно использовать в борьбе ребенка с дисграфией, особенно важен один — показать, что вы всегда рядом, особенно, когда ему тяжело и страшно. Что вы любите его таким, какой он есть, без всяких условий! И нет таких трудностей, которые вы не сможете преодолеть вместе...  Так вы повысите  самооценку ребенка и его уверенность в себе, поможете сохранить мотивацию к работе над трудными  навыками письма. А ваши отношения станут еще более теплыми и дружескими...

образец почерка дисграфия

Знаменитости, страдающие дисграфией, но добившиеся мирового признания

агата кристи дисграфия

До встречи, мои дорогие читатели. Верьте в своих детей, и у них все получится!

Здоровья и мира вашему дому!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-школа для родителей "Мы и наши дети"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Яндекс.Метрика