- Кто такой Макото Шичида? Философия «гения в каждом»
- Научный взгляд: что действительно чувствует и воспринимает плод?
- А что НЕ доказано наукой?
- Практика по Шичиде: Что стоит взять на вооружение, а что — адаптировать?
- Первый триместр (1–12 недель): формирование основ
- Второй триместр (13–27 недель): развитие чувств и восприятия
- Третий триместр (28–40 недель): «Обучение» или игра?
- Что говорит Шичида о роли отца?
- Психологические и эмоциональные практики по Шичиде (без фанатизма)
- 🙏 Ежедневная благодарность
- 🧘 Медитации и визуализации
- 🤗"Объятия"
- Критика и противоречия методики Шичиды
- 🔹 Критика со стороны медицины и психологии
- 🔹 Этические вопросы
- 🔹 Практические сложности
- Как адаптировать методику Шичиды для современных реалий?
- ✅ Что стоит взять из Шичиды
- ❌ Что можно смягчить или опустить
- ✅ Современная адаптация
- Чего ждать? (без розовых очков)
- Когда метод Шичиды НЕ подходит? Важные противопоказания
- Какие материалы использовать?
- Книги Макото Шичиды
- Карточки и наборы
- Музыка
- Приложения
- Заключение: внутриутробное развитие — это любовь в действии
Идея внутриутробного обучения уже давно будоражит умы многих родителей. Один из самых известных её пропагандистов — японский педагог Макото Шичида, создавший целую систему раннего развития, основанную на взаимодействии с малышом ещё до рождения. Его подход вдохновляет многих, но одновременно вызывает вопросы и сомнения со стороны научного сообщества.
Где же проходит грань между научно подтверждёнными фактами и вдохновляющими гипотезами?
Давайте разбираться!
Кто такой Макото Шичида? Философия «гения в каждом»
Макото Шичида (Makoto Shichida) — японский педагог, психолог и основатель Международного института развития правого полушария (Shichida Method). Родился в 1947 году в Фукуока, Япония. Его интерес к раннему развитию детей был во многом личным: его собственный отец, врач, использовал необычные методы воспитания с самого начала жизни сына, включая чтение, музыку и стимуляцию уже с внутриутробного периода.
Шичида утверждал, что первые шесть лет жизни — ключевые для формирования личности, интеллекта и способностей. Но ещё важнее — первые 280 дней, проведённые в утробе матери.
В 1985 году он основал первую школу Шичиды в Осаке. Сегодня сеть насчитывает более 400 центров в Японии, Китае, Сингапуре, США, России и других странах. Методика Шичиды стала одной из самых известных в мире систем раннего развития.
Основная философия метода:
- Каждый ребёнок рождается гением.
- Развитие начинается с момента зачатия.
- Правое полушарие мозга — источник интуиции, творчества, образного мышления, памяти — должно активизироваться с самого начала.
- Любовь, радость и гармония — главные условия для развития.
- Родители — главные учителя своего ребёнка.
Шичида утверждал: если начать развивать ребёнка с первых недель беременности, можно не просто повысить его интеллект, но и сформировать уравновешенную, счастливую, творческую личность.
Давайте посмотрим, что наука говорит о влиянии раннего развития и пренатальной стимуляции на формирование мозга и личности ребёнка, и что из методики Шичиды можно взять без перегрузки.
Научный взгляд: что действительно чувствует и воспринимает плод?
Важно отделить доказанные факты от гипотез Шичиды.
Современные исследования подтверждают важность ранней сенсорной стимуляции плода (Key References: Decasper & Fifer, 1980; Hepper, 1991; Monk et al., 2019). Начнём с одного из ключевых чувств:
Слух и восприятие звуков
- Плод начинает слышать внешние звуки с 16–20 недель.
- К 24–28 неделям он распознаёт голос матери и реагирует на него (учащается сердцебиение, движения). Голос отца также важен: он отличается по частоте и помогает формировать привязанность.
- Новорождённые узнают мелодии, песни, сказки, которые слышали в утробе.
Но! Это сенсорная память, а не осмысленное «запоминание текста».
Эмоциональная связь
- Уже с 12–14 недель плод реагирует на эмоциональное состояние матери через гормоны (кортизол, окситоцин), которые проникают через плаценту.
- При стрессе матери повышается уровень кортизола, что влияет на развитие мозга плода, особенно амигдалы (центр страха) ↔️ риск тревожности у ребёнка.
- При спокойствии и любви вырабатываются окситоцин и эндорфины, способствующие формированию чувства безопасности ↔️ лучшее развитие нервной системы плода.
Переходя к другим чувствам, важно отметить роль тактильных ощущений и вкуса.
Так, с 20 недели
- плод реагирует на поглаживания живота и движения матери.
- ощущает вкус околоплодных вод, который зависит от рациона питания матери и влияет на его будущие пищевые предпочтения.
А что НЕ доказано наукой?
- Способность плода «запоминать картинки», «изучать математику», «овладевать языками» в утробе.
- Влияние специфических практик (карточек, счёта) на будущий IQ или гениальность.
- Развитие «фотографической памяти» как прямое следствие внутриутробных практик.
- Идея точечной «активации» правого полушария для развития гениальности.
Больше о методике М.Шичидо узнайте из видео (рекомендую начать просмотр с 10 минут 20 секунд):
Практика по Шичиде: Что стоит взять на вооружение, а что — адаптировать?
Методика Шичиды структурирована по триместрам. Мы выделим научно обоснованные и условно-полезные практики.
Первый триместр (1–12 недель): формирование основ
На этом этапе происходит закладка всех органов и систем. Эмоциональное состояние матери — ключевой фактор гармоничного развития малыша. ✅ Научно!
Основные практики:
- Позитивные аффирмации:
Ежедневно, утром и вечером, говорите себе и ребёнку:
«Ты желанный. Ты любимый. Ты здоровый. Ты сильный. Ты гений.»
Повторяйте с чувством, прикладывая руку к животу. - Спокойствие и радость:
Избегайте стресса, конфликтов, негативных новостей.
Слушайте спокойную музыку, гуляйте в парке, занимайтесь йогой. - Визуализация:
Представляйте, как ваш ребёнок растёт в тёплом, светлом, безопасном пространстве.
«Я вижу, как ты спокойно плаваешь, улыбаешься, чувствуешь мою любовь».
Почему это работает:
Снижение уровня кортизола (гормона стресса) создаёт благоприятную среду для правильного развития органов и систем плода. При этом спокойствие и позитивные эмоции матери передаются ребёнку, помогая сформировать у него базовое доверие к миру — чувство безопасности и уверенности в окружающем мире ещё до рождения.
Второй триместр (13–27 недель): развитие чувств и восприятия
Слух плода активизируется. Начинается восприятие звуков, ритма, голосов. ✅ Научно!
Основные практики
📖 Чтение вслух
- Читайте по 10–15 минут в день.
- Лучше всего — детские стихи, сказки, короткие истории (например, «Колобок», «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
- Используйте выразительную, эмоциональную интонацию. Можно читать на нескольких языках (например, русский и английский).
🎼 Музыкальная стимуляция
- Классическая музыка (Моцарт, Вивальди, Бах) — повышает активность мозга.
- Природные звуки (река, дождь, птицы) — успокаивают.
- Пение — ваш голос самый важный. Пойте колыбельные, даже если не умеете. Слушайте 15–30 минут в день, не в наушниках, а через колонки, на умеренной громкости.
🗣️ Разговор с малышом
- Говорите обо всем: о своём дне, о чувствах, о том, что вы делаете. «Сегодня солнечно, мы гуляем. Ты чувствуешь тепло? Я тебя люблю.»
- Отвечайте за него: «Да, мама, мне хорошо. Спасибо, что говоришь со мной.»
Почему это работает:
В этот период формируется активное восприятие звуков и речи, что помогает плоду узнавать знакомые мелодии и голоса после рождения. Такая стимуляция укрепляет эмоциональную связь между мамой и ребёнком, а также запускает развитие языковых навыков. Цель практик — активизировать слуховую и эмоциональную сферу малыша, заложить основы для успешного общения и восприятия мира.
Третий триместр (28–40 недель): «Обучение» или игра?
⚠️ Адаптируйте!
- Карточки (Flash-cards)
По Шичиде: Быстрый показ картинок (животные, фрукты, цифры, цвета, геометрические фигуры) для развития «правого полушария». Рекомендуется показывать по 5–10 карточек в день, быстро — по 1–2 секунды на каждую, одновременно проговаривая название изображения вслух (например: «Это лев. Л-е-в. Лев — царь зверей.»).
Это не «урок». Это разговор. Это ваш голос, ваша забота, ваше внимание — вот что важно. А карточки — просто один из способов общения, если вам так удобно.
Реальность: Нет доказательств, что плод видит/анализирует изображения.
Адаптация: Используйте карточки как повод поговорить с малышом. Это будет полезно вам для будущих игр с новорождённым.
Совет: Да, можно купить или сделать карточки. Но можно просто держать руку на животе и говорить:«Смотри, это яблоко. Оно красное, круглое. Я его съем на завтрак — и ты почувствуешь сладкий сок. Ты любишь яблоки?»










