Справедливая похвала нужна детям, как солнечное сияние — цветам. К. Боуви
Ученые обнаружили то обстоятельство, что дети, которых часто хвалят, становятся более интеллектуальными, чем дети, которых часто ругают. В этом и состоит творческий элемент похвалы.
Томас Дрейер
Сколько раз сегодня вы похвалили своего малыша? А сколько раз поругали?
Думаю, что ругали чаще… Хотите проверить? Проведите небольшой эксперимент: понаблюдайте хотя бы один день за тем, что и как вы говорите ребенку, честно фиксируя в блокноте свои слова, одобряющие или критикующие его поведение. Если по итогам опыта окажется, что я права, и негативных высказываний все-таки больше, вспомните о том, что в воспитании очень важен баланс между одобрением и порицанием.
Как показывает практика, мы привыкли чаще замечать плохое, направляя свое внимание на малейшие промахи и недостатки детей, которые пытаемся исправить, прибегая к худшим методам воспитания: упрекам, критике, наказаниям… При этом от внимания взрослых почему-то ускользает тот факт, что очень многое делается детьми хорошо и правильно! Но это, к сожалению, воспринимается родителями как норма, не требующая одобрения! А жаль...
Наказание и похвала – две стороны одной медали, два мощных рычага в воспитании детей, корректное использование которых помогает им
- социализироваться в обществе;
- закрепить тот или иной поведенческий шаблон;
- понять, что хорошо, а что плохо, что важно, значимо, ценно…
Но, хваля или ругая ребенка, будьте внимательны к тому, что говорите, поскольку от ваших слов зависит формирование самооценки маленького человека и его представление о себе...
Давайте поговорим о похвале.
Что такое похвала?
Искусство похвалы – дело очень тонкое... Являясь мотивационной опорой поведения и поступков ребенка, она складывается из двух компонентов: ваших слов и выводов детей.
Хорошо продуманная похвала действует намного сильнее, чем наказание...
Правильная похвала помогает деткам
- достигать новых успехов, становиться лучше, сильнее, уверенней в себе;
- легче преодолевать проблемы и трудности;
- лучше оценивать свои способности или действия;
- эффективней взаимодействовать с людьми и окружающим миром в целом;
- построить свою систему ценностей;
- чувствовать, что их любят...
Неправильная похвала
- способна пробудить негативные стороны маленькой личности, создавая при этом эмоциональное напряжение и внутренние конфликты.
Хвалите...
- обоснованно, эмоционально, искренне и от всего сердца. Улыбайтесь, обнимайте малыша, чтобы он не только слышал ваши слова, но и видел вашу радость и гордость за него;
- не саму личность ребенка, а его поступки;
- не только за достигнутый результат, но и за непосредственный процесс работы, особенно, когда детки делают что-то очень старательно и хорошо;
- даже тогда, когда что-то не получилось, только за то, что он пытался, старался;
- понятными ребенку словами, помогая ему тем самым правильно оценить результат своего труда;
- отделяйте похвалу от критики: не хвалите, одновременно критикуя. Не говорите: «Ты молодец, НО ...», поскольку критика запомнится надолго, похвала забудется совсем;
- своевременно и адекватно хорошему поступку;
- знайте меру похвале...
Но никогда...
- не хвалите за то, что получено в подарок от природы — за красивую внешность, ловкость, силу, талант, умственные способности…
- не сравнивайте ребенка с другими детьми, возвышая достоинства вашего малыша и принижая достоинства других. Иначе чувство исключительности и превосходства может создать сложности в общении. Не сравнивайте с братьями и сестрами, чтобы избежать ревности, зависти и вражды между детьми. Единственный человек, с которым сравнение возможно, это сам ребёнок, его достижения вчера и сегодня! (Ты сегодня читал лучше, чем вчера! – правильно. «Вася читает лучше тебя!» — очень плохо);
- не хвалите детей из жалости или из желания произвести хорошее впечатление и понравиться им;
- не говорите «Ты лучше всех на свете!». Дети воспринимают все буквально… Добавьте всего два слова, которые поставят правильный акцент в этой фразе: «Ты лучше всех на свете для меня!» И это будет правдой, потому что вы - мама, для вас он действительно самый лучший;
- не хвалите за каждую мелочь, чтобы не терялась ценность похвалы: часто используемое поощрение становится формальным действием и уже не несет важной эмоциональной нагрузки;
- не преувеличивайте заслуги ребенка.
Оценочная и описательная (развернутая) похвала
Вспомните, какими словами вы чаще всего хвалите детей. Уверена, что первые пришедшие в голову слова, это: «Умница! Молодец! Здорово! Отлично! Замечательно...» Оценочная похвала не помогает ребенку скорректировать свое поведение, понять, за что и почему его похвалили (за какие качества, поступки, старания).
Старайтесь выразить в похвале как можно больше конкретики. Чем больше в ней деталей, тем результативней, понятней и приятней она будет по сравнению со словами «молодец», «это здорово» и т.д. Развернутая похвала поможет точно понять, что сделано хорошо. Так, например, фраза: «Мне очень нравится, что ты самостоятельно сделал уроки (убрал в комнате, позаботился о младшем брате и т.д.)» - более информативна и полезна, чем просто: «Ты молодец».
Прелесть описательной похвалы в том, что она не дает оценку личности ребенка, его действий, а высказывает ваше отношение к тому, что он сделал.
Конечно, в условиях хронического дефицита времени у родителей не всегда есть время для развернутой похвалы. Думаю, что она и не нужна постоянно. Но, если малыш осваивает новый навык, либо вы решаете воспитательные проблемы, то похвала должна быть настолько мощной, сильной и развернутой, в том числе и эмоционально, насколько она важна для освоения ребенком необходимых умений.
Типы похвалы
Желая похвалить ребенка, мы часто говорим: «Ты смог!", «Ты просто умница!», «Ты постарался!» и т.д. Эти фразы относятся к «Ты-сообщениям», которые детям, несомненно, нравятся, но воспринимаются ими, как приятная констатация факта (ты старался и у тебя получилось…).
Гораздо большую ценность по сравнению с «Ты-сообщениями», имеют «Я-сообщения», такие как «Я рада!», «Я восхищена!», «Я горжусь тобой!», поскольку похвала в данном случае выражена через призму чувств родителей. В этом случае детки понимают, что родители видят, что они сделали что-то хорошо, что для взрослых их действия очень важны... И это понимание сближает...
Можно ли перехвалить ребенка?
Можно, если хвалим незаслуженно. Адекватность и объективность в этом деле терять не надо, иначе вы рискуете «сбить» систему самооценки ребенка. Если он нарисовал самый простой рисунок, а мы возносим его до высот великого художника — это неадекватно. Но, в тоже время, если у него никак не получалось нарисовать, например, человека, и, наконец, после множества попыток, ему это удалось, заметьте успех и обязательно похвалите. Тогда у маленького человека «вырастут крылья» и появится желание покорять новые вершины...
Неадекватная и частая похвала формирует завышенную самооценку. И, если похвала идет только от родителей, то рано или поздно ребенок поймет, что для других не такой уж он и молодец, что много ребят гораздо лучше него… Не поймет сам, найдутся люди, которые опустят на землю вознесенное до небес самомнение, что может привести к сильному стрессу или психологической травме ребенка.
Кроме того, быстро привыкая к лести, дети становятся от нее зависимыми. Они могут начать делать что-либо только из тех побуждений, чтобы получить похвалу, будут нацелены не на то, чтобы сделать что-то полезное, значимое или просто что-то приятное, а для того, чтобы услышать заветные слова «ты молодец».
Потребность слышать похвалу у таких детей превращается в навязчивое желание. Без хвалебных слов у них опускаются руки, просыпается обида…Захваленные дети очень тяжело переживают свои неудачи, не выносят критики, считая, что все должны быть к ним доброжелательны и положительно оценивать каждый поступок.
Родительская похвала – важный строительный материал для формирования личности ребенка. Но, тем не менее, поговорке «Не скупитесь на похвалы» надо следовать с умом. Любящие, внимательные и чуткие родители всегда найдут за что похвалить своего малыша и сделают это грамотно и правильно.