Дети третьего месяца жизни. Какие они?

Третий месяц жизни малыша связан с резким скачком в его физическом и психоэмоциональном развитии. Это время новых достижений, открытий и навыков...

Развитие ребенка до года. Третий месяц.

Рада приветствовать вас,  дорогие подписчики! За два прошедших месяца вы, без сомнения, уже привыкли ощущать себя родителями и осознали свою незаменимость для любимой малютки. В цикле моих статей о развитии младенца по месяцам, вы сможете познакомиться с  особенностями  физического, психического и эмоционального развития новорожденного. Узнаете, как заниматься с малышом, развить его слух и зрение, как заложить фундамент будущей успешной учёбы в школе и общения со сверстниками... Познакомитесь с играми, методами и приёмами, подходящими для занятий с ребёнком на разных этапах его  развития.

rebenku-3-mesyatsa

Сегодня  попробуем понять, что происходит с организмом трехмесячного малыша... Как маленький человек видит мир вокруг себя? Что он должен уметь?  Как заниматься, чтобы максимально развить ваше чадо?

Становимся взрослее и сильнее!

В первые месяцы жизни дети растут очень быстро. За третий месяц девочки набирают от 500 до 1200 грамм, а мальчики — от 600 до 1300г. Их рост увеличивается на 2-3 см. Такое быстрое физическое развитие новорожденных способствует тому, что груднички кардинально меняются внешне:

  • подкожные жиры, вырабатывающиеся в этом возрасте, образуют складочки кожи на ножках и ручках, “пухлые щёчки”;
  • окраска радужной оболочки  глаз  может потемнеть или изменить оттенок;
  • исчезает непропорциональность тела: обхват груди ребенка максимально приближается к размерам его головы, окружность которой должна увеличиться на 1-1,5 см. Если этот показатель больше, стоит обратиться к врачу, чтобы исключить скопление жидкости в мозге.

fizicheskie-parametry-3-mesyachnogo-rebenka

Поведение грудничков совершенствуется:

  • ручки двигаются более уверенно, их мышцы укрепляются, поэтому малыши могут схватить предметы в зоне доступности и поднести их ко рту;
  • они могут удерживать голову, находясь в вертикальном положении и, лёжа на животе и опираясь на предплечья, с любопытством смотреть  по сторонам,  фиксируя взглядом предметы и людей;
  • пытаются опереться на ножки, если их поставить вертикально;
  • лёжа на горизонтальной поверхности, переворачиваются со спины на бок,  а иногда даже  на живот.
  • они постепенно начинают чувствовать границы собственного тела.

umeniya-trehmesyachnogo-rebenka

Преобразуются и рефлексы малюток: практически пропадают поисковый, Бабкина, хоботковый, ослабевает рефлекс Моро... Это связано с тем, что в них больше нет жизненной необходимости. При этом развиваются и совершенствуются рефлекс ползания, хватания и сосания.

Если вы заметили у своего чада рефлексы, которых быть уже не должно, обязательно обратитесь к невропатологу. Это может говорить о некоторых проблемах в развитии малыша и его перевозбуждённом состоянии.

Недоношенные младенцы могут иметь некоторые отклонения в критериях физического развития...  И это объяснимо: ведь если считать их возраст от зачатия, они младше своих сверстников на месяц, или даже на два...

Именно на третьем месяце педиатры начинают назначать малышам витамин «Д» в каплях. Это связано с тем, что практически все жители России испытывают дефицит «солнечного витамина», так необходимого для профилактики рахита у  детей грудного и раннего возраста...

Психика и эмоциональное развитие

Мозг продолжает развиваться, нейронные связи укрепляются и совершенствуются. Психоэмоциональное развитие тоже не стоит на месте. Ребёнок  изучает свои руки, ножки, лицо и рот. Знакомится с различными  предметами, трогая, двигая и пробуя их на вкус...

В этом возрасте он  хорошо запоминает людей, интонацию их речи, окружающие звуки, предвидит реакцию мамы на разные события...

Дети трёх месяцев уже понимают, что им нравится, а что нет, пытаются продлить приятные моменты, проявляя позитивные эмоции и избежать неприятных, капризничая, крича и возмущённо дрыгая ножками. Так формируется основа логического мышления, понимание взаимосвязи  между событиями и их последствиями.

Начиная с 3 месяцев, ребёнок узнает своё имя и откликается на него, поворачивая голову. Поэтому зовите его по имени чаще, чем уменьшительно-ласкательными прозвищами. И воздержитесь от ласковых обзывательств, если не хотите, чтобы он на них откликался.

psihologiya-rebenka-tretego-mesyatsa-zhizn

От того, как часто грудничок “общается” с другими детьми и взрослыми, будет зависеть его контактность в возрасте после 12 месяцев, поэтому не избегайте коллективных прогулок, детских площадок и походов в гости. Но помните, что крохи ещё быстро переутомляются от впечатлений...

chto-umeet-malysh-v-tri-mesyatsa

Слух и речь

Слух грудничков третьего месяца жизни становится все острее: они уже не только слышат различные, даже негромкие звуки, но и могут определить откуда они исходят. Поворачивая голову на звук, малыши безошибочно направляют взгляд на источник шума или говорящего человека.

Для развития слуха подойдут игры в прятки со звуком: спрятавшись, позовите ребёнка, а когда он повернет голову в вашу сторону, покажитесь. Для игры можно использовать погремушки, колокольчики, звучащие по-разному...

Всё более ясно  малютки воспринимают тембр голоса, эмоциональное содержание речи. Стараются повторить их. На ласковую беседу  реагируют радостным лепетом, смехом и улыбками. Могут заплакать, услышав агрессивную речь, испугаться громкого звука.

Слуховое внимание совершенствуется. Развивается и артикуляционный аппарат: в гулении появляются новые звуки, имеющие разную  интонационную окраску, что помогает  легче понять желания младенца.Так, плач больного ребенка, голодного, испуганного, желающего спать, играть или общаться, отличается по громкости, резкости, активности движений рук и ног...

Широко открытыми глазами...

К концу третьего месяца световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз. Идет активное формирование зрительного аппарата. Формируется бинокулярное зрение. Глазные мышцы развиваются и укрепляются.  “Произвольное косоглазие”, когда зрачки малютки убегают в разные стороны,  наблюдается уже гораздо реже.

Теперь кроха может недолго следить за предметами, движущимися горизонтально, сосредотачиваясь на неподвижных ярких игрушках дольше 3 секунд.

 malysh-igrayuschiy-nogoy

Увеличивается цветовой спектр, воспринимаемый детьми. Жёлтый и красные цвета начинают входить в цветовую палитру грудничка наряду с чёрным и белым. Панно с яркими орнаментами отлично подойдут  для развития зрения и укрепления глазных мышц. Все предметы для малютки ещё размыты, поэтому для игр и декораций спальни выбирайте яркие игрушки, контрастные расцветки и чёрно-белые иллюстрации. Полосатые животные привлекут взор крохи лучше, чем однотонные.

Скачок в развитии зрительного аппарата характеризуется тем, что ребёнок может осознанно смотреть на человека или предмет, находясь в вертикальном положении. Вам кажется, что он умел это и раньше? Нет, до 2 месяцев малыш видит только лёжа на спине, а когда вы его поднимали, он пытался держать голову, а не рассматривать ваше лицо.

В этом возрасте малыш узнаёт свою маму не только по голосу, но и по внешнему виду, радостно реагируя на её появление. Постепенно узнаваемыми станут взрослые, которых ребёнок часто видит.

Дальность фокусировки взгляда младенца ограничивается 1-2 метрами. Предметы и людей, расположенных дальше, он не видит. Кроме того, зрение малыша пока плоское: он видит только в ширину и длину. Чувство объёма он понимает за счёт ощупывания предмета.

Для профилактики заболеваний зрения и развития зрительного аппарата необходимо:

  • обеспечить достаточное освещение детской комнаты;
  • носить малыша по квартире и на улице вертикально, показывая разные предметы вокруг;
  • избегать яркого света, направленного прямо в лицо;
  • ночью оставлять включённым в спальне светильник с тусклым светом;
  • заниматься, показывая крупные черно-белые, красно-жёлтые, зелёные  игрушки;
  • мобиль вешать на расстоянии не менее 40 см от глаз малыша;

В три месяца  не забудьте о плановом приеме у окулиста, который проведет скиаскопию, посмотрит  глазное дно.

При отсутствии зрительной реакции на двигающуюся игрушку или вялом слежении за ней, косоглазии, покраснении глазок, наличии выделений  в уголках глаз и на веках -  немедленно  обращайтесь  к врачу.

А что у нас в животике?

Желудочно-кишечный тракт малышей продолжает развиваться: площадь слизистой желудка увеличилась в три раза, что позволяет крохе больше есть. Кишечник заселен полезной микрофлорой, поэтому кишечные колики беспокоят малыша все реже, и к 3,5 месяцам болевые ощущения должны полностью пройти...  Налаживается стул.

Груднички на грудном вскармливании опорожняются от 1 раза в 4-5 суток до 5 раз в день. Кал по прежнему должен быть мягким, без посторонних включений. У малышей, получающих молочные смеси,  стул должен быть 1 раз в день, почти жидкой консистенции.

В три месяца кишечник ребёнка начинает развивать перистальтику, что может приводить к кратковременным запорам. Поэтому, если в три месяца у малыша на грудном вскармливании нет стула до 5 дней, а у «искусственника» — до 3 дней (при условии, что малютка ведёт себя, как обычно), это  нормально и не требует посторонних вмешательств.

Если же такие паузы сопровождаются дискомфортом в животике и становятся регулярными, стоит обратиться к врачу и проверить микрофлору в кишечнике.

Так много дел...

Если у вашего крохи до сих пор нет режима, то самое время его ввести и скорректировать в соответствии с вашими потребностями. Основой для него следует взять время сна, питания и прогулок (не менее 2 часов в день). Обязательно выделите время для занятий в утренние часы.

В три месяца уже обычно устанавливается лактация и мама может замечать, что грудь не наливается молоком регулярно, как было раньше, а молоко приходит уже во время кормления. После 3 месяцев можно организовать кормление крохи по времени, а не по требованию, как раньше.

Дети, питающиеся искусственно, выдерживают перерыв между кормлениями не менее 3 часов. Объём смеси в сутки рассчитывается так: вес малыша делим на 6  и  на количество кормлений. В среднем — это 120-150 мл  за одно кормление.

Дневных сна должно быть всё ещё 4, продолжительностью не менее часа. Общее время сна — не менее 13 часов.

Если вы раньше укачивали малыша, то самое время это прекратить. Лучше научить малютку засыпать самостоятельно в кроватке. Для этого можно использовать мобиль  или ночник с приятной тихой музыкой. Ритуал перед ночным сном поможет настроить малыша на ночной отдых. Многие дети не просыпаются для ночного кормления в этом возрасте. И, если у вашего чада нормальный набор веса, то будить его не стоит.

Оптимальной для сна считается температура воздуха 21-22 градуса и влажность 50-70%. В зимний период сухой воздух в детской может спровоцировать кожные высыпания, образование корочек на слизистой носа, кашель.

Продолжайте делать зарядку, массажи, принимать воздушные ванны и заниматься, помогая правильному развитию малыша.

Купание остаётся необходимой ежедневной процедурой, как  чистка ушей и утреннее умывание. По-прежнему используйте детское мыло только один раз в неделю и начинайте купание в детской ванночке, завернув малыша в пелёнку.

Внимательно следите за кожными покровами малютки, особенно в местах сгибов рук и ног и в кожных складках. Не перегревайте малыша. Собираясь на прогулку, помните правило “дополнительного слоя”:  одевайте кроху как себя + 1 слой одежды.

Для раннего развития

 igry-s-grudnichkom

Даже такие маленькие детки проявляют  любознательность и им нравится все новое.  Продолжайте заниматься с грудничком:  развивайте его физические навыки, слух, зрение, внимание, память... Занятия не должны превышать 7 минут и могут проводиться дважды в день. Важно, чтобы при этом  ребенок  испытывал позитивные  эмоции... Если малыш не проявляет интереса к предложенной игре, подберите  другие варианты,  найдите то, что ему понравится...

Итак:

  • Рассказывайте малютке то, что вы делаете, сначала называя, а потом выполняя действие. Это будет развивать не только слух и память, но и логику.  Дети, в присутствии которых очень много говорят, больше понимают, а также быстрее начинают говорить.
  • Побуждайте младенца подражать вам, произнося звуки «а», «о», «у», слоги «ма-ма», «ля-ля-ля», «да-да-да». А если ребенок начинает гулить, «зеркальте» малыша, повторяя те же звуки за ним. При этом желательно, чтобы ребенок видел ваше лицо и движения ваших губ.
  • Легонько щекочите крошку:  он не только проанализирует взаимосвязь между действием и последствиями, но получит приятные ощущения и положительные эмоции.
  • Показывайте, что погремушка может издавать звук, если он её тряхнёт или толкнёт ножкой. Для этого пошевелите его рукой с погремушкой, положите её рядом с ножкой.
  • Поочередно вешайте на  ручки и ножки  малыша  браслет с колокольчиками:  при движении конечностями он будет поворачивать голову, ища источник звука.
  • Играйте в прятки с крупными яркими игрушками, удерживая грудничка в вертикальном положении и пряча игрушки. Игра способствует развитию поисковой и когнитивной деятельности.
  • Обязательно включайте ребёнку музыку разных жанров,  пойте сами, рассказывайте короткие стишки и потешки.
  • Во время зарядки добавьте упражнение на переворот: положите малыша на спину, перекиньте правую ножку за левую, чтобы помочь перевернуться.
  • Чаще выкладывайте кроху на животик и играйте с игрушками в таком положении. В этом возрасте удобно использовать развивающие коврики.
  • В играх используйте детские зеркала и подносите чадо к обычному зеркалу, показывая ему его изображение. Провести параллель между отражением и крохой помогут касания зеркала ручками и ножками.
  • Показывайте и называйте живых домашних питомцев, наблюдайте за ними вместе.
  • Купая, запускайте в воду крупные яркие игрушки, показывайте, как они плавают в воде, как их можно толкать и ловить.
  • Поиграйте с малышом, строя  смешные рожицы. Он будет  улыбаться в ответ или попробовать повторить вашу гримасу.
  • Для развития тактильных ощущений, давайте малышу мешочки с различными материалами (горохом, фасолью, ватой и т.д.), пусть трогает их пальчиками.
  • Хотите  развивать  обоняние  -  положите в мешочки ароматные травы (будьте аккуратны — не оставляйте младенца наедине с мешочками, не кладите в них травы с резкими запахами, не забывайте об аллергии)...


О том, чем занять ребенка во время выполнения домашних дел, вы можете узнать из фильма:

Поскольку развитие ребенка строго индивидуально, каждый успех вашего малыша нужно рассматривать как  его персональное достижение. Сравнивайте достижения крохи с его вчерашними достижениями, а  не с достижениями других детей.

Если все же кажется, что ребенок отстает в развитии  — проконсультируйтесь с компетентными специалистами, чтобы  избежать лишних переживаний и вовремя заметить моменты, действительно требующие коррекции.

Когда обратиться к врачу?

Некоторые особенности развития ребёнка в 3 месяца требуют немедленного обращения к врачу. Помимо тех, что были перечислены мною раньше, к ним можно отнести:

  • Зрачки разного размера  или же их помутнение.
  • Малыш до сих пор не фокусирует взгляд и его глазки разбегаются в разные стороны.
  • Дневной сон продолжительностью менее 40 минут — повод посетить невропатолога.
  • Отсутствие стула более 5 дней, сопровождающееся беспокойным поведением, плохим аппетитом и сном.
  • Повышение температуры тела.
  • Высыпания или пятна на коже малыша, отёчность частей тела.
  • Малыш отказывается лежать на животе, плачет и старается перевернуться на спину.
  • Ассиметричный вид тела ребенка, головы, конечностей, складок на ногах, изгибы тела или головы всегда в одну сторону.
  • Ребенок не контролирует движения ручек и ножек.
  • Остановки дыхания во время сна более  20 секунд (апноэ), приводящие к кислородному голоданию, и, как следствие, к осложнениям в виде  потери сознания, отмирания клеток головного мозга, задержкой психического и физического развития, гибелью ребенка.

Недоношенные дети

Малютки, родившиеся раньше срока развиваются по своему собственному графику. Врачи выделяют у таких детей 3 возраста:

  • хронологический — возраст от момента рождения;
  • постконцептуальный — возраст, начинающий отсчёт с первого дня цикла, в котором наступила беременность.
  • корригированный — возраст с учётом раннего рождения, считается как количество времени от фактического появления на свет  до положенных в срок родов.

Именно такой корригированный возраст и является показательным для недоношенных малышей. Но главное, что важно наблюдать в развитии таких детей — поступательное медленное движение вперёд. И, если это маленькое развитие из недели в неделю, из месяца в месяц имеет место, считается, что кроха развивается нормально.

Коротко о главном еще раз в фильме ниже:

Ваше маленькое чудо растёт и развивается изо дня в день, и сегодня уже умеет то, что было трудно представить раньше. Третий месяц жизни -  время, когда закладываются основные навыки и умения, поэтому не упустите этот этап развития!

Успехов вам и  до встречи!

devochka-treh-mesyatsev

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-школа для родителей "Мы и наши дети"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Яндекс.Метрика