- Развитие мозга младенца
- Видео о нейрофизиологии детского разума
- Нервно-психическое развитие детей грудного возраста
- Мир вокруг меня
- Моя жизнь — в твоих руках
- Эмоции в первый год жизни
- Физическое развитие младенца до года
- График осмотров врачей, исследования и прививки
- Развитие речи
- Вам пригодится
- Видео
Возраст до года — прекрасный, но в то же время и очень ответственный период развития малышей. По утверждению ученых, впечатления, полученные младенцем в первые 365 дней, становятся для него ключевыми и накладывают свой отпечаток на основные черты личности, формируют мировосприятие крохи, которое, так или иначе, окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь...
Родители должны понимать, что результат их заботы о малютке будет, к сожалению, виден не сразу, а только спустя годы. Поэтому, желая вырастить здорового, умного и счастливого ребенка, необходимо знать, что для этого нужно делать, как и зачем...
Для начала давайте вспомним особенности развития детей первого года жизни по месяцам и выделим главные факторы, свидетельствующие о значимости этого периода для маленького человека.
1 месяц 2 месяц 3 месяц 4 месяц 5 месяц 6 месяц
7 месяц 8 месяц 9 месяц 10 месяц 11 месяц 12 месяц
Чтобы материнство стало для вас более лёгким и простым, обратите внимание на курс Жени Носаль «Естественное развитие детей».
Развитие мозга младенца
Мозг младенца – невероятное чудо! Поняв, что он из себя представляет, каким потенциалом обладает, как формируется и развивается, вы сможете способствовать становлению интеллекта ребенка с первых дней его жизни...
Итак, что важно знать:
- жизненно необходимые нейронные связи человеческого мозга, основа мышления и обучения, формируются в основном в первые три года жизни. В этот период мозг развивается невероятно быстро, накапливая и сохраняя информацию, полученную благодаря органам чувств. Таким образом,уровень умственных способностей малыша будет пропорционален количеству получаемой им визуальной, аудиальной, тактильной, обонятельной и вкусовой информации. Упущенные же возможности, предоставленные этим периодом, потом будет сложно наверстать, поэтому старайтесь максимально эффективно и грамотно воспользоваться отведенным малышу «золотым» временем.
- мозг детей устроен так, что они бессознательно впитывают всё, что видят и чувствуют, запоминая и хорошее, и плохое. Вот почему главной задачей родителей становится создание доброжелательного эмоционального фона в семье, проявление любви к младенцу, тесное взаимодействие с ним, своевременное удовлетворение его физиологических потребностей...
- оборотной стороной пластичности детского мозга является его высокая уязвимость для травм. Сильные негативные впечатления или потрясения, длительные и непредсказуемые стрессы способны оказывать на него буквально разрушительное воздействие... Так, у детей, находящихся в состоянии хронического стресса, переживших в раннем детстве психологическую травму, либо жестокое или грубое обращение:
- количество зон в коре головного мозга, отвечающих за эмоции, включая привязанность, на 20–30 процентов меньше, чем у детей, живущих в благоприятных условиях;
- в крови повышается уровень кортизола (гормона стресса), усиливающего деятельность долей мозга, контролирующих настороженность и агрессию, провоцирующего проявление тревожности, гиперактивности, повышенную импульсивность, неспособность к самоконтролю, расстройство внимания... В будущем таким детям, как правило, тяжело учиться в школе, выстраивать отношения с другими людьми...
- возможно появление различных заболеваний десятилетия спустя, даже если ваши повзрослевшие дети будут вести здоровый образ жизни.
Дополнительно о нервной системе ребенка до года можно прочитать здесь.
Об исследованиях когнитивного развития младенцев здесь.
О том, как рождается интеллект здесь.
О влиянии родительской любви на формирование мозга ребенка здесь.
Видео о нейрофизиологии детского разума
Нервно-психическое развитие детей грудного возраста
Мир вокруг меня
Пережив сильнейший стресс в родах, попав в совершенно другую среду обитания, беспомощный и беззащитный младенец испытывает бесконечный физический дискомфорт, для устранения которого ему необходима забота, любовь и эмоциональное тепло матери. Именно мать может помочь ребенку убедиться в том, что мир, в котором он начинает жить, безопасен и доброжелателен для него.
Видя потребности малыша и закрывая их максимально качественно и быстро, она, тем самым, убирает последствия родового стресса, снижает тревожность крохи.
Кормление грудью по требованию, совместный сон, ношение на руках, постоянное общение с грудничком, немедленная реакция на плач... помогают удачно сформировать не только доверие к миру, но и отношение к себе как к ценности, как к личности, потребности которой важны, услышаны и реализованы. Вырастая, такие дети проявляют уверенность в себе, обладают адекватной самооценкой. Они инициативны, находчивы, дружелюбны, оптимистичны...
Но, если потребности малыша игнорируются, родители холодны эмоционально, картина мира в его восприятии весьма печальна. Для него мир — равнодушный, возможно, даже опасный, не дающий никаких шансов на счастливое будущее... Такое восприятие действительности может спровоцировать во взрослой жизни развитие депрессий, отсутствие веры в себя, множество других проблем...
Таким образом, с точки зрения психологии, одним из важнейших достижений младенца первого года жизни является формирование будущей модели его взаимодействия с миром и базoвого доверия к нему.
Моя жизнь — в твоих руках
Появление привязанности к взрослому, который больше других заботится о малыше, создавая для него психологический комфорт, своевременно удовлетворяя его физиологические нужды — другая важная веха в этом возрасте. Стабильная и надежная привязанность дает крохе внутреннюю уверенность, спокойствие, силы жить и развиваться, преодолевать страх, справляться со стрессами. В будущем он сможет с легкостью строить здоровые, гармоничные отношения с другими, дружить, любить, доверять...
Если такого взрослого нет, либо малыш испытывает дефицит эмоциональных, сенсорных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, не исключено формирование синдрома госпитализма.
Обычно, этому синдрому подвержены дети, длительно отлученные от матери: находящиеся на лечении в больнице, или «отказники», брошенные в роддоме, а позже переведенные в детские дома, приюты...
Однако, стертые симптомы госпитализма можно наблюдать и у детей, воспитывающихся в семье, если
- уход за ними осуществляет малоэмоциональная и холодная мать;
- младенцу уделяется мало внимания из-за сложившихся жизненных обстоятельств, либо из-за нелюбви к нему;
- мать страдает алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами, либо увлечена работой и выстраиванием карьеры...
Из книги Донны Джексон Наказава «Осколки детских травм» вы узнаете о влиянии негативного детского опыта на состояние здоровья человека во взрослой жизни.
О важности привязанности в жизни детей можно прочитать здесь
Думаю, вам пригодится:
- тесты психического развития ребенка первого года жизни (по месяцам), упражнения, игры;
- показатели нервно— психического развития детей 1— го года жизни.
Эмоции в первый год жизни
Каждый родившийся ребенок способен испытывать эмоции, но, к сожалению, еще не может ими управлять. Доказано, что главную роль в освоении и проявлении эмоций в раннем детстве играет семья, особенно мать. От того, что будет заложено ею в основу эмоционального развития малютки, во многом будет зависеть эмоциональный фон малыша на протяжении всей жизни, его эмоциональная устойчивость, способность понимать и правильно оценивать свои эмоции и эмоции других людей...
Сегодня, по результатам исследований, считается, что 80% жизненного успеха определяется уровнем развития эмоционального интеллекта ЕQ, уходящего корнями в раннее детство, и лишь 20% успешности зависит от уровня интеллектуального коэффициента IQ.
Отсюда вывод, что формирование «правильных» эмоций, коррекция недостатков в становлении эмоциональной сферы - одна из важнейших, приоритетных задач воспитания.
Что же нужно делать родителям, чтобы вырастить жизнерадостного, улыбчивого и активного ребенка, способного осознавать свои эмоции и справляться со своими чувствами?
- ежедневно общайтесь с крохой, наполняйте его жизнь разнообразными впечатлениями, окружайте своей заботой и любовью: обнимайте, целуйте, ласково разговаривайте, играйте с ним... Откликайтесь на проявления радости малютки, улыбайтесь в ответ... Делайте все, что поможет малышу ощутить радость жизни, формируя таким образом привычку к базовому позитивному восприятию окружающего мира;
- в любых ситуациях рядом с малюткой старайтесь сохранять спокойствие, избегать отрицательных эмоций и ненужных переживаний, так как младенец мгновенно реагирует на них;
- не раздражайтесь на детский плач: дети не плачут назло: для малышей — это единственный способ привлечь внимание взрослых, чтобы изменить ситуацию, «доложить» о дискомфорте...Реагируя на плач ребенка быстро, последовательно и тепло, вы сохраняете его эмоциональное и физическое здоровье...
- обеспечьте малышу стабильность, безопасность и «предсказуемость» в окружающей его обстановке;
- не забывайте о себе: уставшие от бесконечных забот, эмоционально выгоревшие родители, не смогут дать ребенку адекватную эмоциональную обратную связь. Находите время для отдыха!
Вам в помощь:
- Книга Д.Готтман, Д.Деклер. «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей».
- Книга Эрика Берна «Психика в действии» (3 глава, 3 часть) «Рост индивида», посвященная эмоциональному развитию грудничка;
- Видео об эмоционально-социальном развитии малышей первых трех месяцев и старше (часть 1 и часть 2), включающее в себя, в том числе, развивающие занятия
Думая о будущем, найдите время поучаствовать в Тренинге по эмоциональному воспитанию ребенка, который поможет вам не только лучше понимать ребенка по мере его взросления, но и сделать отношения в семье более теплыми и открытыми...
Физическое развитие младенца до года
Для оценки физического развития младенца важны показатели роста, веса, окружности груди и головы, динамика их изменения в процессе роста, конституционные особенности крохи, соотношение биологического и календарного возрастов, гармоничность развития... При этом, указанные параметры у разных детей могут существенно различаться...
Возможно, вам будут интересны показатели ВОЗ в области развития ребенка в возрасте от 0 до 60 месяцев, а также центильные таблицы.
Итак, чтобы малыш правильно развивался физически
- выкладывайте его на живот:
- стимулируйте его двигательную активность с первых дней жизни. При отсутствии противопоказаний, вводите в распорядок дня закаливание, массаж, водные процедуры, гимнастику, занятия на фитболе... Применяемые в комплексе, они помогут малышу привыкнуть к новым условиям существования вне утробы матери, активизировать кровообращение, тренировать мышцы, ощутить близкий тактильный контакт с мамой, отсутствие или недостаток которого приводят к скудному эмоциональному развитию малыша, замедлению его психического развития...
Видео о массаже для детей первого года жизни: часть 1, часть 2, часть 3.
- следите за питанием, поскольку при недостаточном, одностороннем или избыточном питании, на фоне значительного усиления обменных процессов, характерных для малышей до года, а также с учетом функциональной незрелости органов и систем (пищеварения, дыхания, нервной системы) грудничка, возможно развитие гипо— и паратрофии, анемии, рахита...
Не забывайте, что правильное, адекватное возрасту, питание будет определять состояние здоровья ребёнка в течение всей его жизни.
- соблюдайте гигиену сна: здоровый сон не менее важен, чем питание. Высыпающийся малыш отличается хорошим физическим развитием, крепкой нервной системой. Глубокий сон в период с 22 до 24 часов будет способствовать его росту, так как именно в это время вырабатывается 70% гормона роста.
- придерживайтесь распорядка дня, график которого должен быть близок к естественному режиму крохи;
- не пропускайте плановые осмотры у докторов. В случае появления тревожных симптомов, не откладывайте визит к врачу.
График осмотров врачей, исследования и прививки
Развитие речи
Еще не так давно считалось, что умственным развитием ребенка нужно начинать заниматься не раньше двух-трех лет... Поэтому главное внимание родителей в это время, как правило, было направлено на удовлетворение потребностей крохи в еде, сне, гигиене... Сегодня педиатры и детские психологи считают, что для полноценного развития малыша необходимо с первых дней жизни с пользой проводить время его бодрствования, уделяя, в том числе, серьезное внимание развитию речи... Но зачем? Ведь ребенок так мал и ничего не понимает?
Оказывается, не все так просто...
Речевое развитие каждого из нас начинается еще до рождения, примерно с шестого месяца беременности, когда плод приобретает способность слышать звуки извне. Все, что малютка слышит до рождения, станет основой в освоении родного языка, его золотым запасом, с которым он появится в этот мир....
Конечно, новорожденный не может разговаривать, но он обладает потенциальной способностью воспринимать речь, а его плач, крик, хныканье, кряхтенье, причмокивания и т.д., помогают не только выразить свои чувства и состояния, но и упражняют речевой аппарат, дыхательную систему и голос, помогая тем самым развитию речи...
Итак, первый год жизни считается доречевым периодом, во время которого идёт активное созревание речевых областей мозга детей, по мере созревания которых расширяется диапазон речевых возможностей:
Более подробно о нормах развития речи от 0 до 3 лет смотрите в видео:
О том, что работу по развитию речи необходимо начинать с первых дней жизни ребенка, думают, к сожалению, не все, считая, что речь появится сама... Посмотрев видео ниже, я думаю, вы измените свое мнение.
Не приучайте младенца к телевизору. Любые развивающие речевые программы и мультфильмы без комментариев родителей бесполезны. Лучше почитайте книжку, пригласите в гости детей постарше, которые уже умеют говорить...
Формируя языковую компетентность младенца, его словарный запас, с первых дней жизни разговаривайте, «беседуйте» с ним, комментируйте каждое свое действие... Относясь к малышу, как к партнёру по общению, вы не только развиваете его речь, но и закладываете фундамент вашего будущего взаимопонимания.
При общении старайтесь не использовать «детский язык», называйте предметы одними и теми же, простыми словами, к примеру, «Машина», а не «автомобиль»...
Занимайтесь развитием крупной и мелкой моторики, делайте пальчиковую гимнастику и массаж, стимулируя тем самым нервные окончания малыша и развивая мозг. Не забывайте об артикуляционной гимнастике.
Следите, за наличием в питании малыша продуктов, содержащих йод, железо и «умные липиды» — Омега-3 и Омега-6.
Оценить способности ребенка говорить и понимать сказанное можно здесь.
Вам пригодится
- Методические рекомендации молодым родителям по уходу за младенцем 1-го года жизни;
- Уильям и Марта Серз «Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет»;
- Книга Н.Кулаковой, в которой изложены не только особенности развития детей первого года, но и даны практические рекомендации родителям;
- Упражнения и развивающие игры для ребенка первого года жизни;
- Книга Мэрилин Сигал «Ребенок играет ‑ от рождения до года»
Видео
- Документальный фильм Би-би-си о том, как важно быть младенцем: часть 1, часть 2 ,часть 3;
- Лекция детского психолога: психоэмоциональное развитие ребенка до года и игры с малышом;
- О кризисе первого года жизни;
- О семейных отношениях после рождения ребёнка: часть 1, часть 2.
В ожидании малыша, особенно первого, мы, как правило, рисуем радужную картину своего родительства, к которому обязательно должно прилагаться ощущение счастья. Очень хочется, чтобы так и было, чтобы рождение ребенка не стало для вас тяжелым испытанием, наполненным бесконечной усталостью...
Конечно, избежать трудностей не получится, но сократить их количество — в ваших силах! Наполняясь необходимыми знаниями о развитии и воспитании грудничка, вы будете чувствовать себя рядом с ним гораздо увереннее, сможете избежать фатальных ошибок...
С первым годом вас! У вас все обязательно получится!