Ребенок пяти лет. Какой он?

девочка 5 лет на троне

Пятилетний ребенок, вступая в новый, важный период своего развития,  с каждым днем будет становиться более самостоятельным, активным и любознательным, а его индивидуальность начнет проявляться все ярче и ярче...

В этом возрасте у детей  активно формируется когнитивная, эмоциональная и  социальная основа, которая станет влиять на их дальнейшее развитие, успехи в учебе и жизни в целом... Поэтому для каждого родителя важно понимать, какие задачи стоят перед ребенком сегодня и что нужно сделать, чтобы эти задачи были решены продуктивно...

Традиционно начнем с физического развития наших любимых деток.

Физическое развитие

Антропометрические показатели

Физическое развитие — важный аспект здоровья и благополучия ребенка. В таблице ниже указаны стандартные значения антропометрических показателей, которые помогают оценить физическое состояние малышей, сделать выводы о развитии их головного мозга, массе мышц и состоянии костей...

tablitsy-rosta-i-vesa-detey-5-let.

Рассчитать рост и вес малыша можно также с помощью калькулятора:

Показатели роста, веса играют важную роль не только в физическом, но и в психологическом развитии пятилеток и могут оказывать влияние на их эмоциональное состояние, когнитивные способности, социальную адаптацию...

Так, малыши, имеющие нормальный рост и вес, обладают более развитой мускулатурой и лучшей физической формой, испытывают больше уверенности в себе и лучше принимают свое тело. Однако, у детей, с отклонениями в антропометрических показателях, сталкивающихся с негативными комментариями или оценками их внешнего вида, возможно развитие отрицательного отношения к своему телу; формирование заниженной самооценки; появление стресса и тревоги...

Поэтому, контроль за антропометрическими показателями — важная составляющая общего мониторинга физического развития малыша. Изменения в показателях могут быть предупреждающим сигналом о возможных заболеваниях или проблемах в росте и развитии. Раннее выявление тревожных факторов позволит своевременно начать лечение и предотвратить возможные осложнения.

Вам в помощь — таблицы роста, веса и других параметров, а также Приложение Growth (для контроля роста, веса, окружности головы детей от рождения до 20 лет) и Программа Growth CP (для контроля роста, веса и ИМТ для детей с ДЦП от 2 до 20 лет)

Костно-мышечная система

Продолжается активное формирование и укрепление костно-мышечной системы. Каждая косточка малыша постепенно претерпевает изменения в размерах, форме и строении.  Основные «зоны» роста в этом возрасте располагаются в длинных костях, таких, как бедренная и плечевая.

Происходит активная минерализация костей. Костная ткань становится более крепкой и устойчивой за счет накопления минералов (кальция, фосфора...).

Активно растут и формируются позвонки. Межпозвоночные диски становятся более гибкими и эластичными, в результате чего улучшается амортизация позвоночника при двигательных нагрузках, уменьшается риск различных повреждений.

Однако, скелетная мускулатура все еще отличается слабым развитием сухожилий, фасций и связок, что влияет на чувствительность позвоночника к деформирующим воздействиям, таким как избыточный вес; чрезмерные/не соответствующие возрасту физические нагрузки; неправильные позы при сидении и стоянии, во время сна, перед экраном телевизора, компьютера, планшета; слишком мягкая/жесткая постель...

Невнимательное отношение со стороны взрослых к костно-мышечной системе дошкольника, отсутствие адекватной двигательной активности, несбалансированное питание — причины нарушения осанки, формирования плоскостопия, вздутия или отвисания живота, появления грыж у мальчиков (из-за поднятия тяжестей)...

Малоподвижность в этом возрасте грозит неуклюжестью, моторной неловкостью, неустойчивостью координации движений, неразвитостью мелкой моторики рук, боязнью пространства...

 Онлайн-школа для родителей "Мы и на… 1Доступно 1 обновление 00 комментариев ждут одобрения Добавить Просмотреть запись SEO Удалить весь кэш → Техническая поддержка Привет, Галина Кириллова Выйти Редактировать запись Добавить запись Черновик записи обновлён. Просмотреть Добавить заголовок Постоянная ссылка: https://galinakirillova.ru/rebenok-pyati-let-kakoy-on.html ‎ p Количество слов: 4952 Черновик сохранён в 19:44:50. Последнее изменение: Галина Кириллова; 18.11.2023 в 19:09 Рекомендуемый размер 770x330 Установить изображение записи Все рубрики Часто используемые Без рубрики (Основная Рубрика) Основная от года до 7 лет будем здоровы! арго и аргонавты здоровье детей воспитание и развитие детей от 0 до 1 года в помощь мамам и папам малышей до года подсказки родителям почему детям трудно учиться развитие ребенка до года по месяцам такие разные дети... почему? все о семье если есть свободное время и мечта ждем аиста беременность по триместрам будущей маме на заметку о родах О хвостатых друзьях + Добавить новую рубрику Просмотреть (откроется в новой вкладке) Статус: Черновик Изменить Изменить статус Видимость: Открыто Изменить Изменить видимость Опубликовать сразу Изменить Изменить дату и время Удалить Добавить новую метку Метки разделяются запятыми SEO Схема Социальные сети Определите, как должна выглядеть ваша запись в результатах поиска. Предпросмотр как: Мобильный результатРезультат на ПК Предпросмотр URL: Онлайн-школа для родителей "Мы и наши дети" galinakirillova.ru › rebenok-pyati-let-kakoy-on Предварительный просмотр SEO названия: Ребенок пяти лет. Какой он? Просмотр мета-описания: Ноя 18, 2023 - Пожалуйста, укажите мета-описание, изменив фрагмент снизу. Если Вы не сделаете этого, Google попытается найти соответствующую часть Вашего поста, чтобы показать в поисковых результатах. SEO-заголовок Название Ярлык Мета-описание Отрывок Отрывок — необязательное краткое содержание вашего текста, которое можно использовать в шаблонах темы. Узнать больше. Отправить обратные ссылки: Адреса разделяются пробелами Обратные ссылки — это способ уведомить другие блоги, что вы сослались на них. Если вы ссылаетесь на блог под управлением WordPress, уведомление будет отправлено ему автоматически, дополнительных действий не требуется. Разрешить комментарии Разрешить обратные ссылки и уведомления Ярлык Автор Источник Если необходимо указать ссылку на внешний сайт в качестве Источника, заполните это поле Спрятать ссылку Скрыть ссылку на источник с помощью JS Спрятать шапку Не показывать шапку на этой странице Спрятать верхнее меню Не показывать верхнее меню на этой странице Скрыть миниатюру Не показывать миниатюру или разделитель на этой странице Спрятать хлебные крошки Не показывать хлебные крошки на этой странице Спрятать заголовок Не показывать заголовок H1 на этой странице Спрятать мета-информацию Не показывать мета-информацию (дата, рубрика, автор) на этой странице Спрятать верхние соц. кнопки Не показывать верхние соц. кнопки на этой странице Спрятать содержание Не показывать содержание на этой странице Спрятать рейтинг Не показывать рейтинг на этой странице Спрятать блок автора Не показывать блок автора на этой странице Спрятать нижние соц. кнопки Не показывать нижние соц. кнопки на этой странице Спрятать похожие записи Не показывать на этой странице похожие записи Спрятать комментарии Не показывать комментарии на этой странице Спрятать сайдбар Не показывать на этой странице сайдбар Спрятать нижнее меню Не показывать нижнее меню на этой странице Спрятать подвал Не показывать подвал на этой странице Контент по всей ширине Сделать контент по всей ширине страницы без сайдбара Сайт по всей ширине Сделать сайт по всей ширине ID похожих записей Укажите ID записей через запятую, для вывода определенных постов в похожих записях Спасибо вам за творчество с WordPress. Версия 6.4.1 Ребенок пяти лет. Какой он? Добавить медиафайл Действия Фильтр медиафайлов Фильтр по типу Фильтр по дате Поиск Список медиафайлов Отображение 81 из 1577 медиаэлементов Детали вложения rebenok-na-divane.

Чтобы ребенок рос физически крепким, своевременно заботьтесь о правильном питании, достаточном количестве игровых и спортивных активностей, включающих в себя, в том числе, и специальные физические упражнения, среди которых: упражнения на баланс, координацию движений и гибкость...

При подборе упражнений важно учитывать, что

  • двигательные возможности дошкольников всё еще ограничены;
  • повторение однотипных движений в течение длительного времени, также как и долгое сохранение фиксированной позы, быстро приводит к утомлению малыша;
  • физическая нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям юного спортсмена...

При правильном физическом развитии у большинства малышей наблюдается:

  • улучшение координации и баланса: малыши реже падают, становятся все более ловкими, способными выполнять сложные движения, такие как: бег (пробегают 200 — 250м без остановки, на бегу способны перепрыгнуть через небольшое препятствие), прыжки, подскоки, балансирование (ходьба по бревну), игры с мячом (более точно подбрасывают и ловят мяч (другие объекты), бьют по мячу одной рукой или ногой)...
  • умение контролировать мелкие движения рук (правильно пользуются ручками, карандашами, ножницами...);
  • хорошая ориентация в пространстве, понимание многообразных обозначений пространственных отношений: подняться наверх, спуститься вниз, повернуть налево/направо, дойти до угла, перейти на другую сторону...
  • готовность посещать спортивные секции, кружки...
  • способность к командным играм: дети лучше понимают правила игры, соблюдают их, умеют сотрудничать с другими членами команды...

К сожалению, дети этого возраста часто подвержены травмам. Поэтому, для предотвращения травматизма, малышей необходимо обучать правилам безопасности во время игр и физической активности...

Чтобы занятия пошли на пользу вашему малышу, воспользуйтесь советами профессиональных детских тренеров:

Сердечно-сосудистая система

Сердечно-сосудистая система продолжает формироваться и адаптироваться к постоянным изменениям в организме растущего ребенка. Ее правильное функционирование играет ключевую роль в обеспечении надлежащего физического развития.

Размеры сердца постепенно увеличиваются, становятся ближе к размерам взрослого. Его стенки становятся толще и сильнее сокращаются.

Возросшая эффективность сердечной мышцы,  более развитая сосудистая система, позволяют эффективней перекачивать кровь по организму, доставляя растущим тканям и органам достаточное количество кислорода и питательных веществ, отводить продукты обмена веществ.

 rebenok-na-prieme-u-kardiologa

К сожалению, болезни  сердечно-сосудистой системы коварны, поскольку могут протекать бессимптомно и проявиться лишь в школьном возрасте. Поэтому стоит внимательней относиться к самочувствию своего чада и без промедления обращаться к педиатру или детскому кардиологу, в случае, если у ребёнка наблюдается:

  • одышка после активных игр, нередко и в покое;
  • бледность или синюшная окраска кожи и слизистых оболочек (цианоз); посинение носогубного треугольника и ногтей;
  • головокружения и головные боли; потемнение в глазах и обмороки;
  • колющие, режущие боли в левой части грудной клетки с возможной иррадиацией в руку, подреберье, подмышечную впадину;
  • приступы сердцебиений; учащение пульса или его различие на руках; набухание и пульсация сосудов шеи;
  • высокое или низкое артериальное давление;
  • отек стоп;
  • боли в суставах;
  • кашель в ночное время  или после физических нагрузок;
  • быстрая утомляемость, неожиданная усталость и переутомление при нормальной нагрузке;
  • частые респираторные заболевания; перенесённое тяжёлое инфекционное заболевание;
  • плохой аппетит и низкий рост...

Для сохранения здоровья сердечно-сосудистой системы и предотвращения потенциальных проблем, помимо ежедневной адекватной физической активности, полноценного и сбалансированного питания, отказа от пересыщенных жиром и сахаром продуктов, важно поддерживать эмоциональное благополучие дошкольника, оберегать его от стрессов и эмоционального перенапряжения; следить за весом, регулярно проходить плановые осмотры у врача.

plachuschiy-rebenok

sovet

Дыхательная система

В этом возрастном периоде постепенно улучшается функциональность органов дыхания и их адаптация к окружающей среде.

О положительном развитии дыхательной системы свидетельствует

  • усиление и улучшение функциональной активности легких: их объем и емкость продолжают увеличиваться, позволяя, тем самым, лучше удовлетворять потребности организма в кислороде, поддерживать активную физическую деятельность маленького человека;
  • улучшение обмена газов в легких за счет развития и созревания каналов дыхательной системы, таких как бронхи, бронхиолы и альвеолы;
  • более регулярная и стабильная частота дыхания: в норме — около 20-25 вдохов-выдохов в минуту (считать количество вдохов-выдохов лучше, когда ребенок спит). У полных детей частота дыхания выше, чем у сверстников с нормальной массой тела. Учащенное дыхание может быть связано с индивидуальной особенностью строения органов либо сигнализировать о болезни. Стоит обращать внимание на то, чтобы ребенок всегда дышал без затруднений и тахипноэ...

Однако, несмотря на активный рост и развитие дыхательной системы, она остается очень восприимчивой к вирусным и бактериальным инфекциям; к аллергенам, вызывающим дыхательные проблемы или аллергический ринит; к качеству воздуха и его загрязнениям...

Чтобы дыхательная система стала более устойчивой к окружающей среде, поддерживайте и поощряйте физическую активность малыша. Физические упражнения, спортивные игры и просто активные игры на улице укрепляют легкие, способствуют развитию и поддержанию здоровья дыхательной системы на должном уровне. Проводите профилактику респираторных заболеваний, осуществляйте правильный уход за дыхательными путями, регулярно проветривайте помещение, не курите при ребенке, не допускайте его контакта с загрязненными веществами и аллергенами...

Занимайтесь дыхательной гимнастикой, которая научит малыша дышать правильно, разовьет его легкие, повысит эффективность газообмена и, тем самым, поможет расти здоровым...

Зубы

У пятилетних деток начинают прорезываться постоянные зубы — моляры (шестые зубы). Это крупные зубы, которые находятся в глубине рта и используются для жевания пищи.

По незнанию, многие родители относятся к ним как к молочным и не боятся их потерять. Однако, удаление шестых зубов грозит формированием неправильного прикуса, который станет не только эстетической проблемой,  но и усложнит гигиену полости рта, будет способствовать более быстрому стиранию зубов, повысит риск возникновения кариеса... В некоторых случаях неправильный прикус способен вызывать головные боли и создать трудности при пережевывании пищи.

Относитесь к молярам очень бережно: других уже не будет, а от этих зависит многое — в том числе, понадобится ли ребенку помощь ортодонта.

С этой целью

  • усильте уход за полостью рта ребенка: чистите зубки два раз в день с использованием щетки, зубной нити и ирригатора;
  • ограничьте сладости, десерты и газировки, поскольку они содержат сахара, выделяющие опасные для зубов кислоты;
  • не менее двух раз в год посещайте стоматолога, соблюдайте его рекомендациям по уходу за зубами и деснами;
  • для снижения риска развития кариеса  и уменьшения чувствительности эмали проведите профилактическую обработку зубов фторлаком, либо сделайте герметизацию фисур... 

Учитывая, что пятилетний ребенок уже очень многое понимает, объясните ему в доступной форме важность зубочелюстной системы для здоровья человека и необходимость правильного ежедневного ухода за ней.

Зрение

Зрение малышей 5-ти лет имеет несколько особенностей, среди которых

улучшение:

  • моторики глазных мышц, что позволяет деткам легче фокусироваться на близких и дальних объектах, переводить взгляд с одного объекта на другой, выполнять более сложные задачи, связанные с чтением, письмом или рисованием;
  • пространственного восприятия, благодаря чему ребенок способен определить позицию объектов в пространстве, их относительную величину и расположение, а также ориентироваться в трехмерном мире;
  • визуальной памяти: пятилетки без проблем запоминают и узнают объекты по их внешнему виду и форме,  легко запоминают и воспроизводят различные изображения и символы;
  • цветового восприятия и различия оттенков;
  • координации глаз и рук (при рисовании, письме, лепке, собирании пазлов и т.д.);
  • зрительного внимания: появляется способность отделять существенную информацию от несущественной, фокусировать свое внимание на нужных объектах и игнорировать отвлекающие элементы;
  • световосприятия, благодаря чему дошкольники лучше видят в темноте и различают объекты при низкой освещенности.

Однако, в связи с тем, что нагрузка на глаза малыша увеличивается с каждым днем, а зрительная система все еще находится в стадии формирования, родителям необходимо строго следить за зрением и приложить максимум усилий для его сохранения:

  • регулярно посещать офтальмолога;
  • тренировать координацию движений глаз и использовать специальные игры и упражнения, развивающие пространственное восприятие;
  • ограничить использование гаджетов, длительное использование которых ухудшает зрение, приводит к развитию синдрома компьютерного зрения...

rebenok-s-planshetom

 pravila-dlya-zanyatiy

Упражнения для развития зрительного восприятия   и   моторики глаз

Таблицы и картинки для проверки зрения в домашних условиях

samye-chastye-narusheniya-zreniya-u-detey.

Слух

Слуховая система продолжает развиваться

  • ушная раковина достигает своей полной величины и формы, становится более выразительной и позволяет лучше собирать и направлять звуки к уху;
  • в среднем ухе косточки достигают своей максимальной плотности; барабанная перепонка становится эластичней, чувствительней к звуковым волнам;
  • во внутреннем ухе развивается и укрепляется слуховой нерв, отвечающий за передачу звуковых сигналов в мозг.

Благодаря происходящим изменениям, дети лучше различают звуки и распознают речь, особенно в шумных средах; начинают осознавать характеристики звуков, такие как громкость, высота и длительность; запоминают и воспроизводят слышимые звуки и последовательности звуков, что особенно важно для развития речи.

Для развитие слуховых навыков используйте

  • звуковые игры, такие как: «что звучит громче/тише», «угадай звук», «слушай разные звуки и называй их»...
  • слушание и пение песен, игру на различных музыкальных инструментах, танцы и движение под музыку;
  • звуки окружающей среды, такие как шелест листьев, лай собаки, пение птиц...
  • чтение книг, диалоги и обсуждения...

Игры для развития фонематического слуха и восприятия у деток 5 лет здесь и здесь

Нервно-психическое развитие

В период от 5 до 6 лет в центральной нервной системе происходит формирование более сложных структурных и функциональных связей между нервными клетками. Идет активное развитие фронтальных долей мозга, что способствует улучшению когнитивных функций, таких как память, внимание, планирование, принятие решений, самоконтроль, выполнение поставленных задач... Продолжает совершенствоваться и периферическая нервная система, обеспечивающая передачу сигналов между головным мозгом и различными частями тела.

Благодаря этим процессам, ребенок

  • начинает осознавать себя как независимую и уникальную личность, формировать позитивное отношение к себе, оценивать свои способности и достижения, осознавать свои сильные и слабые стороны; стремится быть успешным;
  • способен контролировать свои эмоции и поведение: чаще поступает «как нужно» и воздерживается от недозво­ленного, сдерживает импульсивные желания; начинает осознавать значение справедливости;
  • начинает развивать навыки самостоятельного выполнения задач и принятия решений; может становиться более уверенным в выражении своих мыслей и мнений, даже если они отличаются от мнения других;
  • пытается устанавливать границы взаимодействия и защищать свои права и желания, выражая отрицательное мнение или чувство некомфортности в определенных ситуациях;
  • начинает понимать, что является частью коллектива, и имеет свои обязанности и права;
  • увереннее взаимодействует с другими детьми и взрослыми: делится игрушками, сотрудничает, выражает свои чувства и эмоции без агрессии, проявляет эмпатию и понимание; учится слушать и уважать мнение других;
  • легче, чем раньше идет на контакт с чужими людьми;
  • развивает навыки концентрации внимания, памяти и логического мышления, что является основой для успешного обучения в школе;
  • хорошо запоминает и воспроизводит информацию, может легко следить за инструкциями и выполнять поставленные задачи;
  • помнит и может описать прошедшие события;
  • лучше владеет речью: говорит более сложными предложениями и использует все больше слов для выражения своих мыслей и чувств, развивая тем самым коммуникативные навыки;
  • знакомится с абстрактными понятиями, помогающими осваивать математические операции и концепции времени, пространства и количества;
  • обладает воображением: создает собственные истории, ролевые игры и может легко вживаться в различные роли и ситуации;

 devochka-igraet

  • становится более ловким  и может выполнять сложные двигательные задачи, такие как прыжки на одной ноге, бег на длинную дистанцию, точное попадание мячом в цель...
  • начинает обращать больше внимания на тактильные ощущения, звуки и запахи, что свидетельствует о формировании нервных соединений между чувствительными клетками и головным мозгом...
  • меньше утомляется, у него повышается психическая выносливость;
  • задает много вопросов и выслушивает ответы; интересуется всем, что происходит вокруг него;
  • интересуется спортом, творчеством...
  • очень хочет походить на родителей, старается им во всем подражать;
  • осознает свою половую принадлежность, может задавать «неудобные» вопросы...

Родителям важно знать, что, несмотря на существенный прогресс в нервно-психическом развитии, процессы возбуждения и торможения нервной системы все еще не совершенны, поэтому дошкольники пока не могут мгновенно реагировать на экстренные просьбы (к примеру, быстро отбежать или отпрыгнуть от  опасного объекта...). Также, 5-летки часто плохо реагируют на смену привычного уклада жизни.

 kogda-poyavlyaetsya-lzhivost

В целом, стремительно развивающаяся нервная система, открывает для детей новые возможности в познании и взаимодействии с миром. Поэтому очень важно обеспечить дошкольникам подходящие стимуляции и поддержку для дальнейшего развития.

Учитывая, что в этом возрасте у малышей продолжает доминировать правое полушарие, отвечающее за фантазию, образное восприятие, эмоциональную сферу, пространственное мышление, за обработку и создание целостной картины мира,  игра остается наиболее эффективным способом активизации всех сенсорных систем, развития креативности и фантазии, а также формирования социальных навыков.

Игры, требующие логического мышления и пространственного представления, особенно полезны для стимуляции развития межполушарных связей.

mezhpolusharnye-svyazi.

Важно учить дошкольника самостоятельно находить решения задач, а не просто повторять уже известные шаблоны. Это поможет развить критическое мышление и способность к творческому мышлению в будущем.

При гармоничном развитии обоих полушарий мозга ребенок растет уверенным, творческим, разносторонне развитым.

Совет родителям

Учитывая высокий уровень нервно-психического развития 5-летки, главным приобретением этого периода должны стать его инициативность, уверенность в своих силах и умение добиваться цели, что невозможно без поддержки и одобрения со стороны взрослых. Ребенок должен понимать, что он может достигнуть поставленной перед собой цели и многое ему по плечу...

Но, если в качестве оценки своей деятельности малыш будет слышать лишь критику и замечания, у него не будет поддержки в его начинаниях и устремлениях, постепенно он станет пассивным (зачем стараться, все равно все будет не так), безынициативным, сомневающимся в своих силах...

Не получив в детстве теплого эмоционального отклика со стороны родителей,  качество пасовать перед трудностями и важными целями ребенок может пронести через всю свою жизнь...

 ty-nichego-ne-umeesh

Играя огромную роль в становлении самооценки ребенка, родители должны уметь по достоинству оценивать усилия и достижения малыша, помогать преодолевать трудности, а также поддерживать его интересы, поощрять его усердие и творческие начинания, показывать, что даже неудачи – это всего лишь шаг к успеху, и что каждый неудачный момент – это возможность учиться и становиться сильнее...

Развитие здоровой самооценки и веры в свои силы – один из самых ценных даров, которые маленький человек должен обязательно получить от родителей именно в детстве. Поддерживая и вдохновляя малыша во всех его начинаниях, наделяя его с малых лет уверенностью в себе, вы даете ему возможность смело идти вперед к своему счастью и успеху, добиваться поставленных целей...


Мышление

Мышление детей этого возрастного периода становится все более сложным и абстрактным, что отражается на их поведении, коммуникации и способности к обучению, позволяет лучше понимать и интерпретировать поступающую информацию, анализировать мир вокруг себя...

Как правило, у дошколят

  • в процессе совершенствования образного мышления наблюдается переход от использования наглядности к способности решать задачи в уме, что выражается в умении создавать ментальные образы чисел и операций, а также представлять пространственные и последовательные концепции без необходимости конкретных визуальных подсказок;
  • формируется словесно-логическое мышление, благодаря которому они начинают обобщать, сравнивать и сортировать предметы по признакам, составлять логические цепочки, находить в них лишние предметы, устанавливать причинно-следственные связи. Для выражения своих идей могут использовать слова и выражения, указывающие на причинно-следственные отношения, такие как «потому что» или «если...то»;
  • развивается наглядно-действенное мышление: детки используют предметы не только по их прямому назначению, но и экспериментируют с ними, пытаясь разобраться в их свойствах и взаимосвязи;
  • улучшается пространственное мышление: дошкольники начинают понимать и использовать понятия направления, расстояния, размера и формы. Могут определить, где находится объект относительно других предметов и осознавать базовые понятия, такие как «вверх», «вниз», «впереди» и «сзади», «между», «рядом с», «под» и «над»;
  • расцветает креативное мышление:  малыши проявляют свою индивидуальность, их безудержная фантазия помогает придумывать новые идеи, игры и необычные истории и сюжеты...
  • развивается символическое мышление: дети используют символы и знаки для представления объектов или идей. Например, играя в магазин, представляют себя в роли продавца или покупателя; строя символический дом, используют подушки и одеяла. Могут рисовать или изображать объекты с помощью карандашей, кистей и других инструментов, а также давать им имена и рассказывать о них истории;
  • проявляется критическое мышление: дошкольники начинают задавать вопросы о том, почему происходят определенные события, интересуются причинами и следствиями, анализируют и оценивают информацию, рассуждают и делают независимые выводы...
  • появляется прогностическая функция мышления, которая помогает дошкольнику предвидеть последствия своих поступков, анализировать свое поведение, принимать более взвешенные решения. Такая способность прогнозирования создает основу для развития саморегуляции и ответственного поведения в будущем;
  • развивается прогностическая функция мышления, позволяющая видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Для расширения и совершенствования мыслительных способностей, активизации мозговой деятельности детей

  • позаботьтесь о создании подходящей образовательной среды;
  • играйте в игры, развивающие внимание, память, логику; разгадывайте головоломки, конструируйте, моделируйте, лепите, рисуйте, займитесь танцами, пением, шахматами...
  • предлагайте ролевые игры, развивающие социальный и эмоциональный интеллект, а также способности к анализу и решению проблем, умению решать возникающие конфликты;
  • позвольте детям решать проблемы самостоятельно: ставьте перед ними задачи, требующие рассуждения и обобщения, например, попросите их найти новый способ достичь цели, когда они сталкиваются с препятствием;
  • при чтении книг предлагайте анализировать информацию, обсудите основные сюжетные линии, сделайте выводы о героях и их поступках, поощряйте желание задавать вопросы и выражать свое мнение;
  • разговаривайте о различных предметах и явлениях, обсуждайте с ним повседневные дела, задавайте вопросы, стимулируя тем самым речевое развитие крохи, способность отстаивать свою точку зрения, аргументированно мыслить;
  • вместе придумывайте истории и позволяйте малышам использовать свою фантазию и творческое мышление;
  • давайте конкретные задания, требующие планирования, организации и последовательности действий, например, попросите их приготовить простой завтрак или убрать игрушки после игры...

 rolevye-igry

Упражнения для развития мышления у детей

 uprazhneniya-dlya-razvitiya-myshleniya

Картотека игр по развитию мышления

Задания на логику

Память и внимание

Дети активно учатся воспринимать и запоминать информацию, сосредотачивать внимание на определенных задачах.

Их память, в большей степени, все еще является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе... Малыши с легкостью запоминают все, что заинтересовало, произвело яркое впечатление... Они хорошо помнят короткие рассказы, стихи, песни... Могут запоминать последовательность событий, например, при игре в ролевые игры;  помнить, как собрать конструктор или правильно расставить картинки...

Начинают проявляться индивидуальные различия: у кого-то в большей степени развивается зрительная память, у кого-то — слуховая, эмоциональная или механическая. Опираясь на возможности превалирующей памяти, не забывайте о развитии остальных ее видов. Это очень важно для успешной учебе в школе.

Внимание — это входные двери памяти!

Внимание, как и память, в большей степени характеризуется своей непроизвольностью, возникает автоматически, без усилий сознания, как реакция на яркие внешние впечатления. К примеру, ребенок может заинтересоваться миганием гирлянд, звуками музыки, движением предметов,  другими неожиданными впечатлениями, захватывающими его внимание неосознанно.

Однако, постепенно начинает формироваться произвольное внимание, которое становится своего рода мостом, соединяющим игровую реальность с ответственностью, необходимой в школьном обучении...

Этот вид внимания

  • формирует практические навыки и навыки саморегуляции;
  • развивает способность сосредотачиваться на конкретной задаче или мысли;
  • учит ценить не только приятные и увлекательные моменты, но и понимать, что некоторые задания требуют особых усилий и большого терпения...

Важно отметить, что формирование памяти и концентрации внимания зависит от различных воздействий, включая генетические особенности; окружающую среду; игры, стимулирующие умственное развитие, а также характер деятельности, в которой дети участвуют в течение дня. Применение специальных образовательных методик и игр, активное взаимодействие с взрослыми, играют ключевую роль в успешном формировании этих важных навыков и создают прочную основу для последующего обучения.

Вам в помощь:

Игры для развития памяти №1, №2, №3,  №4

7 способов улучшить память ребенка

Развитие памяти, внимания и координации у детей от 5-7 лет...

Игры на развитие логики, внимания, памяти

Игры на развитие внимания

44 игры на внимание и память детям от 4 до 6 лет

 sovet

Активное развитие мозга сопровождается значительными изменениями в познавательных способностях маленького человека. Одной из основных особенностей этого периода является формирование базовых математических навыков, навыков чтения и письма.

Математические навыки

 rebenok-zanimaetsya-matematikoy
Математические навыки чрезвычайно важны для формирования общего интеллектуального развития малышей.   Работа с числами, формами и пространственными отношениями развивает их восприятие, абстрактное и аналитическое мышление, понимание взаимосвязей, шаблонов, последовательностей... Ранний положительный опыт соприкосновения с математикой способствует формированию позитивного отношения к этой предметной области, что может сделать математику интересной и увлекательной для детей.

 chto-dolzhen-znat-po-matematikeДля развития математических навыков вам пригодятся следующие материалы:

Речь

Правильное развитие речи — важный этап в развитии дошкольников, оказывающий влияние на успешное интегрирование ребенка в образовательную среду и общество, подготавливающий его к более сложным языковым задачам в будущем. Уровень сформированности речи, ее связность и выразительность, во многом будут влиять на успешность будущего школьника в освоении грамоты и письма, других предметов; его способность пересказывать тексты из учебников; логично и последовательно излагать свои мысли на уроках, коммуницировать с одноклассниками...

Если родители уделяли должное внимание речевому развитию крохи, то в этом возрастном периоде

  • дети хорошо понимают речь взрослых и могут следовать их инструкциям и заданиям; выражают свои мысли более точно за счет значительного увеличения словарного запаса до 2500 — 3000 слов, активного использования новых слов и лучшего понимания значения слов, с которыми раньше могли иметь сложности;
  • характерная для младших дошкольников телеграфическая речь, состоящая из отдельных слов и коротких фраз, постепенно заменяется более сложными и грамматически правильными конструкциями. Детки начинают использовать предложения со сложным синтаксисом, используя разные словоформы и структуры для придания своей речи грамматической правильности;
  • за счет развития речевого слуха малыши лучше различают звуки речи,  что помогает им правильно произносить слова, улучшать артикуляцию, обеспечивая тем самым большую ясность и понятность речи;
  • большинство пятилеток могут менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание), у них  нормализуется темп речи; начинают использовать речь для описания своих впечатлений, мыслей и эмоций, а также для формулировки вопросов и получения необходимой информации;
  • речь становится инструментом мышления и самовыражения, что способствует художественному и когнитивному развитию будущего школьника;
  • большинство деток начинают проявлять проявлять интерес к овладению чтением, письмом, занятиям математикой...


Используйте в качестве пальчиковой гимнастики «театр теней». Составляйте из пальцев различные комбинации, изображающие животных, птиц... Малышу понравится!

В целом, речь пятилетних детей свидетельствует о глубоких изменениях, произошедших в  языковой сфере их жизни. Компетентность и свобода в использовании языка, открывает перед ними новые возможности для коммуникации, взаимодействия с окружающим миром, самовыражения...

При слабом речевом развитии, отсутствии у малыша перечисленных выше умений, родителям стоит получить консультацию логопеда или педагога-дефектолога для диагностики и назначения необходимого обследования и коррекционных мероприятий. Раннее вмешательство и комплексный подход помогут ребенку преодолеть задержку речевого развития и достичь нормативных показателей.

О речевом развитии детей с 5 до 6 лет

Консультация для родителей «Как развить связную речь ребёнка 5-6 лет" 

Веселые игры для развития речи дома

Развивающее занятие

Для развития речи

Видео: Развитие речи в 5-6 лет, урок №1 и урок №2

Мастер — класс «Нейрогимнастику выполняем- — речь ребенка развиваем»

Учимся читать

Использование мнемотехники для развития речи дошкольников

Ставим шипящие звуки детям 5-6 лет. Консультация логопеда-дефектолога

Мелкая моторика

Мелкая моторика – это способность контролировать движения мелких мышц рук, пальцев и запястий. Она играет ключевую роль в общем развитии ребенка и служит фундаментом для его навыков в быту, успешной учебе в школе.

Развитая мелкая моторика

  • стимулирует формирование и укрепление нейронных связей в мозге;
  • влияет на когнитивные навыки, такие как внимание, память, мышление, воображение, способность к анализу, пониманию информации, решению проблем...
  • оказывает существенное влияние на формирование речи;
  • является основой для приобретения навыков письма; помогает контролировать движения и координацию рук, более определенно и четко писать буквы, цифры, слова, штриховать или аккуратно раскрашивать сложные картинки...
  • способствует развитию глазомера,  пространственного восприятия, улучшает координацию глаз и рук;
  • оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, способствуя расслаблению и концентрации;
  • имеет прямое отношение к самостоятельности детей при выполнении ими повседневных задач, таких как одевание, развязывание/завязывание шнурков, самостоятельное пользование приборами...

 deti
Развитию мелкой моторики помогут пальчиковые игры, сортировка мелких предметов, шнурование, сборка пазлов, лепка из теста или пластилина, игры с песком, крупами, водой... Для стимулирования ловкости, координации движений и точности работы рук и пальцев используйте игрушки-сортеры, бизиборды, рамки-вкладыши, шнуровки, счетные палочки, кубики, конструкторы,  мозаичные наборы, книжки с наклейками...

Развитие мелкой моторики. Зачем и как?

Как правильно делать с детьми пальчиковую гимнастику?

Почему начинают чаще болеть?

Пятилетние дети начинают чаще болеть, что связано не только с их активным физическим развитием, но и с их столкновением с новыми средами, социальными контактами и изменениями в иммунной системе. Рассмотрим конкретные причины, приводящие к росту заболеваемости. Среди них:

  • активный физический рост: дети быстро растут, происходит формирование новых клеток и тканей. Этот процесс требует большого количества энергии и питательных веществ, в связи с чем организм направляет свои ресурсы на физическое развитие, что может временно ослабить иммунитет и сделать ребенка более уязвимым перед инфекциями;
  • развитие систем дыхания и пищеварения: развивающиеся органы становятся местом, где бактерии и вирусы могут легче проникать в организм. Это создает дополнительные вызовы для иммунной системы, которая должна бороться с патогенами и предотвращать их распространение;
  • несформированный иммунитет: пассивный иммунитет, переданный от матери в виде антител (через плаценту и молоко), со временем ослабевает, и дети начинают полагаться на свою активную иммунную систему. Но, поскольку многие аспекты иммунитета, включая клетки-убийцы, антитела и другие защитные механизмы, еще не полностью развиты, малыши чаще подвержены более тяжелыми формами инфекций;
  • риск развития аллергии: иммунная система иногда может неправильно реагировать на обычные вещества в окружающей среде, приводя к аллергическим проявлениям;
  • социальные контакты: детские сады, различные кружки и спортивные секции, которые посещает малыш, являются потенциальным источником передачи инфекций среди детей. Загрязненные игрушки, общие игровые площадки и тесные контакты между дошкольниками, особенно в отсутствие полноценных навыков личной гигиены, создают благоприятные условия для распространения различных бактерий и вирусов;
  • стресс и адаптация: психологические факторы, такие как разлука с родителями или непривычная обстановка, смена режима дня могут оказывать негативное влияние на иммунную систему и общее физическое благополучие ребенка.

Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?

Если инфекционные заболевания мы можем воспринимать как естественную часть роста и развития ребенка, носящую временный характер, то, к перечисленным ниже симптомам, нужно отнестись с максимальной серьезностью. Стоит обратиться к специалистам, если ваш малыш

  • испытывает трудности в произношении звуков, часто использует неправильную грамматику;
  • плохо понимает простые инструкции, не может сформулировать свои мысли;
  • легко отвлекается, не может сконцентрировать внимание на какой-либо деятельности более 5 минут;
  • не интересуется играми, испытывает сложности с освоением базовых навыков;
  • слишком замкнут, не может устанавливать контакты с другими детьми;
  • не реагирует на людей;
  • проявляет повышенную агрессию, тревожность, капризы...
  • не проявляет разнообразных эмоций или постоянно находится в страхе, беспокоится, грустит;
  • сильно отстает в физическом развитии от сверстников или испытывает трудности с выполнением простых двигательных навыков, таких как бег, прыжки или кидание мяча...
  • испытывает трудности в освоении мелких моторных навыков (завязывание шнурков, вытирание рук после мытья, чистка зубов, переодевание, рисование, игра с мелкими предметами...);
  • не различает реальные и нереальные ситуации;
  • не может назвать/вспомнить своё имя;
  • утратил навыки, которыми ранее обладал...

Будьте внимательны к своему ребенку! Решайте проблемы ещё на стадии их возникновения, не теряя драгоценных недель, месяцев, лет...

Дополнительно: полезные статьи и видео

Тест-рисунок

300 развивающих упражнений

Познавайка

Умения пятилетнего ребенка

Нейропсихологические занятия с детьми 5-12 лет

35 игр для занятий дома

ornament

Дорогие родители! Помните, что ваша любовь, забота и внимание – самые мощные стимулы для развития маленького человека, помогающие  создать прочный фундамент его будущих успехов, счастливой жизни! Будьте не только воспитателями, но и надежными компаньонами в путешествии любимого чада к большим и волнующим горизонтам жизни. Вместе создавайте прекрасное будущее, полное радости и невероятных возможностей!

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-школа для родителей "Мы и наши дети"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.