Диспраксия. Что за болезнь? Как распознать и чем помочь?

Диспраксия.  Что за болезнь? Как распознать и чем помочь?

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Ранее мы с вами уже  рассмотрели такие расстройства, как дисграфия, дислексия, дискалькулия, которые без своевременной коррекции способны внести в жизнь ребенка  множество неудобств.

Сегодня поговорим о диспраксии, патологии, нередко проявляющейся с самого рождения, и сопровождающей человека всю жизнь. Замеченная не сразу и/или оставленная без внимания, диспраксия  приводит к тому, что ребенку  становится сложно выполнять ежедневные действия, одеваться, разговаривать... Он плохо учится в школе, не может  нормально контактировать со сверстниками,  часто является мишенью для их насмешек... Отдаляясь от ровесников, остается в одиночестве... В результате, формируется заниженная самооценка, тревожность,  раздражительность, пассивность, развивается  множество других психологических проблем...

Родители же,  ничего не зная о глубинных причинах сложностей с которыми столкнулись их дети, испытывают порой по отношению к ним раздражение и даже злость. С их точки зрения, ребенок, у которого  нет никаких видимых нарушений, просто избалованный притворщик и лентяй, который может все, но не хочет приложить усилия...

Так ли это? Давайте разбираться!

Что такое диспраксия?

Диспраксия (синдром неуклюжего ребенка) — это нарушение движений и координации, при котором нейроны не способны сформировать точный путь для передачи нервного импульса, возникающего в коре головного мозга, к  двигательному  аппарату.

Влияя на мелкую и/или крупную моторную координацию, не влияет на интеллект, который развивается на должном возрасту уровне, если недуг не сочетается с другими заболеваниями центральной нервной системы, в том числе с аутизмом, синдромом Аспергера, параличами, педагогической запущенностью...

Тем не менее, практически всегда диспраксия приводит к трудностям в обучении, поскольку затрагивает речевую функцию, способность к самоорганизации и обработке информации. Из-за больших энергетических затрат на выполнение повседневных действий, такие дети быстро утомляются.

Виды  диспраксии

  • в зависимости от причины возникновения, выделяют следующие виды диспраксии:

классификация диспраксии по причинам возникновения

  • классификация недуга по типу действий, которые ребенок не может выполнить  в автоматическом режиме:

Диспраксия.  Что за болезнь? Как распознать и чем помочь?

  • определение  видов диспраксии на основе более конкретных двигательных нарушений:

диспраксия таблица 1

Каковы симптомы диспраксии?

У ребенка с диспраксией может быть сочетание нескольких проблем в разной степени. Помимо симптомов, описанных в таблицах выше, хочется заострить ваше внимание еще на некоторых из них.

Так, в первый год жизни родителям важно  обратить внимание на

  • замедление темпов физического развития: отставание от сверстников по росту, массе тела, пропорциям;
  • более позднее, чем у других  детей,  развитие  умения  ползать, сидеть, ходить и говорить...
  • нарушение сосательной функции;
  • нарушение циркадного ритма  сон-бодрствование;
  • раздражительность, частый плач;
  • проблемы с фиксацией взгляда и захватыванием предметов руками;
  • отсутствие интереса к играм...

У  дошкольников и школьников можно заметить:

  • плохой баланс: им  сложно  держать равновесие; стоять на одной ноге...
  • плохую координацию мелкой и крупной моторики;
  • плохую осанку,  задержку физического развития;
  • плохое понимание положения тела в пространстве,  отсутствие чувства направления движения;
  • повышенную чувствительность к прикосновениям;
  • непереносимость мытья волос, чистки зубов, стрижки ногтей и волос;
  • трудности с определением ведущей руки; с принятием решения в какой руке держать карандаш, ложку, игрушку;
  • трудности с самообслуживанием;
  • трудности  с выбором одежды — вся одежда кажется неудобной;
  • трудности при смене характера  движений: невозможность  перестроиться с быстрого темпа в  медленный и наоборот;
  • проблемы с речью — медленно учится говорить,  речь может быть бессвязной; скудный запас слов;
  • фобии или навязчивое поведение и нетерпеливость;
  • нежелание играть в конструктор, собирать пазлы, работать с бумагой и ножницами...

диспраксия у детей

Для школьников характерны симптомы, связанные с обучением

  • знают правильный ответ, но на вопрос ответить правильно не могут;
  • плохая память: не могут вспомнить, что учили накануне;
  • проблемы с логическим мышлением; освоением школьной программы;
  • ярко выраженная дисграфия, дискалькулия;
  • попытки избежать спортивных занятий;
  • трудности с планированием: что сделать и как сделать;
  • сложности с удержанием в памяти и выполнением сложных инструкций;
  • проблемы с поведением: в школе они изо всех сил стараются приспособиться к социально приемлемому поведению, но дома часто устраивают истерики.

Взрослые при диспраксии не могут

  • быстро писать и красиво выводить буквы;
  • правильно планировать время, поэтому часто опаздывают;
  • точно и быстро выполнять движения, из-за  чего им запрещено управление автомобилем...

Они испытывают трудности при

  • бритье, нанесении макияжа, завязывании шнурков;
  • занятии домашними делами: приготовлении пищи, уборке, глажке, стирке...

Что вызывает диспраксию?

Сегодня среди специалистов нет единого мнения по поводу возникновения патологии в детском возрасте. При отсутствии травмы мозга или другой очевидной причины, у малышей диспраксия  может быть вызвана генетической предрасположенностью, наследственными факторами, патологическим течением беременности (стрессовые ситуации, токсическое влияние лекарств, инфекции,  кислородное голодание плода и т.д.), сложными родами, родами не в срок, сенсорной депривацией, гипоопекой...

Иногда недуг проявляется у детей старшего школьного возраста  из‑за сильного стресса, чрезмерной учебной  нагрузки, проблемных  отношений с  ровесниками,  учителями...

Вторичная диспраксия у детей и  взрослых связана с  поражением  головного мозга (опухоли ЦНС, черепно-мозговые травмы, инсульты и др.).

Как диагностируется диспраксия?

Патология нуждается в раннем выявлении и начале комплексного лечения.  Но достоверно диагностировать ее  можно не ранее 4-х летнего возраста. При подозрении  на диспраксию,  обратитесь к педиатру, который при необходимости направит на консультацию  к неврологу, нейропсихологу, логопеду, офтальмологу  и т.д.

Диагностика диспраксии достаточно сложная, поскольку  заболевание маскируется под различные  патологические нарушения нервной системы и головного мозга.

Для постановки диагноза, специалист проведет сбор анамнеза: изучит историю перенесенных патологий, рассмотрит наследственные факторы, особенности течения беременности и родов, выслушает родителей о проявляющейся у ребенка симптоматике, проведет  целевое тестирование. При тестировании, как минимум, он  попросит малыша

  1. самостоятельно раздеться и одеться;
  2. нарисовать простой рисунок, собрать пазлы,  головоломку...
  3. сделать быстрое движение:  поднять руку, поднести палец к носу и т. д.;
  4. попрыгать на месте и через препятствия;
  5. продемонстрировать хождение на пятках, на цыпочках...
При подозрениях на органические дефекты в структурах центральной нервной системы назначит электроэнцефалографию, компьютерную или магнитно-резонансную  томографию, а для выявления сопутствующих заболеваний и оценки общего состояния здоровья  -  анализ крови и мочи.
Изучив результаты  исследований, специалисты подтвердят или опровергнут ваши опасения, назначат лечение.

Попытки самостоятельно  поставить диагноз и   подобрать  лечение могут  стать причиной быстрого прогрессирования недуга и развития осложнений!

Как лечится диспраксия?

Если говорить о профилактике диспраксии, то ее необходимо начинать  еще до рождения ребенка, включая для этого  весь комплекс мер по перинатальной охране плода и новорожденного.

После рождения малыша, профилактическое предотвращение  развития недуга, его исцеление медикаментозным или хирургическим методом невозможно. Только своевременная диагностика и вовремя начатая адекватная терапия, существенно улучшают прогноз на дальнейшее благоприятное нейроразвитие, а также на успешность обучения и социальную адаптацию.

Для лечения важна индивидуальная программа коррекции, составить которую может только специалист, поскольку  помимо характерного сочетания нарушений, у каждого ребенка  уже выработаны свои модели поведения, свои типы реакций на сложные задания.

К сожалению, полностью избавиться от диспраксии  не получится. Ее фрагментарные последствия  останутся  с ребенком на всю жизнь.

Нарушение требует длительной коррекции, поэтому настройтесь на годы ежедневного и упорного труда!

Коротко о том, что  нужно для лечения диспраксии:

Речевая и языковая терапия (занятия с логопедом)

При артикуляционной диспраксии ребенок может  пропускать, искажать, заменять сложные звуки более простыми, переставлять слоги. У него смазанное и неточное  произношение.

Задача логопеда – проведение коррекции артикуляторной диспраксии, предотвращение задержки речевого развития, профилактика дислексии, дисграфии, дискалькулии...

Логопед выбирает специальную систему упражнений, направленных на

  • развитие произношения звуков: обучение точной артикуляции фонем, работа со звуковыми схемами;
  • восстановление артикуляции: активная тренировка лицевых мышц, отвечающих за артикуляцию.

В структуру занятий включаются элементы фонетической и логопедической ритмики, массаж органов артикуляции, пассивная и активная гимнастика.

Эрготерапия

эрготерапия

Эрготерапия  больше напоминает игру, чем лечение: в игре ребенок  меньше испытывает  стресс и легче воспринимает информацию.

Эрготерапевт, наблюдая за малышом,   анализирует, насколько эффективно он выполняет свои повседневные дела.

Его задача при этом:

  • определить проблемные области в повседневной жизни детей и выработать практические решения. С помощью игровых элементов и специальных тренажеров  научить  их  самостоятельности в быту:  правильно одеваться и раздеваться, заботиться о личной̆ гигиене, самостоятельно принимать пищу, передвигаться по дому, гулять на улице...
  • найти способ обойти проблему, например, разбив действие на маленькие шаги и отработав отдельные движения. В качестве альтернативы ребенку могут потребоваться некоторые физические вспомогательные средства, такие как костыли для использования при ходьбе или подъемник для лестницы, установленный в доме.

Физическая реабилитация

Предполагает комплексную коррекцию двигательных навыков:

  • различные виды физической активности (прыжки на батуте, плавание и т.д.), подвижные игры на ловкость, точность движений;
  • кинезиотерапия: занятия на стабилоплатформе и виброплатформе, лечебная физкультура; гидрокинезотерапия (сочетание лечебного плавания с выполнением упражнений на водных тренажерах и гидромассажем)...
  • физиотерапия; массаж.

стабилоплатформа

Помощь психолога

Психолог помогает родителям найти контакт с ребенком и сделать семейное воспитание более гармоничным.

Его  методы  направлены на

  • формирование  у ребенка уверенности  в себе;
  • систематизацию и организацию его мышления;
  • коррекцию сопутствующих расстройств поведения и эмоционально-волевой сферы.

Нейропсихологическая коррекция

заключается в

  • стимуляции тактильных, зрительных, обонятельных и вкусовых ощущений;
  • проведении суджок-терапии, пальчиковой гимнастики; сенсомоторных  игр,  сеансов песочной и арт-терапии;
  • занятиях с использованием бизиборда — деревянной  доски с различными элементами для развития мелкой моторики и мышления ребенка;
  • тренировках на балансировочной доске для мозжечковой стимуляции  и т.д.

Целенаправленная,  дозированная стимуляция сенсорных каналов с помощью различных видов движения приводит к постепенному  формированию адекватных  моторных ответов на раздражители  центральной  нервной системы.

бизиборд

Детям с диспраксией  полезно петь, лепить, рисовать, шить, чертить, заниматься моделированием, аппликацией,  трудотерапией (включая работу по дому)...

 

 

Дополнительно о диспраксии можно посмотреть видео здесь и здесь.

орнаментДорогие родители! Если в вашей семье растет ребенок с диспраксией

  • обязательно подумайте  о его безопасности. Для избежания серьезных травм расположите мебель и предметы интерьера так, чтобы  ребенку  было  удобно передвигаться по квартире,  без риска уронить что-либо  на себя. Уберите подальше все хрупкое, тяжелое, острое... Наклейте силиконовые накладки на углы мебели. Детскую обувь покупайте с нескользящей подошвой, а скользкие полы покройте мягкими коврами...
  • поощряйте  любые занятия детей, направленные на освоение нужных  навыков; ставьте  перед ними  достижимые цели и предлагайте   пути их достижения; хвалите за попытки достижения цели, независимо от результата... Находите время для любой  совместной деятельности  с  ребёнком, которая зарядит его положительными эмоциями  и позволит  улучшить двигательные способности.
  • обеспечьте спокойную атмосферу: исключите  ссоры, крики, ругань;
  • наберитесь терпения!

Прощаясь, хочется подчеркнуть главную мысль  статьи:

Дети с диспраксией — нормальные, милые и умные, но им сложно планировать и организовывать свои действия или поведение. Понимание и помощь всех, кто с ними сталкивается, является важной частью их учебного и жизненного процесса. Они не тупые, не глупые, не ленивые – они просто другие!

Ваша правильная позиция по отношению к малышу с диспраксией, тесное взаимодействие со специалистами,  будут способствовать  его развитию, и рано или поздно вы увидите заметные улучшения!

Помните, что любовь родителей способна творить чудеса!

Подтверждение  тому -  актер Дэниел Рэдклифф, исполнитель роли Гарри Поттера. Он не скрывает, что страдает от диспраксии, испытывая все ее «прелести».  Тем не менее, отмечает, что стал актером именно благодаря своему недугу!

Актер Дэниел Рэдклифф

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-школа для родителей "Мы и наши дети"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Яндекс.Метрика