Что такое синдром госпитализма у детей? Виды депривации в детском возрасте

mat-i-ditya

Глядя на новорожденных малышей, мы всегда мечтаем о том, чтобы будущее каждого из них было безоблачным и прекрасным...

Но, к сожалению, во все времена многим детям, вопреки их воле, приходилось сталкиваться с различными, травмирующими их нежную психику, обстоятельствами, перед которыми в силу своего возраста они оказывались бессильны, не могли предотвратить их или как-то на них повлиять...

Лишения, переживаемые детьми во время войн, эпидемий, стихийных бедствий ужасны... И, если эти беды рано или поздно заканчиваются, то жестокое обращение в семье, родительское унижение, отверженность, пренебрежение и т.д., могут длиться годами, часто накладывая непоправимый и крайне негативный отпечаток на всю последующую взрослую жизнь ребенка.

 devochka-s-sinyakami

Два страшных слова «госпитализм» и «депривация» — две  формы реакции ребенка на некомфортную или невыносимую жизнь, навязанную ему близкими людьми или социумом...

Поговорим о них.

Что такое госпитализм?

Начну  с легенды… Летописец  Салимбен де Адам из Пармы в своих «Хрониках» (XIII  век) описал чудовищный эксперимент, проведенный Королем Германии и Императором Священной Римской империи — Фридрихом  II, чтобы узнать, на каком языке разговаривали первые люди — Адам и Ева.

В рамках эксперимента нянькам и кормилицам были отданы младенцы, которых следовало кормить грудью, купать, заботиться о них, но, при этом, не проявлять чувств любви и привязанности, и даже не разговаривать с ними. Император предполагал, что если крохи не будут слышать речь нянек, то обязательно заговорят на той древнейшей, изначальной речи человечества. Однако, опыт не удался, так как все подопытные умерли в младенчестве...

Что же произошло?

Со слов летописца, причина провала опыта крылась в том, что «малютки не могли жить без ласковых слов и нежной радости на лицах своих нянек».

Время показало, что Салимбен был абсолютно прав, о чем свидетельствуют следующие исторические факты:

o-gospitalizme

Доказательством того, что каждому человеку, независимо от возраста, нужна любовь, тесное эмоциональное общение, чтобы жить, стал проведенный психологом Гарри Харлоу жестокий эксперимент с приматами с поэтичным названием «Природа любви».

Его коллеги, Д.Боулби, Р.Шпиц, Й.Лангмейер и другие психоаналитики, наблюдавшие за младенцами в приютах, больницах, так же пришли к неутешительному выводу: отсутствие контакта с матерью (лицом, ее замещающим), либо скудное и неэмоциональное общение с ней, особенно в первые годы жизни, оказывают патогенное воздействие на психофизическое развитие ребенка и могут вызывать необратимые последствия, вплоть до смертельного исхода. При этом какой-либо фатальной взаимосвязи между перечисленными последствиями и физиологическими причинами или условиями медицинского ухода, исследователями найдено не было... Именно отсутствие проявлений любви со стороны значимых взрослых, отсутствие эмоциональной вовлеченности, внутренние неразрешимые конфликты в душе ребенка, и ни что иное, становились причиной госпитализма — началом психической и телесной деградации.

 interesnye-fakty
Сегодня явление госпитализма в чистом виде практически не встречается. Тем не менее, проявление его симптомов может быть вызвано длительным нахождением ребенка  на лечении в больнице, сложностью социальных проблем, проблемами внутри семьи, перепоручением  воспитания детей третьим лицам...

Свою негативную лепту вносят и советы «экспертов» по воспитанию, рекомендующие родителям не брать малышей без надобности на руки, не проявлять к ним нежности и ласки, не торопиться успокаивать плачущего младенца, а, напротив, дать ему «прокричаться»... Такой подход лишает ребенка возможности удовлетворения основных жизненных потребностей, нанося ущерб его психике, физическому и умственному развитию...

Из-за психической и вегетативно-соматической незрелости, синдром госпитализма преимущественно наблюдается и проявляется более выражено у детей. Но, к сожалению, эта проблема не обходит стороной и взрослых, особенно пожилых людей...

Для тех, кому интересно: видео «Психогенные нарушения у младенцев» (1952). Автор -  Рене Арпад Шпиц

Депривация и ее виды

Что такое синдром госпитализма у детей? Виды депривации в детском возрасте

grustnaya-devochka

Возникновение депривации у детей, как правило, обусловлено

  • неадекватными, травмирующими воспитательными приемами взрослых; их эмоциональной глухотой; чрезмерной занятостью собой или своими делами; равнодушием; слишком завышенными или заниженными требованиями к ребенку...

 rebenka-byut

  • наличием соматического или психического заболевания у одного из родителей;
  • проблемами с физическим или психическим развитием у ребенка;
  • разлукой с матерью, семьей, помещение в детский дом или интернат;
  • социальной и педагогической запущенностью...

При этом,  одни и те же депривационные условия будут различно воздействовать на детей разного возраста, пола, конституционального устройства развития...

Рассмотрим виды деприваций.

Социальная депривация

Изоляция ребенка от общества приводит к  социальной депривации, примером которой могут служить дети, воспитанные животными. Возвращенные к людям, они, как правило, обнаруживали отсутствие навыка прямохождения, способности осмысленно общаться, питаться привычной нам едой, спать в постели... Вырванные из ставшей им родной среды, детки часто плакали и всего боялись...

Caмым страшным в этой ситуации является то, что за единичными исклю­чениями, даже при самом самоотверженном, терпеливом и умелом уходе и воспитании, они  так и оставались ущербными на всю жизнь...

dzhungli

В наше время, причинами развития синдрома Маугли становятся психические расстройства родителей, а также их алкоголизм и наркомания. Такие родители способны безо всякого сострадания, годами содержать своих детей  в подвалах, клетках для животных, закрытых комнатах дома...

Отсутствие опыта общения, человеческих отношений, формирует у детей выраженное отставание и искажение умственного, эмоционального, личностного развития. Ребенок выглядит в тяжелой степени слабоумным, причем нередко его за такого и принимают.

deti-maugli

К социальной депривации  может привести нахождение  в доме ребенка, больнице, закрытых центрах, разного рода интернатах (в том числе, элитных), а также  социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность...

 besprizornits

Как не покажется странным, но  социально-депривированным ребенок может стать в семье, которая внешне выглядит вполне благополучной. Имеющий все необходимые материальные блага, он постоянно сталкивается с психологическим, физическим и эмоциональным отторжением/насилием со стороны родителей. Отвергнутый, предоставленный самому себе, изолированный от участия в семейной жизни, лишенный родительской любви, ребенок испытывает невероятные страдания, теряет веру в людей, враждебно воспринимает мир...

devochka-plache

Социальная изоляция — очень тяжелая депривационная ситуация, имеющая крайне неблагоприятные последствия для всех, кто с ней столкнулся.

Ребенок, изолированный от общества, оказывается не способным овладеть нормами и правилами поведения в социуме, его психические процессы развиваются с большим отставанием от нормы или не развиваются вообще. Он с трудом овладевает новыми знаниями и навыками.

Общаясь с окружающими, такие ребята проявляют назойливость и неутолимую  потребность в любви и внимании. Для них характерна склонность ко лжи, патологическое фантазирование, взрывы эмоций: от бурной радости до не менее бурного гнева. Их чувства носят неустойчивый и неглубокий характер. Они крайне ранимы, способны эмоционально остро реагировать даже на мелкие замечания, не говоря уже о ситуациях, действительно требующих эмоцио­нального напряжения, внутренней стойкости. Часто проявляют агрессивность и ревность по отношению к другим детям, постоянно конфликтуют друг с другом...

Подвергаясь длительному воздействию травмирующих ситуаций, испытывая сложности с выстраиванием межличностных отношений со взрослыми и ровесниками, ощущают себя  ненужными, неполноценными, отвергнутыми... Истерзанные душевной болью, постоянной тревогой, страхами, не имея представления о своем будущем и позитивных планов на жизнь, такие дети стремятся спрятаться от общества...

Сенсорная депривация

Этот вид депривации обусловлен полным отсутствием или недостаточностью зрительных, слуховых, тактильных и прочих стимулов... Обедненная информационная среда, ограничение подвижности, эмоциональных переживаний, общения, приводят к тому, что участки мозга, отвечающие за обработку сенсорных раздражителей,  перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться... Находясь в условиях сенсорной изоляции, особенно в первые 5 лет, у ребенка происходит замедление всех сторон его развития: своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития...

Для утоления «сенсорного голода» малышу необходимы впечатления

  • от эмоционально теплого взаимодействия  с окружающими его близкими людьми, особенно с матерью, либо лицом, ее заменяющим.  При этом очень важно, чтобы с ребенком разговаривали, называли по имени, чаще обнимали, целовали, улыбались ему,  выражая свои нежные чувства...
  • от предметов и явлений этого мира, стимулирующих развитие зрения, слуха, осязания, обоняния, вкусовых ощущений.

Для этого пригодятся сенсорные игрушки и коробки, крупы, пластилин и тесто для лепки, пальчиковые краски, детские музыкальные инструменты...

Услаждайте слух малыша приятной музыкой, пением, чтением книг... Почаще бывайте на природе...

Множество  ярких и сильных ощущений, обогатит его опыт «чувствования», увеличит багаж представлений об окружающем мире.

 sensornye-igrushk

Последствиями сенсорной депривации могут быть

 tablitsa

Ребенок с плохой сенсорной чувствительностью может стараться компенсировать недополученные впечатления через сенсорные стимулы более сильные, а часто и опасные, либо погружаться в фантазии и мечтания, оторванные от реальной жизни.

Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста - здесь.

Эмоциональная депривация

Всем детям очень нужна любовь, признание их  способностей и талантов, понимание, что для своих родителей они самые лучшие. Им важно чувствовать заботу близких, ощущать теплоту их объятий, видеть их улыбки... Только тогда в каждой юной душе будет мир и покой.

 o-detyah
Но, к сожалению, по разным причинам некоторые родители не проявляют признаков любви и привязанности к малышу, из-за чего эмоциональная связь между ними ослабевает, ребенок чувствует себя одиноким  либо покинутым ...

Из-за этого,  дети, как правило

  • чувствуют себя нелюбимыми;
  • ощущают постоянное беспокойство и боятся быть брошенным;
  • не способны выразить словами и описать свои эмоциональные переживания;
  • испытывают трудности в общении с другими людьми;
  • чувствуя свою незащищенность, часто занимают позицию обороны; могут быть агрессивными;
  • любой ценой пытаются привлечь к себе внимание родителей, используя для этого демонстративное непослушание либо неадекватное поведение в общественных местах;
  • плохо учатся;
  • с настороженностью относятся ко всему происходящему вокруг них;
  • зависимы от гаджетов, поскольку  родителями их воспитание  полностью передано цифровым устройствам;
  • находятся в состоянии хронического стресса...

devochka-plachet

Помимо перечисленного выше, психоаналитиками установлена связь между этим видом депривации и детским аутизмом, появление которого, с их точки зрения, связано с эмоциональной холодностью матери, не умеющей или не желающей устанавливать эмоциональные  отношения с ребенком, из-за чего ребенок уходит в себя...

Эмоциональная депривация способствует появлению эмоциональных нарушений, в том числе, биполярное аффективное расстройство.

Под ее воздействием

  • не формируется  положительный эмоциональный образ себя: «Я – хороший!»
  • отсутствует чувство своей значимости в глазах окружающих;
  • нет правильной реакции  на похвалу и порицание;
  • снижается коммуникативная активность...

Не получив в детстве достаточно положительных эмоций, повзрослев, такие люди становятся эмоционально холодными, не способными проявлять свои  чувства и принимать их.

Родительская депривация

Еще не так давно понятие родительской депривации  связывали только с детьми-сиротами. Но сегодня с ней все чаще встречаются дети, которые воспитываются в семье, где формально есть папа и мама, абсолютно адекватные с точки зрения социальных норм, но  совершенно не желающие заниматься воспитанием своих детей...

Свою отстраненность от воспитания одни оправдывают загруженностью на работе,  отсутствием времени, непониманием, что делать с непослушным ребёнком...

Другие, падая на социальное дно, порой и не вспоминают о том, что  у них есть дети... Дети, которые с трепетом в душе  ждут от взрослых хоть малейших знаков внимания, годами пытаясь  завоевать их любовь... Чаще всего — безрезультатно...

Психо-эмоциональная «глухота» родителей (особенно матери), их абсолютное или частичное неприятие ребенка, рушат последние детские надежды на получение хоть капельки родительской любви, крайне негативно влияя при этом на психику маленького человека, провоцируя у него появление различных страхов, подозрительности и опасения за своё благополучие.

Все эти чувства с годами только окрепнут, и рано, или поздно, обязательно проявятся проблемами в развитии, недоверием к миру и другим людям, инфантилизмом, апатией, склонностью к депрессии... Повзрослев, они могут стать завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными.

Не познав любви в детстве, такие люди, как правило, сами не умеют любить, не верят, что могут быть любимы, поэтому требуют от своих партнеров бесконечных доказательств любви, что вряд ли приведет к гармонии в отношениях...

Став родителями, не знают, как обеспечить своим детям нужный уровень поддержки.

Зачастую у них не получается быть счастливыми во взрослой жизни, даже при изобилии материальных благ...

portret-lichnosti
Материнская депривация  — самая травматичная  для ребенка и, как правило, связана

  • с недостатком или потерей любви и привязанности ребенка к матери, либо человеку, ее замещающему;
  • с отказом матери от ребенка, либо с ее смертью;
  • с реальной разлукой: длительные отъезды (сессия, командировки, отпуск мамы), нахождение ребенка на лечении в стационаре без матери; необходимость выйти на работу до окончания декретного отпуска; ранее оформление малыша в ясли или детский сад при его психологической неготовности и т.д.

Существует и скрытая форма материнской депривации. Она проявляется в случае, когда мать с ребенком не разлучены, но, при этом, просматривается явная недостаточность их взаимоотношений. Это бывает

  • при рождении второго ребенка, когда первый малыш перестает быть единственным;
  • в многодетных семьях, когда мать физически не успевает уделять должное внимание каждому малышу;
  • при рождении нежеланного ребенка и его резкого эмоционального отторжения матерью;
  • при эмоциональном выгорании;
  • если мать испытывает длительный стресс из-за  болезни или смерти близких, неразрешимых конфликтов, последствий развода...
  • если родители относятся друг к другу формально, неприязненно и даже враждебно;
  • когда мать не чувствует и не понимает реальных нужд своего ребенка;
  • при физических или психических заболеваниях матери, ограничивающих или делающих невозможным уход за крохой...

Клиническая практика показала, что некоторые дети не выздоравливают без заботы матери,  несмотря на все усилия докторов. Если матери рядом не было, у детей не получалось противостоять болезни,  что часто приводило к летальному исходу...

Но, при материнской заботе, даже в тяжелых случаях, они не только оставались живы, но и выздоравливали быстрее...

Важно знать, что

  • общение с матерью в первые годы жизни — главное условие полноценного психического развития каждого ребенка;
  • материнская депривация обладает огромной калечащей силой на любом этапе возрастного развития детей;
  • последствия ранней материнской депривации, имевшей место до 3 лет, в дальнейшем невосполнимы. У таких детей замедляются все функции: запаздывает развитие движений (особенно ходьбы), они плохо растут и медленно набирают вес, интеллектуальное и психическое развитие отстает от нормы...
  • от материнской депривации страдает не одно поколение, поскольку прослеживается четкая зависимость между детскими впечатлениями  и способностью в будущем  выстраивать гармоничные отношения в своей семье, правильно воспитывать детей...

 interesnyy-fakt

Дополнительно о материнской депривации можно прочитать здесь  и здесь.

Когнитивная депривация

Под когнитивным развитием детей понимается их умственное развитие.

Очень важно, чтобы ребенок на каждом этапе своего развития получал соответствующую его возрасту информацию.

Отсутствие такой информации, в том числе неправильная ее подача, приводят к когнитивной депривации, что делает невозможным адекватное объяснение окружающего мира и его понимание детьми.

В результате «информационного голода» у ребенка

  • снижается познавательный интерес;
  • появляются проблемы с пониманием и предвосхищением событий;
  • создаются «мнимые связи» между предметами и явлениями, появляются ложные убеждения;
  • нарушается интеллектуальное развитие;
  • появляются трудности при обучении в школе из-за отсутствия навыка  обработки  информации: не справляясь  с объемом получаемой  информации, ребенок быстро устает, начинает ненавидеть школу либо заболевает.

Данная форма депривации тесно связана с сенсорной депривацией, поскольку информационный и сенсорный голод имеют не только общие причины возникновения, но и схожие последствия для психики детей.

Двигательная депривация

Двигательная депривация обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей в двигательной активности ребенка.

Причинами ее являются

  • врожденное недоразвитие конечностей, либо их ампутация;
  • болезни нервной системы (к примеру, детский церебральный паралич) и органов чувств (слепота и др.);
  • психические расстройства и умственная отсталость;
  • травмы, длительные болезни...

Двигательная депривация негативно влияет на психическое развитие деток, на формирование образа «Я».

Ограничение детей в  их стремлении бегать, лазать, прыгать, ползать заметно снижает количество сенсорных стимулов, провоцирует раздражительность и агрессивное поведение, возникновение тревожности, депрессии...

dvigatelnaya-deprivatsiya

У малюток, находящихся в условиях хронической гиподинамии, развивается эмоциональная вялость и появляется компенсаторная двигательная активность: стереотипные движения руками, сосание пальцев, раскачивание тела из стороны в сторону... Ритмичные покачивания могут продолжаться часами и служат заменой материнскому укачиванию, помогают крохе справиться с  нестерпимой тревогой и успокоиться. Быстро закрепляясь, эти движения мешают развитию всей двигательной сферы малыша.

Синдром раскачивания является показателем глобального неблагополучия ребенка.

Если вы наблюдаете, что  довольно взрослые дети 6 — 8  лет раскачиваются из стороны в сторону, сосут пальцы, заталкивают всю кисть в рот, есть повод оглянуться назад, чтобы понять, отчего сформировалась эта привычка.

О других видах депривации можно прочитать здесь, о проблемах развития ребёнка в условиях депривации — здесь.

Что делать, если у ребенка депривация?

Все существующие виды деприваций могут переплетаться между собой. При этом, часто, у одного и того же ребенка наблюдается несколько форм депривации, развивающихся последовательно или даже одновременно.

Благодаря высокой пластичности детской психики в раннем возрасте, ее широким компенсаторным возможностям, при обеспечении правильного ухода и благоприятных условий развития, оказывается возможной успешная коррекция депривационных состояний.

Современная и своевременная психологическая диагностика, как правило, помогает выявить ведущие причины нарушений поведения, и найти ресурс, задать направление для их коррекции.

Работая над проблемой вместе с психологом, важно наполнить отношения  между родителями и детьми безусловной любовью, заботой и уважением...

Для  этого постарайтесь

  • понять причины, приводящие к неправильному  поведению и правильно на них реагировать; не вовлекаться в конфликт, если чувствуете, что приближается «гроза»...
  • сформировать у детей доверие к миру через эмоциональную теплоту вашей заботы, поддерживать их во всем, почаще говорить о своей любви к ним,  хвалить их и давать больше позитивной обратной связи;
  • как можно чаще обнимать, целовать...
  • найти время для совместных игр и занятий;
  • внимательно и с интересом выслушивать все, что рассказывает ребенок;
  • поощрять инициативу, проявления воли;
  • отмечать хорошие поступки;
  • предоставить возможность реабилитации в естественных природных условиях, через общение с природой, животными...

Заканчивая тяжелую тему госпитализации и депривации, очень советую прочесть книгу Януша Корчака  «Как любить ребенка», которая многие десятилетия для миллионов родителей является настольной.

 sessiya-v-makah

Видео о детях из детских домов, переживших «прелести» деприваций

Проблемы госпитализма и детской депривации — дело рук взрослых, порой самых близких, обрекающих своих детей на лишения, несоразмерные с  их возрастом. Вряд ли такое детство можно назвать счастливым...

Поэтому очень хочется, чтобы у мам и пап, забывших или игнорирующих свои  обязанности, пробудился  родительский инстинкт. Пусть лучше позже, чем никогда!

Важно, чтобы глаза ваших детей излучали счастье и безмятежность, а не горе и немой призыв: «Спасите, я погибаю!»

 deprivatsiya

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-школа для родителей "Мы и наши дети"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Яндекс.Метрика