- Физическое развитие
- Антропометрические показатели
- Костно-мышечная система
- Сердечно-сосудистая система
- Дыхательная система
- Зубы
- Зрение
- Слух
- Нервно-психическое развитие
- Мышление
- Память и внимание
- Математические навыки
- Речь
- Мелкая моторика
- Почему начинают чаще болеть?
- Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?
- Дополнительно: полезные статьи и видео
Пятилетний ребенок, вступая в новый, важный период своего развития, с каждым днем будет становиться более самостоятельным, активным и любознательным, а его индивидуальность начнет проявляться все ярче и ярче...
В этом возрасте у детей активно формируется когнитивная, эмоциональная и социальная основа, которая станет влиять на их дальнейшее развитие, успехи в учебе и жизни в целом... Поэтому для каждого родителя важно понимать, какие задачи стоят перед ребенком сегодня и что нужно сделать, чтобы эти задачи были решены продуктивно...
Традиционно начнем с физического развития наших любимых деток.
Физическое развитие
Антропометрические показатели
Физическое развитие — важный аспект здоровья и благополучия ребенка. В таблице ниже указаны стандартные значения антропометрических показателей, которые помогают оценить физическое состояние малышей, сделать выводы о развитии их головного мозга, массе мышц и состоянии костей...
Рассчитать рост и вес малыша можно также с помощью калькулятора:
Показатели роста, веса играют важную роль не только в физическом, но и в психологическом развитии пятилеток и могут оказывать влияние на их эмоциональное состояние, когнитивные способности, социальную адаптацию...
Так, малыши, имеющие нормальный рост и вес, обладают более развитой мускулатурой и лучшей физической формой, испытывают больше уверенности в себе и лучше принимают свое тело. Однако, у детей, с отклонениями в антропометрических показателях, сталкивающихся с негативными комментариями или оценками их внешнего вида, возможно развитие отрицательного отношения к своему телу; формирование заниженной самооценки; появление стресса и тревоги...
Поэтому, контроль за антропометрическими показателями — важная составляющая общего мониторинга физического развития малыша. Изменения в показателях могут быть предупреждающим сигналом о возможных заболеваниях или проблемах в росте и развитии. Раннее выявление тревожных факторов позволит своевременно начать лечение и предотвратить возможные осложнения.
Вам в помощь — таблицы роста, веса и других параметров, а также Приложение Growth (для контроля роста, веса, окружности головы детей от рождения до 20 лет) и Программа Growth CP (для контроля роста, веса и ИМТ для детей с ДЦП от 2 до 20 лет)
Костно-мышечная система
Продолжается активное формирование и укрепление костно-мышечной системы. Каждая косточка малыша постепенно претерпевает изменения в размерах, форме и строении. Основные «зоны» роста в этом возрасте располагаются в длинных костях, таких, как бедренная и плечевая.
Происходит активная минерализация костей. Костная ткань становится более крепкой и устойчивой за счет накопления минералов (кальция, фосфора...).
Активно растут и формируются позвонки. Межпозвоночные диски становятся более гибкими и эластичными, в результате чего улучшается амортизация позвоночника при двигательных нагрузках, уменьшается риск различных повреждений.
Однако, скелетная мускулатура все еще отличается слабым развитием сухожилий, фасций и связок, что влияет на чувствительность позвоночника к деформирующим воздействиям, таким как избыточный вес; чрезмерные/не соответствующие возрасту физические нагрузки; неправильные позы при сидении и стоянии, во время сна, перед экраном телевизора, компьютера, планшета; слишком мягкая/жесткая постель...
Невнимательное отношение со стороны взрослых к костно-мышечной системе дошкольника, отсутствие адекватной двигательной активности, несбалансированное питание — причины нарушения осанки, формирования плоскостопия, вздутия или отвисания живота, появления грыж у мальчиков (из-за поднятия тяжестей)...
Малоподвижность в этом возрасте грозит неуклюжестью, моторной неловкостью, неустойчивостью координации движений, неразвитостью мелкой моторики рук, боязнью пространства...
Чтобы ребенок рос физически крепким, своевременно заботьтесь о правильном питании, достаточном количестве игровых и спортивных активностей, включающих в себя, в том числе, и специальные физические упражнения, среди которых: упражнения на баланс, координацию движений и гибкость...
При подборе упражнений важно учитывать, что
- двигательные возможности дошкольников всё еще ограничены;
- повторение однотипных движений в течение длительного времени, также как и долгое сохранение фиксированной позы, быстро приводит к утомлению малыша;
- физическая нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям юного спортсмена...
При правильном физическом развитии у большинства малышей наблюдается:
- улучшение координации и баланса: малыши реже падают, становятся все более ловкими, способными выполнять сложные движения, такие как: бег (пробегают 200 — 250м без остановки, на бегу способны перепрыгнуть через небольшое препятствие), прыжки, подскоки, балансирование (ходьба по бревну), игры с мячом (более точно подбрасывают и ловят мяч (другие объекты), бьют по мячу одной рукой или ногой)...
- умение контролировать мелкие движения рук (правильно пользуются ручками, карандашами, ножницами...);
- хорошая ориентация в пространстве, понимание многообразных обозначений пространственных отношений: подняться наверх, спуститься вниз, повернуть налево/направо, дойти до угла, перейти на другую сторону...
- готовность посещать спортивные секции, кружки...
- способность к командным играм: дети лучше понимают правила игры, соблюдают их, умеют сотрудничать с другими членами команды...
К сожалению, дети этого возраста часто подвержены травмам. Поэтому, для предотвращения травматизма, малышей необходимо обучать правилам безопасности во время игр и физической активности...
Чтобы занятия пошли на пользу вашему малышу, воспользуйтесь советами профессиональных детских тренеров:
Сердечно-сосудистая система
Сердечно-сосудистая система продолжает формироваться и адаптироваться к постоянным изменениям в организме растущего ребенка. Ее правильное функционирование играет ключевую роль в обеспечении надлежащего физического развития.
Размеры сердца постепенно увеличиваются, становятся ближе к размерам взрослого. Его стенки становятся толще и сильнее сокращаются.
Возросшая эффективность сердечной мышцы, более развитая сосудистая система, позволяют эффективней перекачивать кровь по организму, доставляя растущим тканям и органам достаточное количество кислорода и питательных веществ, отводить продукты обмена веществ.
К сожалению, болезни сердечно-сосудистой системы коварны, поскольку могут протекать бессимптомно и проявиться лишь в школьном возрасте. Поэтому стоит внимательней относиться к самочувствию своего чада и без промедления обращаться к педиатру или детскому кардиологу, в случае, если у ребёнка наблюдается:
- одышка после активных игр, нередко и в покое;
- бледность или синюшная окраска кожи и слизистых оболочек (цианоз); посинение носогубного треугольника и ногтей;
- головокружения и головные боли; потемнение в глазах и обмороки;
- колющие, режущие боли в левой части грудной клетки с возможной иррадиацией в руку, подреберье, подмышечную впадину;
- приступы сердцебиений; учащение пульса или его различие на руках; набухание и пульсация сосудов шеи;
- высокое или низкое артериальное давление;
- отек стоп;
- боли в суставах;
- кашель в ночное время или после физических нагрузок;
- быстрая утомляемость, неожиданная усталость и переутомление при нормальной нагрузке;
- частые респираторные заболевания; перенесённое тяжёлое инфекционное заболевание;
- плохой аппетит и низкий рост...
Для сохранения здоровья сердечно-сосудистой системы и предотвращения потенциальных проблем, помимо ежедневной адекватной физической активности, полноценного и сбалансированного питания, отказа от пересыщенных жиром и сахаром продуктов, важно поддерживать эмоциональное благополучие дошкольника, оберегать его от стрессов и эмоционального перенапряжения; следить за весом, регулярно проходить плановые осмотры у врача.
Дыхательная система
В этом возрастном периоде постепенно улучшается функциональность органов дыхания и их адаптация к окружающей среде.
О положительном развитии дыхательной системы свидетельствует
- усиление и улучшение функциональной активности легких: их объем и емкость продолжают увеличиваться, позволяя, тем самым, лучше удовлетворять потребности организма в кислороде, поддерживать активную физическую деятельность маленького человека;
- улучшение обмена газов в легких за счет развития и созревания каналов дыхательной системы, таких как бронхи, бронхиолы и альвеолы;
- более регулярная и стабильная частота дыхания: в норме — около 20-25 вдохов-выдохов в минуту (считать количество вдохов-выдохов лучше, когда ребенок спит). У полных детей частота дыхания выше, чем у сверстников с нормальной массой тела. Учащенное дыхание может быть связано с индивидуальной особенностью строения органов либо сигнализировать о болезни. Стоит обращать внимание на то, чтобы ребенок всегда дышал без затруднений и тахипноэ...
Однако, несмотря на активный рост и развитие дыхательной системы, она остается очень восприимчивой к вирусным и бактериальным инфекциям; к аллергенам, вызывающим дыхательные проблемы или аллергический ринит; к качеству воздуха и его загрязнениям...
Чтобы дыхательная система стала более устойчивой к окружающей среде, поддерживайте и поощряйте физическую активность малыша. Физические упражнения, спортивные игры и просто активные игры на улице укрепляют легкие, способствуют развитию и поддержанию здоровья дыхательной системы на должном уровне. Проводите профилактику респираторных заболеваний, осуществляйте правильный уход за дыхательными путями, регулярно проветривайте помещение, не курите при ребенке, не допускайте его контакта с загрязненными веществами и аллергенами...
Занимайтесь дыхательной гимнастикой, которая научит малыша дышать правильно, разовьет его легкие, повысит эффективность газообмена и, тем самым, поможет расти здоровым...
Зубы
У пятилетних деток начинают прорезываться постоянные зубы — моляры (шестые зубы). Это крупные зубы, которые находятся в глубине рта и используются для жевания пищи.
По незнанию, многие родители относятся к ним как к молочным и не боятся их потерять. Однако, удаление шестых зубов грозит формированием неправильного прикуса, который станет не только эстетической проблемой, но и усложнит гигиену полости рта, будет способствовать более быстрому стиранию зубов, повысит риск возникновения кариеса... В некоторых случаях неправильный прикус способен вызывать головные боли и создать трудности при пережевывании пищи.
Относитесь к молярам очень бережно: других уже не будет, а от этих зависит многое — в том числе, понадобится ли ребенку помощь ортодонта.
С этой целью
- усильте уход за полостью рта ребенка: чистите зубки два раз в день с использованием щетки, зубной нити и ирригатора;
- ограничьте сладости, десерты и газировки, поскольку они содержат сахара, выделяющие опасные для зубов кислоты;
- не менее двух раз в год посещайте стоматолога, соблюдайте его рекомендациям по уходу за зубами и деснами;
- для снижения риска развития кариеса и уменьшения чувствительности эмали проведите профилактическую обработку зубов фторлаком, либо сделайте герметизацию фисур...
Учитывая, что пятилетний ребенок уже очень многое понимает, объясните ему в доступной форме важность зубочелюстной системы для здоровья человека и необходимость правильного ежедневного ухода за ней.
Зрение
Зрение малышей 5-ти лет имеет несколько особенностей, среди которых
улучшение:
- моторики глазных мышц, что позволяет деткам легче фокусироваться на близких и дальних объектах, переводить взгляд с одного объекта на другой, выполнять более сложные задачи, связанные с чтением, письмом или рисованием;
- пространственного восприятия, благодаря чему ребенок способен определить позицию объектов в пространстве, их относительную величину и расположение, а также ориентироваться в трехмерном мире;
- визуальной памяти: пятилетки без проблем запоминают и узнают объекты по их внешнему виду и форме, легко запоминают и воспроизводят различные изображения и символы;
- цветового восприятия и различия оттенков;
- координации глаз и рук (при рисовании, письме, лепке, собирании пазлов и т.д.);
- зрительного внимания: появляется способность отделять существенную информацию от несущественной, фокусировать свое внимание на нужных объектах и игнорировать отвлекающие элементы;
- световосприятия, благодаря чему дошкольники лучше видят в темноте и различают объекты при низкой освещенности.
Однако, в связи с тем, что нагрузка на глаза малыша увеличивается с каждым днем, а зрительная система все еще находится в стадии формирования, родителям необходимо строго следить за зрением и приложить максимум усилий для его сохранения:
- регулярно посещать офтальмолога;
- тренировать координацию движений глаз и использовать специальные игры и упражнения, развивающие пространственное восприятие;
- ограничить использование гаджетов, длительное использование которых ухудшает зрение, приводит к развитию синдрома компьютерного зрения...
Упражнения для развития зрительного восприятия и моторики глаз
Таблицы и картинки для проверки зрения в домашних условиях
Слух
Слуховая система продолжает развиваться
- ушная раковина достигает своей полной величины и формы, становится более выразительной и позволяет лучше собирать и направлять звуки к уху;
- в среднем ухе косточки достигают своей максимальной плотности; барабанная перепонка становится эластичней, чувствительней к звуковым волнам;
- во внутреннем ухе развивается и укрепляется слуховой нерв, отвечающий за передачу звуковых сигналов в мозг.
Благодаря происходящим изменениям, дети лучше различают звуки и распознают речь, особенно в шумных средах; начинают осознавать характеристики звуков, такие как громкость, высота и длительность; запоминают и воспроизводят слышимые звуки и последовательности звуков, что особенно важно для развития речи.
Для развитие слуховых навыков используйте
- звуковые игры, такие как: «что звучит громче/тише», «угадай звук», «слушай разные звуки и называй их»...
- слушание и пение песен, игру на различных музыкальных инструментах, танцы и движение под музыку;
- звуки окружающей среды, такие как шелест листьев, лай собаки, пение птиц...
- чтение книг, диалоги и обсуждения...
Игры для развития фонематического слуха и восприятия у деток 5 лет здесь и здесь
Нервно-психическое развитие
В период от 5 до 6 лет в центральной нервной системе происходит формирование более сложных структурных и функциональных связей между нервными клетками. Идет активное развитие фронтальных долей мозга, что способствует улучшению когнитивных функций, таких как память, внимание, планирование, принятие решений, самоконтроль, выполнение поставленных задач... Продолжает совершенствоваться и периферическая нервная система, обеспечивающая передачу сигналов между головным мозгом и различными частями тела.
Благодаря этим процессам, ребенок
- начинает осознавать себя как независимую и уникальную личность, формировать позитивное отношение к себе, оценивать свои способности и достижения, осознавать свои сильные и слабые стороны; стремится быть успешным;
- способен контролировать свои эмоции и поведение: чаще поступает «как нужно» и воздерживается от недозволенного, сдерживает импульсивные желания; начинает осознавать значение справедливости;
- начинает развивать навыки самостоятельного выполнения задач и принятия решений; может становиться более уверенным в выражении своих мыслей и мнений, даже если они отличаются от мнения других;
- пытается устанавливать границы взаимодействия и защищать свои права и желания, выражая отрицательное мнение или чувство некомфортности в определенных ситуациях;
- начинает понимать, что является частью коллектива, и имеет свои обязанности и права;
- увереннее взаимодействует с другими детьми и взрослыми: делится игрушками, сотрудничает, выражает свои чувства и эмоции без агрессии, проявляет эмпатию и понимание; учится слушать и уважать мнение других;
- легче, чем раньше идет на контакт с чужими людьми;
- развивает навыки концентрации внимания, памяти и логического мышления, что является основой для успешного обучения в школе;
- хорошо запоминает и воспроизводит информацию, может легко следить за инструкциями и выполнять поставленные задачи;
- помнит и может описать прошедшие события;
- лучше владеет речью: говорит более сложными предложениями и использует все больше слов для выражения своих мыслей и чувств, развивая тем самым коммуникативные навыки;
- знакомится с абстрактными понятиями, помогающими осваивать математические операции и концепции времени, пространства и количества;
- обладает воображением: создает собственные истории, ролевые игры и может легко вживаться в различные роли и ситуации;
- становится более ловким и может выполнять сложные двигательные задачи, такие как прыжки на одной ноге, бег на длинную дистанцию, точное попадание мячом в цель...
- начинает обращать больше внимания на тактильные ощущения, звуки и запахи, что свидетельствует о формировании нервных соединений между чувствительными клетками и головным мозгом...
- меньше утомляется, у него повышается психическая выносливость;
- задает много вопросов и выслушивает ответы; интересуется всем, что происходит вокруг него;
- интересуется спортом, творчеством...
- очень хочет походить на родителей, старается им во всем подражать;
- осознает свою половую принадлежность, может задавать «неудобные» вопросы...
Родителям важно знать, что, несмотря на существенный прогресс в нервно-психическом развитии, процессы возбуждения и торможения нервной системы все еще не совершенны, поэтому дошкольники пока не могут мгновенно реагировать на экстренные просьбы (к примеру, быстро отбежать или отпрыгнуть от опасного объекта...). Также, 5-летки часто плохо реагируют на смену привычного уклада жизни.
В целом, стремительно развивающаяся нервная система, открывает для детей новые возможности в познании и взаимодействии с миром. Поэтому очень важно обеспечить дошкольникам подходящие стимуляции и поддержку для дальнейшего развития.
Учитывая, что в этом возрасте у малышей продолжает доминировать правое полушарие, отвечающее за фантазию, образное восприятие, эмоциональную сферу, пространственное мышление, за обработку и создание целостной картины мира, игра остается наиболее эффективным способом активизации всех сенсорных систем, развития креативности и фантазии, а также формирования социальных навыков.
Игры, требующие логического мышления и пространственного представления, особенно полезны для стимуляции развития межполушарных связей.
Важно учить дошкольника самостоятельно находить решения задач, а не просто повторять уже известные шаблоны. Это поможет развить критическое мышление и способность к творческому мышлению в будущем.
При гармоничном развитии обоих полушарий мозга ребенок растет уверенным, творческим, разносторонне развитым.
Совет родителям
Учитывая высокий уровень нервно-психического развития 5-летки, главным приобретением этого периода должны стать его инициативность, уверенность в своих силах и умение добиваться цели, что невозможно без поддержки и одобрения со стороны взрослых. Ребенок должен понимать, что он может достигнуть поставленной перед собой цели и многое ему по плечу...
Но, если в качестве оценки своей деятельности малыш будет слышать лишь критику и замечания, у него не будет поддержки в его начинаниях и устремлениях, постепенно он станет пассивным (зачем стараться, все равно все будет не так), безынициативным, сомневающимся в своих силах...
Не получив в детстве теплого эмоционального отклика со стороны родителей, качество пасовать перед трудностями и важными целями ребенок может пронести через всю свою жизнь...
Играя огромную роль в становлении самооценки ребенка, родители должны уметь по достоинству оценивать усилия и достижения малыша, помогать преодолевать трудности, а также поддерживать его интересы, поощрять его усердие и творческие начинания, показывать, что даже неудачи – это всего лишь шаг к успеху, и что каждый неудачный момент – это возможность учиться и становиться сильнее...
Развитие здоровой самооценки и веры в свои силы – один из самых ценных даров, которые маленький человек должен обязательно получить от родителей именно в детстве. Поддерживая и вдохновляя малыша во всех его начинаниях, наделяя его с малых лет уверенностью в себе, вы даете ему возможность смело идти вперед к своему счастью и успеху, добиваться поставленных целей...
Мышление
Мышление детей этого возрастного периода становится все более сложным и абстрактным, что отражается на их поведении, коммуникации и способности к обучению, позволяет лучше понимать и интерпретировать поступающую информацию, анализировать мир вокруг себя...
Как правило, у дошколят
- в процессе совершенствования образного мышления наблюдается переход от использования наглядности к способности решать задачи в уме, что выражается в умении создавать ментальные образы чисел и операций, а также представлять пространственные и последовательные концепции без необходимости конкретных визуальных подсказок;
- формируется словесно-логическое мышление, благодаря которому они начинают обобщать, сравнивать и сортировать предметы по признакам, составлять логические цепочки, находить в них лишние предметы, устанавливать причинно-следственные связи. Для выражения своих идей могут использовать слова и выражения, указывающие на причинно-следственные отношения, такие как «потому что» или «если...то»;
- развивается наглядно-действенное мышление: детки используют предметы не только по их прямому назначению, но и экспериментируют с ними, пытаясь разобраться в их свойствах и взаимосвязи;
- улучшается пространственное мышление: дошкольники начинают понимать и использовать понятия направления, расстояния, размера и формы. Могут определить, где находится объект относительно других предметов и осознавать базовые понятия, такие как «вверх», «вниз», «впереди» и «сзади», «между», «рядом с», «под» и «над»;
- расцветает креативное мышление: малыши проявляют свою индивидуальность, их безудержная фантазия помогает придумывать новые идеи, игры и необычные истории и сюжеты...
- развивается символическое мышление: дети используют символы и знаки для представления объектов или идей. Например, играя в магазин, представляют себя в роли продавца или покупателя; строя символический дом, используют подушки и одеяла. Могут рисовать или изображать объекты с помощью карандашей, кистей и других инструментов, а также давать им имена и рассказывать о них истории;
- проявляется критическое мышление: дошкольники начинают задавать вопросы о том, почему происходят определенные события, интересуются причинами и следствиями, анализируют и оценивают информацию, рассуждают и делают независимые выводы...
- появляется прогностическая функция мышления, которая помогает дошкольнику предвидеть последствия своих поступков, анализировать свое поведение, принимать более взвешенные решения. Такая способность прогнозирования создает основу для развития саморегуляции и ответственного поведения в будущем;
- развивается прогностическая функция мышления, позволяющая видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.
Для расширения и совершенствования мыслительных способностей, активизации мозговой деятельности детей
- позаботьтесь о создании подходящей образовательной среды;
- играйте в игры, развивающие внимание, память, логику; разгадывайте головоломки, конструируйте, моделируйте, лепите, рисуйте, займитесь танцами, пением, шахматами...
- предлагайте ролевые игры, развивающие социальный и эмоциональный интеллект, а также способности к анализу и решению проблем, умению решать возникающие конфликты;
- позвольте детям решать проблемы самостоятельно: ставьте перед ними задачи, требующие рассуждения и обобщения, например, попросите их найти новый способ достичь цели, когда они сталкиваются с препятствием;
- при чтении книг предлагайте анализировать информацию, обсудите основные сюжетные линии, сделайте выводы о героях и их поступках, поощряйте желание задавать вопросы и выражать свое мнение;
- разговаривайте о различных предметах и явлениях, обсуждайте с ним повседневные дела, задавайте вопросы, стимулируя тем самым речевое развитие крохи, способность отстаивать свою точку зрения, аргументированно мыслить;
- вместе придумывайте истории и позволяйте малышам использовать свою фантазию и творческое мышление;
- давайте конкретные задания, требующие планирования, организации и последовательности действий, например, попросите их приготовить простой завтрак или убрать игрушки после игры...
Упражнения для развития мышления у детей
Картотека игр по развитию мышления
Память и внимание
Дети активно учатся воспринимать и запоминать информацию, сосредотачивать внимание на определенных задачах.
Их память, в большей степени, все еще является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе... Малыши с легкостью запоминают все, что заинтересовало, произвело яркое впечатление... Они хорошо помнят короткие рассказы, стихи, песни... Могут запоминать последовательность событий, например, при игре в ролевые игры; помнить, как собрать конструктор или правильно расставить картинки...
Начинают проявляться индивидуальные различия: у кого-то в большей степени развивается зрительная память, у кого-то — слуховая, эмоциональная или механическая. Опираясь на возможности превалирующей памяти, не забывайте о развитии остальных ее видов. Это очень важно для успешной учебе в школе.
Внимание — это входные двери памяти!
Внимание, как и память, в большей степени характеризуется своей непроизвольностью, возникает автоматически, без усилий сознания, как реакция на яркие внешние впечатления. К примеру, ребенок может заинтересоваться миганием гирлянд, звуками музыки, движением предметов, другими неожиданными впечатлениями, захватывающими его внимание неосознанно.
Однако, постепенно начинает формироваться произвольное внимание, которое становится своего рода мостом, соединяющим игровую реальность с ответственностью, необходимой в школьном обучении...
Этот вид внимания
- формирует практические навыки и навыки саморегуляции;
- развивает способность сосредотачиваться на конкретной задаче или мысли;
- учит ценить не только приятные и увлекательные моменты, но и понимать, что некоторые задания требуют особых усилий и большого терпения...
Важно отметить, что формирование памяти и концентрации внимания зависит от различных воздействий, включая генетические особенности; окружающую среду; игры, стимулирующие умственное развитие, а также характер деятельности, в которой дети участвуют в течение дня. Применение специальных образовательных методик и игр, активное взаимодействие с взрослыми, играют ключевую роль в успешном формировании этих важных навыков и создают прочную основу для последующего обучения.
Вам в помощь:
Игры для развития памяти №1, №2, №3, №4
7 способов улучшить память ребенка
Развитие памяти, внимания и координации у детей от 5-7 лет...
Игры на развитие логики, внимания, памяти
44 игры на внимание и память детям от 4 до 6 лет
Активное развитие мозга сопровождается значительными изменениями в познавательных способностях маленького человека. Одной из основных особенностей этого периода является формирование базовых математических навыков, навыков чтения и письма.
Математические навыки
Математические навыки чрезвычайно важны для формирования общего интеллектуального развития малышей. Работа с числами, формами и пространственными отношениями развивает их восприятие, абстрактное и аналитическое мышление, понимание взаимосвязей, шаблонов, последовательностей... Ранний положительный опыт соприкосновения с математикой способствует формированию позитивного отношения к этой предметной области, что может сделать математику интересной и увлекательной для детей.
Для развития математических навыков вам пригодятся следующие материалы:
- Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз – ступенька, два – ступенька» часть 1 и часть 2;
- Е. Колесникова «Математика для детей 5-6 лет» и демонстрационный материал для занятий;
- Онлайн занятия: пазлы, мозаика, математические игры, раскраски по номерам, фигурам; диктант по клеточкам, графические диктанты, тест классификация предметов;
- графические диктанты различного уровня сложности для записи в тетради;
- методические рекомендации родителям по проведению занятий по математике дома;
- учим Числа от 1 до 50. Весёлое Видео;
- цифры, формы, счёт
Речь
Правильное развитие речи — важный этап в развитии дошкольников, оказывающий влияние на успешное интегрирование ребенка в образовательную среду и общество, подготавливающий его к более сложным языковым задачам в будущем. Уровень сформированности речи, ее связность и выразительность, во многом будут влиять на успешность будущего школьника в освоении грамоты и письма, других предметов; его способность пересказывать тексты из учебников; логично и последовательно излагать свои мысли на уроках, коммуницировать с одноклассниками...
Если родители уделяли должное внимание речевому развитию крохи, то в этом возрастном периоде
- дети хорошо понимают речь взрослых и могут следовать их инструкциям и заданиям; выражают свои мысли более точно за счет значительного увеличения словарного запаса до 2500 — 3000 слов, активного использования новых слов и лучшего понимания значения слов, с которыми раньше могли иметь сложности;
- характерная для младших дошкольников телеграфическая речь, состоящая из отдельных слов и коротких фраз, постепенно заменяется более сложными и грамматически правильными конструкциями. Детки начинают использовать предложения со сложным синтаксисом, используя разные словоформы и структуры для придания своей речи грамматической правильности;
- за счет развития речевого слуха малыши лучше различают звуки речи, что помогает им правильно произносить слова, улучшать артикуляцию, обеспечивая тем самым большую ясность и понятность речи;
- большинство пятилеток могут менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание), у них нормализуется темп речи; начинают использовать речь для описания своих впечатлений, мыслей и эмоций, а также для формулировки вопросов и получения необходимой информации;
- речь становится инструментом мышления и самовыражения, что способствует художественному и когнитивному развитию будущего школьника;
- большинство деток начинают проявлять проявлять интерес к овладению чтением, письмом, занятиям математикой...
Используйте в качестве пальчиковой гимнастики «театр теней». Составляйте из пальцев различные комбинации, изображающие животных, птиц... Малышу понравится!
В целом, речь пятилетних детей свидетельствует о глубоких изменениях, произошедших в языковой сфере их жизни. Компетентность и свобода в использовании языка, открывает перед ними новые возможности для коммуникации, взаимодействия с окружающим миром, самовыражения...
При слабом речевом развитии, отсутствии у малыша перечисленных выше умений, родителям стоит получить консультацию логопеда или педагога-дефектолога для диагностики и назначения необходимого обследования и коррекционных мероприятий. Раннее вмешательство и комплексный подход помогут ребенку преодолеть задержку речевого развития и достичь нормативных показателей.
О речевом развитии детей с 5 до 6 лет
Консультация для родителей «Как развить связную речь ребёнка 5-6 лет"
Веселые игры для развития речи дома
Видео: Развитие речи в 5-6 лет, урок №1 и урок №2
Мастер — класс «Нейрогимнастику выполняем- — речь ребенка развиваем»
Использование мнемотехники для развития речи дошкольников
Ставим шипящие звуки детям 5-6 лет. Консультация логопеда-дефектолога
Мелкая моторика
Мелкая моторика – это способность контролировать движения мелких мышц рук, пальцев и запястий. Она играет ключевую роль в общем развитии ребенка и служит фундаментом для его навыков в быту, успешной учебе в школе.
Развитая мелкая моторика
- стимулирует формирование и укрепление нейронных связей в мозге;
- влияет на когнитивные навыки, такие как внимание, память, мышление, воображение, способность к анализу, пониманию информации, решению проблем...
- оказывает существенное влияние на формирование речи;
- является основой для приобретения навыков письма; помогает контролировать движения и координацию рук, более определенно и четко писать буквы, цифры, слова, штриховать или аккуратно раскрашивать сложные картинки...
- способствует развитию глазомера, пространственного восприятия, улучшает координацию глаз и рук;
- оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, способствуя расслаблению и концентрации;
- имеет прямое отношение к самостоятельности детей при выполнении ими повседневных задач, таких как одевание, развязывание/завязывание шнурков, самостоятельное пользование приборами...
Развитию мелкой моторики помогут пальчиковые игры, сортировка мелких предметов, шнурование, сборка пазлов, лепка из теста или пластилина, игры с песком, крупами, водой... Для стимулирования ловкости, координации движений и точности работы рук и пальцев используйте игрушки-сортеры, бизиборды, рамки-вкладыши, шнуровки, счетные палочки, кубики, конструкторы, мозаичные наборы, книжки с наклейками...
Развитие мелкой моторики. Зачем и как?
Как правильно делать с детьми пальчиковую гимнастику?
Почему начинают чаще болеть?
Пятилетние дети начинают чаще болеть, что связано не только с их активным физическим развитием, но и с их столкновением с новыми средами, социальными контактами и изменениями в иммунной системе. Рассмотрим конкретные причины, приводящие к росту заболеваемости. Среди них:
- активный физический рост: дети быстро растут, происходит формирование новых клеток и тканей. Этот процесс требует большого количества энергии и питательных веществ, в связи с чем организм направляет свои ресурсы на физическое развитие, что может временно ослабить иммунитет и сделать ребенка более уязвимым перед инфекциями;
- развитие систем дыхания и пищеварения: развивающиеся органы становятся местом, где бактерии и вирусы могут легче проникать в организм. Это создает дополнительные вызовы для иммунной системы, которая должна бороться с патогенами и предотвращать их распространение;
- несформированный иммунитет: пассивный иммунитет, переданный от матери в виде антител (через плаценту и молоко), со временем ослабевает, и дети начинают полагаться на свою активную иммунную систему. Но, поскольку многие аспекты иммунитета, включая клетки-убийцы, антитела и другие защитные механизмы, еще не полностью развиты, малыши чаще подвержены более тяжелыми формами инфекций;
- риск развития аллергии: иммунная система иногда может неправильно реагировать на обычные вещества в окружающей среде, приводя к аллергическим проявлениям;
- социальные контакты: детские сады, различные кружки и спортивные секции, которые посещает малыш, являются потенциальным источником передачи инфекций среди детей. Загрязненные игрушки, общие игровые площадки и тесные контакты между дошкольниками, особенно в отсутствие полноценных навыков личной гигиены, создают благоприятные условия для распространения различных бактерий и вирусов;
- стресс и адаптация: психологические факторы, такие как разлука с родителями или непривычная обстановка, смена режима дня могут оказывать негативное влияние на иммунную систему и общее физическое благополучие ребенка.