Развитие и воспитание детей третьего года жизни

rebenku-3-goda

pogovorka

tsitaty


С раннего детства у детей закладываются основы их здоровья, долголетия, гармоничного физического и интеллектуального развития, определяющие потенциальные возможности взрослого человека.

Поэтому, с первых лет жизни,  когда жизненные установки  только формируются и  нервная система ребенка очень пластична, ему необходимо прививать правильное отношение к здоровому образу жизни, развивать любознательность, грамотно социализировать... Без продуманной и планомерной воспитательной работы здесь не обойтись...

Физическое развитие

На третьем году жизни у детей совершенствуются и становятся более зрелыми функции всех органов, что делает их физически более выносливым.

У них:

  • увеличивается предел работоспособности нервной системы. Но, в силу недостаточной зрелости коры больших полушарий головного мозга, отвечающей за сознательное поведение человека, поступки 3-летних детей еще не всегда адекватны происходящему вокруг, недостаточно мотивированы, спонтанны и сильно окрашены эмоционально. Для избежания переутомления нервной системы им необходим однократный дневной сон от 1,5 до 2 часов. Но, если кроха категорически не желает спать днем,  организуйте ему на этот период спокойное бодрствование. Пусть полежит, слушая сказку или музыку; поиграет в спокойную игру,  посмотрит картинки в книжке... Важно, чтобы за это время нервная система «отдохнула»...
  • интенсивно развиваются все 5 органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Острота зрения хоть и становится выше, но все еще не достигает уровня ребят старшего дошкольного возраста. У трехлеток быстро наступает зрительное переутомление, они неспособны воспринимать мелкий шрифт, монотонные, блеклые картинки... Для  сохранения хрупкого детского зрения, сократите, а лучше исключите,  контакт дошкольника с телефоном, планшетом, телевизором.
  • продолжается критический период  формирования пищевого поведения и стойких нарушений аппетита. В это время нужно  позволить малютке познакомиться с собственными чувствами голода и насыщения, научиться различать вкус и текстуру пищи.  Организация правильного питания поможет предотвратить возникновение многих болезней желудка, печени и других органов, избежать ожирения, привить потребность в здоровой еде.
  • активно формируется лимфоидная ткань носоглотки (миндалины, аденоиды), ответственная за невосприимчивость к различным инфекциям. Но, при воспалении аденоидов возможно возникновение аденоидита, приводящего  к затруднённому  дыханию, храпу, заложенности носа. Длительное нарушение носового дыхания снижает насыщение крови кислородом, от чего страдает головной мозг детей и другие органы. Отсутствие лечения, либо его неэффективность могут стать причиной неправильного формирования лицевого черепа.
  • приобретенный иммунитет уже обладает определенной «иммунологической» памятью, которая сформировалась после перенесенных заболеваний в первые два года. Но при этом местный иммунитет (ротовая полость и в целом слизистые покровы) еще не работает должным образом, что приводит к частому развитию ринитов, синуситов, фарингитов, тонзиллитов и заболеваний органов дыхания. Расширение контактов с внешним миром, общение с другими детьми могут стать причиной острых кишечных инфекций, коклюша, краснухи, ветряной оспы, кори, скарлатины и т.д.
  • сердечно-сосудистая система в этот период приспособлена к потребностям растущего организма лучше, чем органы дыхания. Но, сердце будет работать хорошо только при посильных нагрузках. Кровяное давление трехлетки в среднем составляет 95/58 мм ртутного столба, частота дыхания уменьшается до  25/35 в минуту, пульс  -  100/120 ударов в  минуту. 
  • мышцы-сгибатели развиты больше, чем мышцы-разгибатели, поэтому дети часто принимают неправильные позы – голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая. Став привычными, такие позы нарушают осанку,  негативно влияя на  кровообращение и дыхание.
  • физиологические изгибы позвоночника еще неустойчивы, все кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий.  Так, к примеру, суставы пальцев рук могут деформироваться при использовании при лепке слишком жесткого пластилина, а стопы — при прыжках с высоты.
  • постепенно замедляются  темпы прибавки массы и длины тела, поскольку большая часть энергии идет на обеспечение двигательной активности и совершенствование внутренних органов и систем. 

Для детей, рожденных в срок, ниже представлены таблицы со средними значениями  норм веса и роста:

Итак, к трем годам внешне дети выглядят уже более пропорциональными и стройными.

Они умеют самостоятельно, без поддержки и помощи, ходить; бегать; прыгать на двух ногах; приседать, не теряя равновесия; повторять танцевальные движения; перешагивать через препятствия, лежащие на полу; ходить по наклонной доске; бросать и ловить  мяч, попадать в цель (в кольцо или корзину); подражать действиям взрослого, выполнять его словесные указания...

Для малыша уже нет проблемы встать с маленького стульчика, не пользуясь руками для поддержки; нагнувшись, поднять игрушку; спуститься или подняться по лестнице, держась одной рукой за перила, другой — за руку взрослого... Он может ходить задом наперед,  стоять на цыпочках и, даже, на одной ножке. Ему нравится  кататься на трехколесном велосипеде или беговеле...

При любых физических нагрузках надо помнить о физиологической слабости костной-мышечной системы трехлеток. Слишком ранние и интенсивные физические  нагрузки, связанные с большим силовым напряжением и утомлением, могут привести не только к нарушению осанки, но и отрицательно сказаться на состоянии здоровья.

Однако, правильный подход к физическому воспитанию вырабатывает у дошкольников привычку к ежедневным занятиям гимнастикой, воспитывает любовь к спорту, привычку к здоровому образу жизни. Это важно, поскольку подвижные, крепкие, физически развитые малыши реже болеют, а, заболев, быстрее выздоравливают.

Вам в помощь:

Подвижные игры дома: от 2 до 3-х

Гимнастика для трехлеток

Что еще умеют трехлетки

  • могут  бодрствовать  до 6-6,5 часов,
  • спокойно засыпают, спят и просыпаются (длительность ночного сна -  10-11 часов, дневного — 1,5-2,5 часа);
  • выполняют элементарные гигиенические процедуры (чистят зубы, расчесываются, одеваются);
  • могут  сообщить взрослым  о плохом самочувствии,  показать место где болит;
  • культурно ведут себя во время еды; пытаются быть самостоятельными и аккуратными;
  • способны ненадолго сдерживать свои действия и желания;
  • играть самостоятельно  в течение 20-30 ми­нут;
  • интересуются  рисованием, лепкой, музыкой, танцами;
  • испытывают гордость за хорошо выполненное поручение, желают показать себя достойными и умелыми в глазах взрослого: демонстрируя ему свои достижения, ждут одобрения;
  • хорошо понимают, когда поступают хорошо, а когда плохо; когда их  хвалят, а когда ругают, и, в соответствии с этим, меняют свое поведение;
  • почти самостоятельно одеваются, раздеваются, умываются, завязывают шнурки, застегивают и расстегивают пуговицы, молнии...
  • способны эмоционально оценить ситуацию: проявляют  сочувствие и пытаются утешить того, кто  расстроен (обнимают, целуют, дают ему игрушку...); тихо ведут себя, если кто-то спит или  устал... При столкновении с трудностями злятся, плачут, ругаются, бросают вещи... Болезненно реагируют на неудачи...

  • могут ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать...
  • стремятся со­трудничать со взрослыми, оказывать им помощь в быту (уборке, мытье посуды, приготовлении пи­щи и т.д.);
  • начинают ориентироваться в элементарных правилах безопасного поведения, проявляя время от времени простейшие формы осторожности;
  • говорят «спасибо», здороваются, прощаются;
  • могут рассказать, как прошел день;
  • любят рассматривать себя в зеркале,
  • знают свое имя, половую принадлежность, на пальцах показывают сколько им лет (если научили)...

devochka-pokazyvae-paltsy

Дополнительно об умениях ребенка третьего года жизни и критериях его развития -  здесь.

Речь трехлеток

За  первые 2 — 3 года жизни малыш  достаточно хорошо овладевает речью. И, если к 2 годам в его активном словаре было всего 300 — 400 слов, то к трем — их уже от 1000 до 1500,  что позволяет свободно общаться с окружающими.

Становление речи  в этот период тесно связано с формированием таких познавательных психических процессов, как мышление, восприятие, воображение, память. Проблемы со здоровьем, неумелое воспитание и недостаточное внимание взрослых, могут привести к задержке речевого развития, а, значит, и к отставанию в психическом  и интеллектуальном развитии.

Советы по развитию речи

Не следует думать, что развитие речи происходит спонтанно, само собой...
Чтобы дети бегло разговаривали уже к 3 годам, и их речь была четкой, чистой и ритмичной, необходимо создать благоприятную  языковую  среду.

Для этого важно:

  • в присутствии крохи следить за своей речью: говорить не торопясь, произносить  звуки и слова чётко и ясно, не использовать «детский язык», не злоупотреблять  уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • своевременно и корректно устранять недостатки его речи;
  • не смеяться над неправильным произношением, так как юные ораторы, чтобы рассмешить вас вновь, могут  коверкать слова умышленно;
  • отвечать на все вопросы «Почемучки»;
  • задавать вопросы и побуждать малыша к ответу...
  • позаботиться о живом, непосредственном общении со взрослыми и сверстниками;
  • вовлекать кроху в разговор на определенную тему...

sovety-po-razvitiyu-rechi

По возможности, делайте аудио и видеозаписи ваших бесед. Они пригодятся не только для работы с речью крохи, но и станут хорошим подарком для взрослых сыновей  и дочерей...

Для исключения скрытых речевых патологий, даже если вы сегодня не замечаете никаких проблем, хотя бы разок посетите логопеда. Особенно это важно, если малыш до трех лет испытывает речевые трудности, либо разговаривает нехотя или очень мало.

Чтобы речь развивалась правильно, и вы смогли избежать логопедических «сюрпризов» в будущем, возьмите на вооружение артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

palchikovaya-gimnastika

Пальчиковая гимнастика не только стимулирует моторные и речевые зоны головного мозга, способствует более быстрому формированию речи, но и поможет успокоить кроху,  мгновенно переключив  его внимание  с капризов или нервозности на телесные ощущения. Сопровождая гимнастику речью, вы превратите занятие в своеобразный маленький спектакль, который очень увлекает малышей...

 palchikovaya-gimnastika

Достижение  наибольшего эффекта от упражнений возможно только при регулярных занятиях.

Поначалу помогайте деткам правильно ставить пальчики. Не допускайте во время занятий скуки и переутомления...

Книга Тимофеевой Е.Ю., Черновой Е.И. «Пальчиковые шаги»

Комплекс пальчиковой гимнастики Елены Куликовой

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Пальчиковая гимнастика Екатерины Железновой

Дыхательная гимнастика

Решающая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию, от которого зависит правильность и  благозвучность речи, ее темп, уровень громкости и интонационной выразительности. 

В норме, у детей без отклонений в развитии, одновременно со становлением речи вырабатывается относительно правильное речевое дыхание.

Но, если  малыш

  • страдает от аденоидных  разращений, синуситов, гайморитов, частых простуд;
  • имеет сердечно-сосудистые заболевания, либо слабо развитый дыхательный аппарат;
  • находится в тяжелой жизненной ситуации;
  • перенес  стресс;
  • подражает речи значимых для него взрослых;
  • малоподвижен, либо, напротив, чрезмерно активен...

у него могут быть проблемы с овладением чистой речью из-за неправильного речевого дыхания, вплоть до заикания.

Тихая, едва различимая речь, «проглатывание» фраз или слов, либо произнесение их на вдохе — не полный перечень причин, указывающих на проблемы с правильным дыханием, исправить которые поможет дыхательная гимнастика. Не пренебрегайте ею!

rechevoe-dyhanie

Проводите занятия в игровой форме, в хорошо проветриваемом помещении, но не более 3 — 5 минут, чтобы не утомить «ученика» и не спровоцировать у него головокружение.

Игры, представленные ниже, помогут крохе научиться делать плавный длительный выдох, который является одним из важнейших условий  правильной речи:

dyhatelnye-uprazhneniya

Игры на развитие правильного речевого дыхания здесь и здесь

Для отработки звукопроизношения, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи вам пригодятся чистоговорки и бормоталки в видео ниже:

Артикуляционная гимнастика

Трехлеткам артикуляционная гимнастика необходима для «постановки» правильного  звукопроизношения. С ее помощью тренируется  подвижность артикуляционного аппарата, отрабатываются правильные положения губ, языка, щек, нижней челюсти, которые отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики здесь.

Игры для развития речи здесь и здесь.

Биоэнергопластика

Формированию правильного произношения поможет одна из новых технологий в логопедии — биоэнергопластика, основанная на сопряжённой работе кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Как показала практика, новая методика увеличивает интерес деток к артикуляционной гимнастике, повышая при этом эффективность занятий.

Упражнения биоэнергопластики здесь

Особенности речи

К трем годам дети, как правило

  • произносят все звуки, кроме «р», «л» и шипящих;
  • используют все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий;
  • способны конструировать простые предложения из 2—3 слов, начинают употреблять сложные  придаточные предложения;
  • могут объяснить, что им нужно, общаться со сверстниками и взрослыми;
  • любят озвучивать все свои действия;
  • называют размер предмета, его цвет, вкус, форму, качества…
  • перестают говорить облегченные слова типа «би-би», «ту-ту»;
  • не всегда правильно употребляют склонения, падежи, род и число имен существительных…
  • начинают использовать обобщающие слова. Например: яблоко, слива, мандарин — это фрукты, кофта, рубашка, платье – одежда;
  • любят изобретать собственные слова;
  • иногда заменяют буквы, а слоги в длинных словах могут менять местами или сокращать. Например: шоколадка – кошоладка, космонавт — москанавт и т.д.
  • могут испытывать трудности при произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками, а твердые звуки часто подменяют мягкими.
  • легко запоминают стихи и песенки, повторяют слова и фразы за взрослыми;
  • могут рассказать о том, что видели или слышали, особенно, если помочь наводящими вопросами;
  • умеют задавать вопросы, используя слова «почему?», «когда?», «куда?»«зачем?», «для чего?» и т.д.

Кризис 3 лет или «Период большой войны с маленьким человеком!»

«Боже, Боже, что случилось? Отчего же все кругом завертелось, закружилось и помчалось кувырком?»

Вы обязательно вспомните эти строки из всем известного «Мойдодыра» К.Чуковского, когда кризис трех лет войдет в жизнь любимых сыновей и дочек, а, значит, и в вашу жизнь...

Возрастная психология считает кризис 3 лет начальной точкой на пути становления личности, ее психологическим рождением. Как правило, первые симптомы кризиса можно наблюдать уже в 18 — 20 месяцев, но наибольшая интенсивность приходится на период с 2,5 до 3,5 лет.  По сложности протекания, негативной симптоматике и мощной сопротивляемости ребенка, этот возрастной период принято сравнивать с подростковым кризисом. И трехлетки, и подростки в период кризиса проходят этап сепарации, обретают и развивают в себе волю, критическое мышление и веру в себя, способность к решению конфликтных ситуаций...

На глубину и длительность явления будут влиять возраст, пол, темперамент, социализация крохи, а также структура семьи и царящая в ней атмосфера, стиль воспитания и педагогическая компетентность родителей, их готовность к новым отношениям с маленьким человеком, осознавшим свое «Я», и стремящимся к самостоятельности и самоутверждению…

osobennosti-razvitiya-devochek

osobennosti-malchikov.

Что происходит с детьми в это время?

Накопив хоть и небольшой жизненный опыт, маленький человек начинает осознавать и переживать себя как абсолютно отдельную личность, способную реализовывать свои желания без помощи взрослых, влиять на окружающую действительность. Ощущая свое «могущество», растущее чувство независимости, он пытается восставать против ограничений, стремится обо всем составить собственное мнение...

Даже послушные и ласковые дети в этот период могут впадать в истерики, закатывать «скандалы», превращаясь в неуправляемых и яростных противников всех прежних установок. Такое поведение становится настоящим испытанием для родителей, приводит их в полное замешательство...

Не пугайтесь! Подобные перемены связаны не только с бурным развитием малыша, меняющим его сознание,  отношения с миром, но и с рождением «Я» ребенка.

«Я сам!», «Я большой!», «Я хочу!», «Я могу!» — главные достижения третьего года жизни.

 krizis-3-let

Можно ли избежать кризиса?

В семьях, где  воспитание является не  стихийным, а планомерным и разумным, кризиса, в его ярком проявлении, скорее всего не будет.

Но, если родители

  • недостаточно уделяют внимания малютке;
  • несвоевременно  и неграмотно  реагируют  на проявление самостоятельности;
  • сдерживают  его активность и инициативу;
  • стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный стиль взаимоотношений;
  • часто и неадекватно применяют  запреты и наказания;
  • чрезмерно опекают малютку;
  • непоследовательны в своих требованиях;
  • не придерживаются  единого стиля воспитания  (кто-то балует, а кто-то пытается проявлять строгость),

сложного периода «непослушания», часто сопровождающегося отрицательными эмоциями, вплоть до истерических бурь, не избежать...

Тем не менее, столкнувшись с кризисом, не  считайте  его негативным событием, отнеситесь к  нему,  как к данности... Постарайтесь  разобраться в причинах конфликтного поведения ребёнка, чтобы выстроить правильную тактику общения с ним.  Так вы сможете  существенно сгладить все негативные проявления этого периода, оставаться в равновесии, держать контакт с крохой и помогать ему становится взрослее... От вашего терпения и выдержки, от понимания и поддержки, от мягкого, но одновременно уверенного выстраивания границ, зависит  оптимистичность результатов периода негативизма, который определит новую ступень развития взрослеющего человека: новый уровень его самосознания, самостоятельности в общении, играх, развитие активности, волевых качеств...

 rebenok-rydaet

«Семизвездие» симптомов

Психологами  выделяются  следующие  основные признаки кризиса:

  • Негативизм. Стремясь самоутвердиться, защитить свое «Я», ребёнок отказывается делать что-либо, или делает все наоборот, вопреки просьбам и требованиям, лишь потому, что это предложил ему взрослый. Часто такое поведение идет вразрез с собственными желаниями малыша. К примеру, он голоден, но категорически отказывается идти обедать только потому, что это предложила мама. Как только уговоры заканчиваются, сразу просыпается аппетит... При этом малыш может игнорировать требования одних взрослых (особенно родителей), но быть  достаточно покладистым и послушным с другими. Если вы заметили, что при общении с вами у ребенка появляются вспышки негативизма, проанализируйте ваши взаимоотношения. Возможно, вы слишком непоследовательны в своих поступках и требованиях по отношению к нему...
  • Упрямство. Малыш стоит на своем до последнего, вынуждая идти ему на уступки, но не потому, что ему этого хочется, а только потому, что он так решил. И, даже при изменившихся обстоятельствах, он ни за что не откажется от собственного решения. Реагируя на упрямство категорически и жестко, вы рискуете вызвать еще большее рвение настоять на своем, либо запугаете кроху, сломаете его личность. Важно отличать упрямство от настойчивости. Так, настойчивый малыш, проявляя волю, вынуждает считаться с ним по важным для него вопросам, а упрямец стоит на своем, чтобы доказать, что его мнение должно быть решающим.
  • Строптивость. Постоянное недовольство всем! Но, в отличие от негативизма, строптивость не направлена на конкретного взрослого. Раздражение вызывают воспитательные нормы, сложившаяся система отношений и образ жизни в семье... То, что раньше принималось, как должное.
  • Своеволие связано с жаждой самостоятельности, которая часто не совпадает с возможностям. Ребёнок пытается обходиться без помощи родителей, оценивая таким образом свои возможности, пытаясь самоутвердиться... Своеволие пробуждает детское самолюбие, которое способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребенка.
  • Протест-бунт, как симптом, зачастую является реакцией на авторитарный стиль воспитания, ограничение самостоятельности, большое количество запретов, отсутствие  уважения к мнению и желаниям чада. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Конфликтуя,  кроха заставляет взрослых услышать  и увидеть его... Для этого симптома характерно вечное: «Нет!», «Не хочу!», «Не буду!»
  • Обесценивание — этот симптом проявляется реже, чем перечисленные выше, и зависит от сложившихся отношений со взрослыми. Для него характерно обесценивание в глазах ребёнка всего, что раньше было привычным, интересным и дорогим: любимая игрушка становится плохой, мама — злой... Малыш может ругаться, ломать игрушки, рвать книжки, обижать домашних животных...
  • Деспотизм  чаще всего характерен для семей с единственным ребенком. Маленький эгоист не считается с желаниями и потребностями окружающих, заставляя их во что бы то ни стало выполнять свои требования, пытаясь любыми способами стать «хозяином положения». Проявляя деспотизм, он указывает родителям, что им надо делать, а что нет, диктует новые правила поведения. Если ему не подчиняются — закатывает истерики... В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм проявляется как ревность, которая выражается в нетерпимом отношении к братьям и сестрам.

devochka-despot

В жизни редко встречаются одновременно все  перечисленные ниже симптомы и степень их выражения у каждого ребенка будет своя. И, хоть они и кажутся весьма неприятными, негативными, за ними кроется позитивное содержание: маленький человек приобретает новые знания, становится более уверенным в себе, волевым и духовно сильным.

 tsitata-o-krizise-3-let

Что делать родителям?

Для избежания трудностей кризисного периода, старайтесь адекватно и спокойно реагировать на происходящие в ребенке изменения. Избегайте авторитарности и гиперопеки. Коренным образом пересмотрите ваши отношения с повзрослевшим малышом. Измените свое поведение, отдавая предпочтение партнерскому общению, станьте гибче. Постарайтесь предоставить  малышу самостоятельность, расширяя его права и обязанности в разумных пределах... Примите во внимание, что кризис, как правило, может  тяжелее переноситься ребёнком в момент адаптации к детскому саду, либо при появлении в семье братика или сестрички.

Практические советы

  • никогда не применяйте физических наказаний!
  • не используйте в общении с маленьким человеком раздраженный или приказной тон, не кричите на него, иначе вы рискуете превратить приступ непослушания в буйную истерику. Замените жесткую команду («Собирайся гулять!», «Быстро в постель, кому сказала!», «Не ори!» и т.д.) на просьбу, высказанную в дружелюбном тоне...
  • ругая за провинность, за неправильный поступок, не критикуйте личность ребенка. Не называйте его плохим, жадным, злым, глупым, еще хуже — дураком... Слышать от родителей такие слова очень обидно и унизительно. Лучше сказать: «Ты поступил плохо» или «Мне не нравится такое поведение» и объяснить почему...
  • воспользуйтесь фразой «А давай вместе...», которая волшебным образом влияет на упрямца, не желающего выполнять вашу просьбу, к примеру, если тот не хочет умываться... Дальше — ваша фантазия. Читаем прибаутки про умывание, умываем куклу, учим умываться мишку...
  • для сглаживания  кризисных вспышек используйте игровые моменты. Так, если ваша «нехочуха»  отказывается есть, не  настаивайте. Скажите, что любимый зайчик  проголодался и приглашает его на обед. Посадите их за стол вместе и позвольте малютке «накормить» его. Подскажите, что  зайке нравится есть по очереди – ложка зайке, ложка «нехочухе». Обыграть можно многое: укладывание спать,  одевание, уборку игрушек...
  • задавайте вопросы, содержащие несколько вариантов ответа, но на которые, в итоге, нельзя ответить нет! Создайте иллюзию выбора. К примеру, одевая малыша, спросите: «Ты оденешь красную кофточку или синюю?», «Гольфы или носочки?» Дайте ему возможность выбрать, что одеть, во что играть, какую книжку читать, на какую площадку идти гулять...
  • позвольте ребенку пробовать делать все самому, по возможности не вмешивайтесь в его дела, даже, если вы знаете, что они ему пока не по силам. Пусть учится! Делать что хочется — важная потребность для трёхлеток. Для избежания конфликтов, перед тем, как малыш займется делом, можно спросить: «Ты это сделаешь сам, или тебе нужна помощь?» Попросит помочь — помогите! Если малыш сам справился с задачей, обязательно похвалите его, подчеркнув, какой  он уже взрослый и самостоятельный. Признавая  успехи малыша, вы поднимаете его самооценку, придаете уверенность в силах и удовлетворяете потребность быть хорошим.

 o-vospitanii

  • не подавляйте ребенка, не замещайте его желания своими, рассказывая, что он на самом деле хочет. Так вы отучаете его размышлять, прислушиваться к себе и понимать свои истинные потребности...

anekdot

  • давайте выход бурной энергии малыша через деятельность (игры, прогулки, спортивные занятия, выполнение  посильных домашних обязанностей и т.д.). Направляйте ее в мирное русло, предлагая замену нежелательным поступкам (так делать нельзя, а так — можно), иначе нереализованная энергия  проявится в виде негативных эмоций (гнева, истерик...).
  • не занимайтесь «воспитанием» малыша, когда тот заходится в истерике. Кричать на него, объяснять что-либо в этот момент бесполезно, поскольку психика человека устроена так, что во время проявлений эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (по мере формирования очага возбуждения (доминанты), в головном мозге выключаются все нервные центры, не участвующие в его формировании и остаются лишь те, которые необходимы для доминанты). Если не удается  отвлечь ребенка,  переключить его внимание на что-то другое, переждите истерику, и только потом объясните, как надо «правильно» себя вести и почему. Когда буря миновала, смягчите ее последствия совместной деятельностью: вместе порисуйте, поиграйте, почитайте книжки... Подключив фантазию, можно обыграть  ситуацию, которая спровоцировала  истерику, с использованием игрушек.
  • если истерика случилась на улице, на детской площадке или в магазине, по возможности лишите «артиста» зрителей: уведите или перенесите его в безлюдное место. Запомните, чем больше посторонних, тем ярче представление! Ваше спокойствие во время истерики поможет ребенку успокоиться быстрее, понять, что его манипулирование не приводит к нужному результату. Если же потеряете самообладание, ребенок может решить, что крики и слезы – надежный способ добиться своего.
  • анализируйте ситуацию после каждой истерики. Разговаривая с малышом, попросите его поделиться с вами переживаниями, которые он испытывает, чтобы вместе найти выход из ситуации.  Объясните, почему вас расстраивает его поведение и какого поведения вы от него ожидаете...
  • уступайте в «мелочах», но будьте непреклонны  в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей. Устанавливайте четкие правила и запреты, которых будут придерживаться все члены семьи без исключения! К примеру: нельзя стоять на подоконнике открытого окна, подходить к плите, бросать мамину руку и перебегать дорогу, убегать от мамы, ломать и портить вещи...

tsitata

  • для уменьшения утомляемости, а вместе с ней агрессии и плаксивости, соблюдайте режим. Можете для наглядности этот режим нарисовать.
  • не делайте того, что потом будете запрещать делать ребёнку. Следите за собой, так как малыш все повторяет за вами. К примеру, если нецензурная речь звучит из ваших уст в присутствии детей, она, вне всяких сомнений, не минует и их словарный запас! Объяснять потом, что плохие слова говорить нельзя,  будет бесполезно!
  • любите ребенка и показывайте ему, как он вам бесконечно дорог, несмотря ни на что... Близкие и доверительные взаимоотношения между вами помогут сгладить негативные стороны кризиса...


Переживая кризис 3 лет важно помнить, что ваш малыш как никогда нуждается в вас и очень любит, даже, если ведет себя совершенно иначе.

poslanie

Часто он не понимает, что его не устраивает, страдает от собственного поведения, но ничего не может с собой поделать. Он еще слишком мал, чтобы разобраться в шквале эмоций, бушующих у него внутри... В этот период  ему очень нужна ваша поддержка, которая поможет  испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости, приобрести целеустремленность, настойчивость, терпение... 

ob-itogah-krizisa

О том, как отразится на взрослом человеке  некорректно пройденная сепарация во время возрастных кризисов, в том числе кризиса 3 лет, можно узнать здесь.

Когда нужна помощь психолога

Постепенно накал страстей кризисного периода сойдет на нет. Новый уровень мышления позволит  крохе  находить мирные способы выражения своей индивидуальности, сосуществования с окружающими...

Следует проконсультироваться  у детского психолога для  проведения тестирования и определения методов коррекции, если  у ребенка вы заметили

  • появление необъяснимых страхов перед незнакомыми людьми, животными, природными явлениями (к примеру, перед грозой);
  • проявление агрессивности и жестокости по отношению к сверстникам или домашним животным, драчливость, желание умышленно портить  игрушки,  одежду...
  • повышенную активность, неусидчивость,  стремление постоянно двигаться, шуметь;
  • сложности с концентрацией внимания;
  • частые и длительные приступы истерики, между которыми у малыша плохой, даже угнетенное настроение;
  • медленное развитие речи, небольшой словарный запас (менее 20 слов).

Так как кризис  — дело не простое, я дополнительно подготовила для вас:

Видео о кризисе 3 лет

Полезные книги и статьи

Творческое развитие

В 3-летнем возрасте у ребят возникает неуемное желание рисовать, лепить, конструировать, танцевать...
Глядя на рисунки юного художника, вы уже можете видеть не хаотичные линии, а простейшие фигуры. Появляются первые попытки изобразить знакомые предметы.
Деткам очень нравится дорисовывать детали к рисункам (листочки к веткам, стебельки к цветам, ниточки к воздушным шарикам...), закрашивать рисунки, лепить из пластилина или теста несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики...), делать аппликации, вырезать детскими ножницами...
 risuet-devochka
Чтoбы пoддepжaть у малыша желание творить, по возможности участвуйте в процессе вместе с ним, выставляйте шедевры на видное место, делайте домашние выставки, любуйтесь ими, и c гopдocтью пoкaзывaйте дpузьям...
Возьмите на заметку, что лепка и рисование считаются успокаивающими и умиротворяющими занятиями, поэтому особенно полезны детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.

Видео: ЛЕПКА для детей от 2 до 3 лет здесь и здесь.

Не меньшее удовольствие детям доставляет слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, пение... И, хотя ребенок трех лет еще не может петь правильно из-за не сформированного анатомически и функционально певческого аппарата, он охотно включается в пение взрослого, эмоционально подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.

Детки в этом возрасте быстро запоминают слова песенок, различают музыкальный темп и ритм, умеют двигаться в соответствии с характером музыки, выполняя при этом одновременно несколько действий (к примеру: хлопают в ладоши и топают, кружатся и машут ручками...).

Для развития музыкальных способностей и музыкальной культуры малыша используйте народную музыку: потешки, прибаутки, колыбельные. Не забывайте о классической музыке! Приобретите простейшие музыкальные инструменты: бубен, трещотки, дудочки, ксилофон, металлофон, губную гармошку... Пусть они будут всегда доступны крохе, чтобы он мог воспользоваться ими в любой момент.

 detskie-muzykalnye-instrumenty.

Несомненно, что раннее знакомство малышей с искусством,  окажет на них исключительно благотворное влияние. Оно делает детей  более эмоциональными, формирует и развивает чувство прекрасного, стимулирует трудолюбие, настойчивость и воображение. Поддерживая творческий потенциал ребенка, вы создаете основу для  его дальнейшего творческого развития в будущем.

Игра в жизни ребенка

 suhomlinskiy-ob-igrah-detey

Детская игра обладает огромной ценностью для развития дошкольников. С ее помощью происходит социализация ребёнка, развивается двигательная активность, умение выстраивать  свои отношения  с  партнерами по игре, закладывается основа самооценки, уверенность в своих силах...

В процессе игры стимулируется рост клеток в амигдале – зоне, контролирующей эмоции, оказывается влияние на дорсолатеральную зону коры головного мозга, отвечающую за принятие решений, распределение информации. Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи.

Играя, дети учатся жить в нашем мире: реагировать на различные ситуации, выражать свои чувства и отношения, общаться с родителями и другими детьми, дружить с ними,  отстаивать собственное мнение. Наблюдая за игрой, вы сможете многое понять о переживаниях ребенка, его желаниях, мечтах, потребностях...

Поскольку игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями (удивлением, волнением, радостью, восторгом ...), вы можете  использовать ее не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

В игре малышу проще объяснить, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро, а что – зло, в чем разница между вежливостью и грубостью, щедростью и  жадностью, смелостью и трусостью...

 trehletki-derutsya

Трехлетки, как правило, уже могут спокойно играть рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. И, если, к примеру, малыши не поделили игрушку, они могут проявить друг к другу агрессию: начинают толкать друг друга, пытаются друг друга ударить... Это объясняется эгоцентричностью ребенка, его неспособностью учитывать желания другого и сопереживать ему.  Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве.

Новым этапом в развитии психики деток становится появление ролевых игр. Активное развитие воображения и фантазии помогает малышам придумывать сюжеты к играм  и подбирать для них нужные игрушки. Сначала они имитируют действия взрослых: готовят еду, как мама; забивают гвозди, как папа... Позднее, вживаясь в выбранную роль, становятся то врачом, то продавцом, то воспитателем, повторяя при этом  увиденные действия в мельчайших подробностях и придумывая новые ситуации. Несмотря на то, что все роли в игре воображаемые, дети испытывают вполне искрение эмоции, переживания, что обогащает их внутренний мир.

syuzhetno-rolevaya-igra

 Картотека игр для детей 2 — 3 лет и Сюжетно-ролевые игры

Дидактические игры для детей 2-3 лет, которые можно сделать дома своими руками без особых затрат.

Советы родителям трехлеток и не только...

  • Главная задача родителей — создание в семье Пространства Любви, в котором ребенок сможет приобрести и раскрыть свои лучшие качества. При этом важно, чтобы  любовь не была «удущающей» и избыточной. Подобные чувства негативно влияют на формирование личности маленького человека, поскольку основаны на нездоровом  чувстве собственности, привязанности, эгоизма, неудовлетворенности, гордыни, желания самоутвердиться через ребенка...

Для гармоничного развития  малыша важна  безусловная любовь: принятие его таким, какой он есть, отдельной личностью со своими потребностями, желаниями и интересами. Важно любить своего ребенка при любых обстоятельствах: не только, когда он милый и послушный, но и когда он вредничает, капризничает, ведет себя не так, как хотелось бы того Вам...

tsitata-o-detyah

Недостаток родительской любви отражается на организме ребенка даже физиологически, препятствуя его психологическому и физиологическому формированию в соответствии с нормами. К примеру:

  • У детей, живущих в социально неблагоприятной среде, уровень гормона стресса (кортизола), как правило, выше, чем у тех, кто живет с любящими родителями. Постоянно высокий уровень этого гормона негативно влияет на иммунную и нервную систему, на развитие мозга ребенка, снижая или подавляя его познавательные способности, что в будущем грозит плохой успеваемостью в школе.
  • У недолюбленных детей объем  гиппокампа — участка, отвечающего за обучение, память и способность противостоять стрессам, согласно исследованиям,  может быть на 10% меньше, чем у растущих в любви... Отсюда вывод, что равнодушие и безучастие родителей «крадут» возможности физического и умственного развития детей... И не только! Они оставляют глубокий негативный след в памяти крохи, понимающего свою ненужность и бесполезность. Нехватка родительского тепла и принятия — всегда травмирующий опыт, влияющий на всю последующую жизнь человека.
  • Крики, упреки, скандалы, чрезмерные наказания в этом нежном возрасте, да и не только в этом, ломают психику ребенка, разрушают его доверие к родителям. Для него мир становится страшным и опасным!  Пытаясь уйти от этого мира, малютка уходит в свой собственный мир, со всеми вытекающими из этого печальными последствиями...

Для эмоционального комфорта малыша, его спокойствия и уверенности в себе и в вас, позвольте крохе почувствовать вашу любовь и поддержку: больше времени проводите вместе, участвуйте в его «важных» делах. Помогайте, когда просит и не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется. Почаще обнимайте, целуйте, говорите о своей любви, искренне слушайте юного рассказчика, интересуйтесь его  мыслями, чувствами, не игнорируйте его потребности, играйте вместе с ним, читайте ему книги, разговаривайте...

 doch-tseluet-mat

  • Общаясь с малышом, когда дело касается чувств,  используйте Я-послания.

Фраза:«Ты меня расстроил», однозначно, вызовет чувство вины у любого человека вне зависимости от возраста. Что уж тут говорить о маленьких детях! Замените эту фразу на: «Я расстроена твоим поведением». Так, без обвинений и давления, вы покажете крохе ваше  отношение к негативному событию, научите его замечать чувства других и дифференцировать их.

  • говоря «НЕТ»,  обязательно скажите почему!

Объяснение  в форме «Потому что я так сказала!», «Так надо!» и т.д., не объясняет причин отказа, оно лишь показывает, что в ваших отношениях с ребенком нет сотрудничества, а есть желание доминировать и властвовать над ним.

Ребенок, привыкший к тому, что ему без конца говорят, что можно, а что нельзя, в будущем, скорее всего, станет испытывать нехватку уверенности в себе и трудности при принятии решения. Чтобы ребенок понимал смысл слова «нельзя», под ним должны подразумеваться только самые строгие запреты, среди которых: нельзя брать чужое, обижать других, разрушать, созданное другими, а также запреты, связанные с безопасностью. Чем реже вы будете произносить слова «нет» и «нельзя», тем лучше ребенок будет на них реагировать.

  • Воспитывайте сознательность и ответственность за свои поступки.

Если малыш  делает что-то плохое с вашей точки зрения, спросите у него: «Что ты сейчас делаешь?» После полученного ответа, задайте следующий вопрос: «Зачем ты это делаешь?» Как правило, дети осознают, что делают что-то не так и стараются исправиться.

  • Ведите себя с крохой, как с равным человеком. Покажите, что вам интересно его мнение. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите «Спасибо»... Проявляя уважение к малютке, вы подаете хороший пример для подражания.

 sovety-roditelyam-po-vospitaniyu

  • Внимательно выслушивайте  детские переживания. Помните о том, что разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое.
  • Прежде, чем наказывать, подумайте: «Зачем?» Наказание ни в коем случае не должно вредить ни психическому, ни физическому здоровью. Сомневаетесь, что наказание необходимо? Не наказывайте!

 pravila-obscheniya-rebenka-s-roditelyami

Когда время бить тревогу?

Вовремя замеченные признаки задержки развития крохи, при своевременном обращении к врачу, удается компенсировать, и, в большинстве случаев, успешно лечить. Для того, чтобы на осмотре у доктора вы могли более полно рассказать о  тревожащих вас симптомах, необходимо ежедневно внимательно наблюдать за малышом и фиксировать (записывать, снимать видео, фото, запоминать) все, что кажется вам странным, необычным, непривычным... Обязательно отметьте тот момент, когда были обнаружены настораживающие вас изменения в состоянии крохи...

Итак, вот лишь небольшая часть симптомов, обнаружив которые, вам следует получить консультацию врача:

  • повышенная чувствительность к боли, свету, звукам;
  • нарушение сна: сонливость днем и частые пробуждения и беспокойство в ночное время;
  • нарушения аппетита (плохо жует, крайне избирателен в еде или не может насытиться...), срыгивание, рвота, запоры, обмороки;
  • колебания температуры до субфебрильной;
  • обильное слюновыделение;
  • раздражительность и возбудимость, быстрое переутомление, частые капризы, резкие перепады настроения,  пугливость;
  • громкие крики, нервные движения, вспыльчивость, немотивированная агрессия и злость;
  • повторение однообразных движений, в том числе ритмическое раскачивание головой и туловищем;
  • слишком частые падения и сложности во время спуска или подъема по ступенькам;
  • повторение слов без понимания их значения;
  • неумение строить сложные предложения с использованием местоимений и наречий;
  • нежелание контактировать с окружающими и апатия по отношению к близким;
  • отсутствие  зрительного контакта;
  • слабая реакция на обращенную к нему речь;
  • непонимание требований взрослых;
  • неумение играть с мячом или ездить на трехколесном велосипеде;
  • отсутствие фантазии и желания принимать участие в играх;
  • неумение пользоваться карандашом или фломастером, неспособность начертить простую геометрическую фигуру; сложить башню из более, чем четырех кубиков...

Кроме того, если трехлетка потерял навыки, которыми он с легкостью владел еще несколько месяцев назад, то, скорее всего, это серьезный повод для немедленного обращения к врачу!

Еще немного о трехлетках

Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2х до 3х лет

Психология и особенности развития ребенка в 2-3 года: «я сам» и «почему?»

Физическое развитие и обучение детей третьего года жизни

Мудрое родительство: развитие и воспитание ребенка раннего возраста

Коллектив авторов. Книга «Ребенок третьего года жизни»

Советы и рекомендации для родителей ребенка третьего года  жизни

Особенности эмоционального развития детей

roditeli-i-deti.

К сожалению, как бы мы не хотели, найти универсальный рецепт для воспитания детей невозможно! Для каждого малыша он будет своим. А правильным или нет,  зависит только от вас.

Поэтому, чтобы не ставить экспериментов над своими детьми, над их будущим, слушайте лекции педагогов и детских психологов, читайте соответствующую литературу...

Полученные знания, пропущенные через призму вашего сознания, через ваше сердце, обязательно подскажут верное решение  в простых и сложных воспитательных задачах!

У вас все обязательно получится!

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-школа для родителей "Мы и наши дети"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.