Методика Макото Шичиды: Может ли малыш учиться в утробе? Научный взгляд + Практика для мам

Содержание
  1. Кто такой Макото Шичида? Философия «гения в каждом»
  2. Научный взгляд: что действительно чувствует и воспринимает плод?
  3. А что НЕ доказано наукой?
  4. Практика по Шичиде: Что стоит взять на вооружение, а что — адаптировать?
  5. Первый триместр (1–12 недель): формирование основ
  6. Второй триместр (13–27 недель): развитие чувств и восприятия
  7. Третий триместр (28–40 недель): «Обучение» или игра?
  8. Что говорит Шичида о роли отца?
  9. Психологические и эмоциональные практики по Шичиде (без фанатизма)
  10. 🙏 Ежедневная благодарность
  11. 🧘 Медитации и визуализации
  12. 🤗"Объятия"
  13. Критика и противоречия методики Шичиды
  14. 🔹 Критика со стороны медицины и психологии
  15. 🔹 Этические вопросы
  16. 🔹 Практические сложности
  17. Как адаптировать методику Шичиды для современных реалий?
  18. ✅ Что стоит взять из Шичиды
  19. ❌ Что можно смягчить или опустить
  20. ✅ Современная адаптация
  21. Чего ждать? (без розовых очков)
  22. Когда метод Шичиды НЕ подходит? Важные противопоказания
  23. Какие материалы использовать?
  24. Книги Макото Шичиды
  25. Карточки и наборы
  26. Музыка
  27. Приложения
  28. Заключение: внутриутробное развитие — это любовь в действии

Идея внутриутробного обучения уже давно будоражит умы многих родителей. Один из самых известных её пропагандистов — японский педагог Макото Шичида, создавший целую систему раннего развития, основанную на взаимодействии с малышом ещё до рождения. Его подход вдохновляет многих, но одновременно вызывает вопросы и сомнения со стороны научного сообщества.

Где же проходит грань между научно подтверждёнными фактами и вдохновляющими гипотезами?

Давайте разбираться!

Кто такой Макото Шичида? Философия «гения в каждом»

Макото Шичида (Makoto Shichida) — японский педагог, психолог и основатель Международного института развития правого полушария (Shichida Method). Родился в 1947 году в Фукуока, Япония. Его интерес к раннему развитию детей был во многом личным: его собственный отец, врач, использовал необычные методы воспитания с самого начала жизни сына, включая чтение, музыку и стимуляцию уже с внутриутробного периода.

Шичида утверждал, что первые шесть лет жизни — ключевые для формирования личности, интеллекта и способностей. Но ещё важнее — первые 280 дней, проведённые в утробе матери.

В 1985 году он основал первую школу Шичиды в Осаке. Сегодня сеть насчитывает более 400 центров в Японии, Китае, Сингапуре, США, России и других странах. Методика Шичиды стала одной из самых известных в мире систем раннего развития.

Основная философия метода:

  • Каждый ребёнок рождается гением.
  • Развитие начинается с момента зачатия.
  • Правое полушарие мозга — источник интуиции, творчества, образного мышления, памяти — должно активизироваться с самого начала.
  • Любовь, радость и гармония — главные условия для развития.
  • Родители — главные учителя своего ребёнка.

Шичида утверждал: если начать развивать ребёнка с первых недель беременности, можно не просто повысить его интеллект, но и сформировать уравновешенную, счастливую, творческую личность.

Давайте посмотрим, что наука говорит о влиянии раннего развития и пренатальной стимуляции на формирование мозга и личности ребёнка, и что из методики Шичиды можно взять без перегрузки.

Научный взгляд: что действительно чувствует и воспринимает плод?

Важно отделить доказанные факты от гипотез Шичиды.

Современные исследования подтверждают важность ранней сенсорной стимуляции плода (Key References: Decasper & Fifer, 1980; Hepper, 1991; Monk et al., 2019). Начнём с одного из ключевых чувств:

Слух и восприятие звуков 

  • Плод начинает слышать внешние звуки с 16–20 недель.
  • К 24–28 неделям он распознаёт голос матери и реагирует на него (учащается сердцебиение, движения). Голос отца также важен: он отличается по частоте и помогает формировать привязанность.
  • Новорождённые узнают мелодии, песни, сказки, которые слышали в утробе.

Но! Это сенсорная память, а не осмысленное «запоминание текста».

Эмоциональная связь 

  • Уже с 12–14 недель плод реагирует на эмоциональное состояние матери через гормоны (кортизол, окситоцин), которые проникают через плаценту.
  • При стрессе матери повышается уровень кортизола, что влияет на развитие мозга плода, особенно амигдалы (центр страха) ↔️ риск тревожности у ребёнка.
  • При спокойствии и любви вырабатываются окситоцин и эндорфины, способствующие формированию чувства безопасности ↔️ лучшее развитие нервной системы плода.

Переходя к другим чувствам, важно отметить роль тактильных ощущений и вкуса.

Так, с 20 недели

  • плод реагирует на поглаживания живота и движения матери.
  • ощущает вкус околоплодных вод, который зависит от рациона питания матери и влияет на его будущие пищевые предпочтения.

А что НЕ доказано наукой?

  • Способность плода «запоминать картинки», «изучать математику», «овладевать языками» в утробе.
  • Влияние специфических практик (карточек, счёта) на будущий IQ или гениальность.
  • Развитие «фотографической памяти» как прямое следствие внутриутробных практик.
  • Идея точечной «активации» правого полушария для развития гениальности.

Больше о методике М.Шичидо узнайте из видео (рекомендую начать просмотр с 10 минут 20 секунд):

Практика по Шичиде: Что стоит взять на вооружение, а что — адаптировать?

Методика Шичиды структурирована по триместрам. Мы выделим научно обоснованные и условно-полезные практики.

Первый триместр (1–12 недель): формирование основ

На этом этапе происходит закладка всех органов и систем. Эмоциональное состояние матери — ключевой фактор гармоничного развития малыша. ✅ Научно!

Основные практики:

  • Позитивные аффирмации:
    Ежедневно, утром и вечером, говорите себе и ребёнку:
    «Ты желанный. Ты любимый. Ты здоровый. Ты сильный. Ты гений.»
    Повторяйте с чувством, прикладывая руку к животу.
  • Спокойствие и радость:
    Избегайте стресса, конфликтов, негативных новостей.
    Слушайте спокойную музыку, гуляйте в парке, занимайтесь йогой.
  • Визуализация:
    Представляйте, как ваш ребёнок растёт в тёплом, светлом, безопасном пространстве.
    «Я вижу, как ты спокойно плаваешь, улыбаешься, чувствуешь мою любовь».

Почему это работает:
Снижение уровня кортизола (гормона стресса) создаёт благоприятную среду для правильного развития органов и систем плода. При этом спокойствие и позитивные эмоции матери передаются ребёнку, помогая сформировать у него базовое доверие к миру — чувство безопасности и уверенности в окружающем мире ещё до рождения.

Второй триместр (13–27 недель): развитие чувств и восприятия

Слух плода активизируется. Начинается восприятие звуков, ритма, голосов. ✅ Научно!

Основные практики

📖 Чтение вслух

  • Читайте по 10–15 минут в день.
  • Лучше всего — детские стихи, сказки, короткие истории (например, «Колобок», «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
  • Используйте выразительную, эмоциональную интонацию. Можно читать на нескольких языках (например, русский и английский).

🎼 Музыкальная стимуляция

  • Классическая музыка (Моцарт, Вивальди, Бах) — повышает активность мозга.
  • Природные звуки (река, дождь, птицы) — успокаивают.
  • Пение — ваш голос самый важный. Пойте колыбельные, даже если не умеете. Слушайте 15–30 минут в день, не в наушниках, а через колонки, на умеренной громкости.

 🗣️ Разговор с малышом

  • Говорите обо всем: о своём дне, о чувствах, о том, что вы делаете. «Сегодня солнечно, мы гуляем. Ты чувствуешь тепло? Я тебя люблю.»
  • Отвечайте за него: «Да, мама, мне хорошо. Спасибо, что говоришь со мной.»

Почему это работает:
В этот период формируется активное восприятие звуков и речи, что помогает плоду узнавать знакомые мелодии и голоса после рождения. Такая стимуляция укрепляет эмоциональную связь между мамой и ребёнком, а также запускает развитие языковых навыков. Цель практик — активизировать слуховую и эмоциональную сферу малыша, заложить основы для успешного общения и восприятия мира.

Третий триместр (28–40 недель): «Обучение» или игра?

⚠️ Адаптируйте!

  • Карточки (Flash-cards)

По Шичиде: Быстрый показ картинок (животные, фрукты, цифры, цвета, геометрические фигуры) для развития «правого полушария». Рекомендуется показывать по 5–10 карточек в день, быстро — по 1–2 секунды на каждую, одновременно проговаривая название изображения вслух (например: «Это лев. Л-е-в. Лев — царь зверей.»). 

Это не «урок». Это разговор. Это ваш голос, ваша забота, ваше внимание — вот что важно. А карточки — просто один из способов общения, если вам так удобно. 

Реальность: Нет доказательств, что плод видит/анализирует изображения.

Адаптация: Используйте карточки как повод поговорить с малышом. Это будет полезно вам для будущих игр с новорождённым.

Совет: Да, можно купить или сделать карточки. Но можно просто держать руку на животе и говорить:«Смотри, это яблоко. Оно красное, круглое. Я его съем на завтрак — и ты почувствуешь сладкий сок. Ты любишь яблоки?» 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-школа для родителей "Мы и наши дети"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Оптимизировано Optimole