«Исключительно налаженная и крепкая взаимосвязь в перинатальном периоде «мать-ребенок» является основой «индивидуализации», впоследствии приводящей к развитию самосознания». Э. Фромм
Что влияет на формирование личности человека, его характер, поступки, отношение к окружающему миру?
Всегда считалось, что будущая жизнь человека определяется наследственностью, социальной средой, культурой, его воспитанием и окружением в детстве: в какой семье рос, какие взаимоотношения были между родителями и членами его семьи, какие методы воспитания применялись (жестокость, доброта, безразличие…) и т.д.
Однако, в последние годы все большее внимание уделяется перинатальному (внутриутробному) периоду развития ребенка — от момента зачатия и до его рождения. В это время формируются не только органы и системы малыша, начинается их функционирование, но происходит и психическое (эмоциональное) развитие плода.
Ученые пришли к выводу, что основным фактором развития человека (после рождения и во взрослой жизни) является то, что происходит с ним в перинатальном периоде, включая воспоминания о течении беременности, прохождении по родовым путям и первые несколько дней после рождения.
В соответствии с бодинамическим подходом к стадиям развития, начиная с внутриутробного состояния и примерно до трех месяцев после рождения, начинает формироваться отношение ребенка к окружающему миру (доверие или недоверие), основанное на ощущениях и информации, поступающих к нему от матери. Эта стадия называется структурой существования, которая делится на раннюю и позднюю.
Беременность чаще всего является осознанным и желанным событием, имеющим наибольшую ценность для женщины и мужчины. Внеплановая же беременность может стать как прекрасным подарком для женщины, так и тяжелым испытанием.
Часто, оказавшись психологически, физиологически или морально не готовой к беременности, женщина не может наладить взаимосвязь с будущим ребенком. Выходит, что в тот момент, когда у плода формируется основное отношение к миру, мать находится в полном смятении, недовольстве, переживаниях и страхе из-за своего положения и предстоящих родов...
Отсюда велика вероятность того, что родившийся ребенок, испытавший внутриутробную травму, вырастет без доверия ко всему, что его окружает, со множеством комплексов и заниженной самооценкой. Он с трудом будет проходить социальную адаптацию, а во взрослой жизни его ожидают сложности в общении с окружающими. Таким людям в будущем свойственна нерешительность, в результате чего им сложно определиться с профессией, создать свою семью… В дальнейшем может проявляться холодность и к своим собственным детям.
У женщин с нежеланной беременностью чаще встречаются нарушения функций гормональной системы, обостряются хронические патологии, возникают вегетативные расстройства, их могут мучить тяжелые токсикозы, сопровождающиеся плохим настроением, раздражительностью. Такое течение беременности оказывает резко негативное влияние на формирование плода: у детей чаще возникают аномалии развития органов и систем, а после рождения возможно отставание в умственном и физическом развитии малыша.
Отрицательное отношение к своей беременности и связанный с этим постоянный стресс, приводят к образованию в крови женщины избыточного количества стероидных гормонов, которые, проникая через плаценту, влияют на формирование мозга плода, провоцируя впоследствии нервно-психические расстройства у ребенка.
Но, если в период перинатального развития малыш ощущает нежность и любовь родителей, чувствует себя желанным, то все процессы его роста и развития происходят, как правило, без отклонений. Именно такие дети рождаются уравновешенными, с высокими показателями интеллекта и здоровой психикой... Став взрослыми, они с легкостью способны достигать поставленных целей, уверенной поступью шагая к своему светлому и счастливому будущему!
Важно положительное течение беременности, во время которого женщина ощущает себя комфортно, любит малыша и очень ждет его, разговаривает с ним, осознает свою высокую миссию материнства.
Трепетное и бережное отношение к беременной женщине и еще не рожденному малышу со стороны близких вызывает выработку гормона радости у беременной, который передается через плаценту ребенку, и малыш ощущает себя в безопасности, чувствуя любовь самых близких ему людей. Хорошее настроение и выработка эндорфинов у будущей мамы положительно влияют на умственное развитие ребенка, особенно в третьем триместре беременности, когда идет интенсивное развитие клеток головного мозга.
Многие специалисты рекомендуют будущей маме для лучшего развития интеллектуальных способностей, памяти, слуха и психоэмоционального состояния малыша в перинатальном периоде слушать классическую музыку, рисовать, заниматься рукоделием и всем тем, что радует, приносит ей удовольствие... Ведь именно перинатальный период является определяющим для формирования всех органов, чувств и психики ребенка.
Здоровая и счастливая беременность — залог успешной и счастливой будущей взрослой жизни вашего малыша!
P.S. Будущим мамам. Ожидая ребенка, даже если в жизни все пошло не так, как вы хотели, найдите в себе силы преодолеть препятствия на пути к счастливому материнству. Позвольте малышу начать жизнь с осознания, что ему рады и его очень ждут... И тогда, возможно, придя в этот мир, он станет не только вашей надежной опорой, но и изменит мир к лучшему!
Не забывайте, ребенок ЖИВЕТ уже с момента зачатия, а НЕ РЕПЕТИРУЕТ свою жизнь! И он достоин счастливого будущего и любви! Любви прекрасной женщины, имя которой — МАМА!