Рада вновь приветствовать вас, мои дорогие читатели! Сегодня поговорим о такой, увы, распространенной проблеме у младших школьников, как дисграфия (расстройство письменной речи).
Некоторые родители даже не подозревают о существовании подобного расстройства, считая, что трудности с письмом — последствия невнимательности детей на уроках, их нежелании хорошо учиться... Попытки исправить ситуацию уговорами, наказаниями оказываются не только бесполезными, но и очень вредными: у ребенка формируется тревожность, неуверенность в себе, замкнутость, страх перед ошибками...
Родители должны понимать, что причинами искаженного или нечеткого почерка; стойких, повторяющихся ошибок могут быть недостаточно сформированные или разрушенные психические функции, принимающие участие в реализации и контроле письменной речи. Без вмешательства специалистов эта проблема не исчезнет. Поэтому важно своевременно обратиться за консультацией невролога, логопеда-дефектолога, педагога-психолога. Возможно, окулиста и сурдолога.
Если диагноз «дисграфия» подтвердится, придется набраться терпения, поскольку процесс устранения проблемы может занять месяцы и даже годы...
Дополнительно о факторах возникновения, диагностике и методах лечения расстройства вы сможете узнать из статьи доктора-невролога Панкратовой И. В. «Дисграфия — симптомы, лечение».
Виды дисграфии
Классификация дисграфии осуществляется на основе следующих критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.
Расстройство редко проявляется в моноформе, чаще носит смешанный характер и зависит от тяжести нарушений в дошкольный период, поэтому в письменных работах можно увидеть ошибки и грамматического и фонематического характера одновременно.
Указанные выше виды дисграфии, как правило, носят постоянный и устойчивый характер. В некоторых случаях могут сопровождаться неречевыми отклонениями: ослабленной памятью, рассеянным вниманием, психическими заболеваниями.
Причины
Проблемы с письмом обычно возникают вместе с другими трудностями в обучении. Так, множество ошибок при письме может быть обусловлено дислексией (трудности с чтением). А плохой почерк — диспраксией (способностью человека координировать и выполнять двигательные задачи). Часто дисграфия встречается у детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), задержкой развития устной речи, левшей и амбидекстров.
Помимо этого, необходимо рассматривать
Основные признаки
Родители или учителя могут заметить симптомы и выявить предрасположенность к дисграфии, когда ребенок только начинает заниматься письмом в школе, но регулярные занятия грамматикой не приносят нужного результата.
О проявлениях дисграфии мы писали выше. Но есть еще ряд признаков, которые помогут определить проблему:
- стремление избежать всех видов деятельности, связанных с письменной речью;
- трудности при составлении рассказа по картинкам, заучивании стихов;
- выполнение домашних письменных заданий занимает много времени и вызывает бурю негативных эмоций;
- зависимость почерка от эмоционального состояния (чем больше расстроен, тем хуже почерк);
- сложность размещения букв/слов на бумаге или на полях (плохое пространственное планирование);
- частое стирание/зачеркивание;
- несоответствие в расстоянии между буквами и словами;
- зеркальное переворачивание букв по вертикальной/горизонтальной оси; изменение последовательности букв в слове;
- плохое правописание, включая незаконченные слова или пропущенные слова или буквы;
- отсутствие пунктуационных знаков и заглавных букв;
- необычное положение запястья, тела или бумаги во время письма, сжатый захват ручки при письме (может привести к боли в руке).
Дисграфики могут путаться в порядке следования времен года и дней недели; плохо ориентируются в понятиях «лево-право», испытывают трудности с застегиванием пуговиц и завязыванием шнурков. Им сложно писать и думать одновременно, а креативные письменные задания часто бывают непосильными...
Диагностика
Дисграфию может диагностировать психолог, в том числе и школьный... Он проведет академические и письменные тесты, позволяющие определить способность ребенка выражать мысли словами, оценить мелкую моторику (к примеру, отстучать пальцами ритм или повернуть запястье определенным образом...).
Специалист может попросить написать предложения или скопировать слова и буквы. В это время он посмотрит на
- процесс написания;
- положение рук и тела при письме;
- оценит работу мелкой моторики;
- проанализирует законченную работу.
Если выявятся предрасположенности ребенка к дисграфии, то первым делом необходимо исключить любые другие заболевания или состояния, которые могут вызывать трудности с письмом.
Рекомендации родителям: как помочь своему ребенку?
Дисграфия не означает, что ребенок глупый или ленивый. При помощи и поддержке со стороны родителей, специалистов, недуг можно скорректировать, уменьшив тем самым его негативное влияние на процесс обучения. Дисграфия — не приговор!
Первоначально детям с дисграфией показана логопедическая коррекция. Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалистам, тем быстрее облегчите малышу «школьные страдания». Как родители, вы можете сами, в домашней обстановке, проводить полезные профилактические занятия, способствующие обучению составления текстов и работе с мелкой моторикой, такие как
- игра с глиной и пластилином для укрепления мышц рук;
- ведение и удерживание линий внутри лабиринта для развития моторного контроля;
- соединение точек или тире для создания полных форм букв;
- начертание букв указательным пальцем или ластиком (на конце карандаша);
- написание букв в воздухе;
- мысленное представление буквы;
- написание буквы по памяти через временной интервал, который постепенно увеличивается по продолжительности;
- копирование букв;
- письмо под диктовку и т.д.
Кроме того, для развития скорости письма полезно писать любые тексты по 5 — 10 минут ежедневно. Для домашних занятий в интернете можно найти и бесплатно скачать книгу О.В.Чистяковой «Исправляем дисграфию. 500 упражнений для учащихся 1-4 классов».
Дорогие родители!
«Дисграфики» часто понимают свою проблему и боятся ее проявления. Поэтому могут пропускать уроки, терять тетради по письму, мало общаться... Задачей взрослых в этом случае является не только лечение, но и оказание детям психологической поддержки. Важно не допустить отвращения к занятиям, усталости и недовольства ребенка собой!
Считаю, что из всех способов, которые можно использовать в борьбе ребенка с дисграфией, особенно важен один — показать, что вы всегда рядом, особенно, когда ему тяжело и страшно. Что вы любите его таким, какой он есть, без всяких условий! И нет таких трудностей, которые вы не сможете преодолеть вместе... Так вы повысите самооценку ребенка и его уверенность в себе, поможете сохранить мотивацию к работе над трудными навыками письма. А ваши отношения станут еще более теплыми и дружескими...
Знаменитости, страдающие дисграфией, но добившиеся мирового признания
До встречи, мои дорогие читатели. Верьте в своих детей, и у них все получится!
Здоровья и мира вашему дому!