Доминантность — это стремление и способность занимать в группе главенствующее положение и оказывать преобладающее влияние на других, диктовать другим свою волю. Бытовое название доминантного человека — сильная личность.
Для семьи понятие доминантности также применимо. Сегодня речь пойдет о доминантных детях с позицией Альфа.
Кто такой доминантный ребенок
Такие дети обычно стремятся быть лидерами не только внутри семьи. Они легко становятся лидерами даже в детском саду, собирая вокруг себя целую команду. Доминантные дети обладают очень сильным характером, им свойственно стремление к успеху, они легко достигают своих целей, но при этом не любят подчиняться, плохо реагируют на свои неудачи. Внешне такой ребенок очень активен, прекрасно придерживается режима, не имеет проблем с аппетитом и даже болеет реже остальных. У этих детей крепкая нервная система, они не склонны к аллергии, не очень чувствительны к боли. В первый год после рождения у родителей с ними нет никаких хлопот.
Проблемы доминантности
Доминантность в раннем возрасте порождает ряд проблем. Если вовремя не донести до ребенка «что такое хорошо» и «что такое плохо» в его поведении, родители сильно рискуют получить ребенка, который со временем утвердится в своем превосходстве. Он будет уверен, что командовать, отдавать приказы и стремиться подчинить себе окружающих — приоритетная часть его жизни. Он совсем разучится слушать и слышать близких. Следствием такого поведения зачастую является полная безответственность, ведь ребенок привыкнет перекладывать ее на других.
Следующая проблема, которая вытекает из-за поощрения доминантности ребенка — нарциссизм. Стремление доминировать не служит заботе о членах семьи и окружающих. Проблема такого плана возникает, когда родители игнорируют поведение ребенка. В этом случае он не чувствует поддержки от родителей и ищет ее в других людях. При взаимодействии с посторонними людьми ребенок, как правило, стремится не ударить в грязь лицом, во всем быть лучшим. Такие действия не закаляют его характер, а воспитывают в нем самовлюбленность и заботу лишь о себе.
Фильм о нарциссической структуре личности:
Третья проблема является следствием отрицания заботы родителей. Ребенок не принимает действий родителей, отгораживается от них. Он не желает участвовать в обсуждении общих вопросов, избегает принимать участие в общих семейных мероприятиях, всячески демонстрируя свое безразличие. Важно не упустить этот момент, ибо зачастую такой ребенок вырастает в трудного подростка.
Особенности поведения и психики
Источников происхождения у детской доминантности можно выделить два:
- стремление заботиться;
- стремление получать заботу.
В первом случае доминантный ребенок старается проявить себя как взрослый человек. Он пытается:
- самостоятельно принимать решения;
- быть наравне с родителями, подчеркивая таким поведением свой статус.
Такой ребенок очень активен и стремится участвовать в любом событии, которое происходит в его семье; при этом его забота о благополучии семьи проявляется абсолютно искренне, он всегда готов помочь своим близким, особенно младшим братьям и сестрам. Ребенок верит в себя и, при правильном воспитании, из таких детей вырастают очень хорошие люди с незаурядными организаторскими способностями, которые впоследствии могут стать талантливыми руководителями...
Второй вариант развития событий предполагает аналогичный сценарий. Однако, для такого ребенка более часты проявления агрессии. Такое поведение можно сравнить с переходным возрастом. Он всячески пытается доказать свою значимость, способность самостоятельно принимать решения, совершать поступки без покровительства родителей. На самом деле такое поведение не что иное, как способ привлечь к себе внимание. Ребенок нуждается в заботе и стремится буквально истребовать ее от родителей.
Особенности воспитания доминантных детей
Доминантные дети — настоящее испытание для родителей. Главное, о чем нужно помнить — это терпение и самообладание. Найти общий язык с доминантным ребенком можно и сделать это обязательно нужно. Чем раньше родители скорректируют свое поведение в плане воспитания ребенка, тем легче будет предотвратить последствия. Важно придерживаться общих правил воспитания доминантных детей благодаря которым далее справиться со становлением характера ребенка будет намного проще:
- уважайте силу воли ребенка;
- не пытайтесь с ними соперничать и тем более доминировать;
- признайте авторитет ребенка и относитесь к нему как к равноправному партнеру;
- дайте ему возможность почувствовать себя самостоятельным;
- донесите до своего чада, что самостоятельность — это еще и умение нести ответственность за свои решения и поступки;
- не стоит лишний раз наказывать ребенка, старайтесь ругать его лишь за то, что он не выполнил обещание или не сдержал слово;
- всегда обосновывайте свои просьбы чтобы ребенок понимал зачем он их выполняет;
- поддерживайте его во всех успехах, даже в самых незначительных на ваш взгляд.
Главная мотивация для доминантного ребенка — быть успешным, стремиться к развитию. Такие дети очень сильно переживают из-за неудач. Важно постоянно наблюдать за поведением ребенка. Как только появляются первые признаки неконтролируемой доминантности, важно вовремя принять меры. Доминантные дети обычно более беспокойны. У них могут быть проблемы с концентрацией внимания, так как ребенок пытается охватить максимум происходящего вокруг.
Дайте почувствовать своему чаду, что вы не просто родитель. Вы его лучший друг и настоящий равноправный партнер во всех его планируемых достижениях. Дайте ему почувствовать вашу привязанность к нему и тогда он сам довольно быстро выразит свою искреннюю привязанность к вам. Любой ребенок мечтает быть взрослым. Дайте ему почувствовать себя взрослым наравне с вами. Только в таком случае желание доминировать может смениться на желание сотрудничать, заботиться и принимать заботу.
Оптимальный сценарий взаимоотношений между ребенком и его родителем — взаимное партнерство. Ребенок должен осознавать, что в нем нуждаются не только как в помощнике по дому. Доминирование легко перерастает в партнерство, если ребенок действительно осознает свою значимость. Он перестанет доказывать свое превосходство и отрицать вашу заботу.
Правильные взаимоотношения важны в любых контактах. А контакт с ребенком, тем более доминантным должен носить позитивный партнерский характер. Дети не только должны быть связаны с родителем родственными связями. Важна духовная связь. Ребенок на подсознательном уровне должен чувствовать зависимость от родителей, принимать их заботу. А родитель в свою очередь должен быть готов принимать точку зрения ребенка и вдохновлять его. Пока родитель и ребенок не достигнут этого баланса, даже с самым обычным ребенком найти взаимопонимание будет очень сложно.