Развитие ребенка на 8 месяце жизни. Что нужно знать

devochke-8-mesyatsev

Восьмимесячный ребенок развивается со скоростью, поражающей воображение! День ото дня вы наблюдаете как возрастает его активность и любознательность, потребность в контактах с окружающими, становятся более яркими эмоции...

Этот месяц для крохи станет временем осознания своего «Я», временем новых открытий и начинаний, новых навыков и умений...

Человек взрослеет...

Давайте поговорим о главных вехах его развития в этот период и о том, что можно сделать, чтобы освоение окружающего мира было приятным и максимально гармоничным...

Традиционно начнем с физического развития...

Физическое развитие

Как всегда, одними из главных показателей правильного физического развития ребенка остаются показатели его веса и роста:

 rost-v-8-mesyatsev

 ves-v-8-mesyatsev

При существенном отклонении от норм, указанных в таблице, необходимо получить консультацию врача и найти причину недостаточного или избыточного веса ребенка.

Чаще всего недостаток веса связан с погрешностями в питании (нехватка грудного молока, искусственное вскармливание, отказ от прикорма или его недостаточная сбалансированность), а также с наследственными факторами, частыми ОРВИ; анемией; рахитом; дисбактериозом; эндокринной дисфункцией, пороком сердца, неврологическими заболеваниями, заболеваниями полости рта, повышенной активностью малютки...

Противоположная проблема — лишний вес (паратрофия). Румяный пупс в «перетяжках» — классический образ младенца, радующий родителей, бабушек и дедушек.

К сожалению, этот милый образ не всегда совпадает с понятием «здоровый малыш», а излишняя упитанность может свидетельствовать о неправильном метаболизме и в будущем стать причиной целого ряда заболеваний...

tolstyy-mladenets

При грудном вскармливании, к  чрезмерной упитанности детей могут привести погрешности в питании матери: злоупотребление сладким, жирным, мучным... Лишний вес у детей «искусственников» чаще появляется из-за неправильно подобранной смеси, чрезмерно калорийной и предназначенной для малышей с дефицитом массы тела.

Причинами лишнего веса также могут быть

  • частое и беспорядочное кормление после введения прикорма, несоблюдение возрастных норм, малая подвижность;
  • нарушение обмена веществ и некоторые врожденные заболевания.

Для отслеживания общего состояния и развития крохи, воспользуйтесь таблицами роста и веса детей до двух лет. Благодаря им можно сравнить развитие вашего малыша с развитием других детей того же возраста и пола, прослеживать динамику...

Формулы для расчета массы тела, роста,  определения размера окружности головы детей второго полугодия жизни вы найдете в предыдущей статье «Грудничку семь месяцев. Какой он?»

Возможно, вам пригодятся бесплатные приложения для смартфонов,  в том числе, GoodMama (все о детях с 0 до 3х лет), Первый год жизни малыша, в которых можно ежемесячно отмечать рост и вес ребенка, строить диаграмму и сравнивать получившиеся значения с данными международных организаций...

Общая характеристика

К восьмому месяцу жизни  каждый ребенок приходит со своими достижениями...

Некоторые  из детей уже удивили своих близких первыми словами, в то время как другим до таких успехов еще далеко... Кто-то недавно стал счастливым обладателем целых четырех зубов, а кто-то лишь ожидает их появления...

Девочки начинают развиваться быстрее мальчиков. К 8 месяцам они лучше ползают, увереннее сидят и крепче опираются на ноги у опоры... Но, родителям маленьких мужчин не стоит волноваться по этому поводу и пытаться подгонять естественные темпы развития. Юные джентльмены обязательно освоят все необходимые навыки, но немножко позже...

 mladenets-s-chemodanom

Продолжает совершенствоваться слух деток. Теперь они способны слышать не только громкие, но и тихие звуки, могут прислушиваться к звучащей вдалеке музыке, речи... Находят источник звука и поворачиваются к нему...  Проявляют большой интерес к музыкальным игрушкам,  услышав звучание которых,  способны ползти за ними даже в другую комнату, преодолевая при этом все препятствия на пути. Обостренно воспринимают громкие звуки. Могут вздрагивать при включении пылесоса или фена. Поэтому старайтесь не использовать шумные приборы, когда малыш находится дома.

Не отстает в развитии и зрительная система. Глаза привыкают видеть объекты под разными углами, увеличивается острота зрения. Карапуз начинает замечать мелкие предметы, вплоть до крошек. Без проблем фокусирует глазки на игрушке, находящейся на расстоянии 7-8 см от его носа, может разглядеть предметы в другом конце комнаты и найти нужную игрушку среди других...

Улыбается своему отражению в зеркале;  устанавливает зрительный контакт с окружающими; определяет взглядом, где «свои» и где «чужие»...

Его начинают интересовать детали интерьера: окна, картины, часы на стенах, цветы...

 grudnichok-s-romashkoy

 tekst

uroki-dlya-polzaniya

Полезное видео:

Итак, ребенок к 8 месяцам

  • полностью поглощен желанием что-либо взять, достать, завладеть, подержать в руках, попробовать на вкус;
  • он подолгу изучает игрушки, тренируя тем самым свои руки;
  • свободно перекладывает предметы из одной руки в другую, ищет выпавшую из рук игрушку;
  • способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом;
  • показывает знакомый предмет, когда его спрашивают «Где?»;
  • хорошо запоминает новые слова, помнит свои игрушки и одежду, способен вспомнить недавние события;
  • катает мячик, нажимает на разные кнопочки, листает страницы книжек;
  • любит игры с повторяющимися действиями («Ладушки», «Сорока-ворона»...);
  • внимательно разглядывает картинки в книгах;
  • умеет перекладывать предметы из одной емкости в другую, играть с шуршащими предметами...
  • осознает понятие высоты, поэтому останавливается на краю кроватки, понимая, что может упасть;
  • начинает есть с ложки (возможно, пытается делать это самостоятельно);
  • знает основные части тела и может показать их у себя
  • узнает себя на фотографиях и в зеркале;

 rebenok-smotritsya-v-zerkalo

  • по просьбе показать маму, папу, бабушку... поворачивает голову в сторону называемого члена семьи;
  • в качестве социального контакта задействует улыбку, взгляд, проявляет эмоции смущения;
  • пробует «подпевать» и «пританцовывать», когда слышит любимую песенку;
  • трогая различные предметы, понимает разницу в тактильных ощущениях;
  • желая добраться до интересующей вещи, способен преодолевать препятствия;
  • может показывать пальцем на  интересующий его предмет и жестами просить принести его;
  • понимает, что предметы, исчезающие из поля зрения не перестают существовать;
  • стремится во всем подражать родителям. Воспользуйтесь этим. Покажите, как нужно обращаться с новыми игрушками: вместе покатайте машинки, покачайте куклу, постучите в барабан...
  • показывает свой характер, истериками и плачем пытается манипулировать взрослыми;
  • огорчается, когда что-то не получается, радуется похвале...

8-mesyats

Речевое развитие

Ребенок в 8 месяцев  начинает лепетать. Он уже не просто агукает, а произносит отдельные слоги, пытается общаться со взрослыми. Его речь при этом имеет интонационную и эмоциональную окраску...

День ото дня пополняется и пассивный словарь крохи. Он хорошо понимает обращенную к нему речь и правильно реагирует на слова «на», «дай», «возьми», «нельзя», «нет»...  На вопросы «Да?» или «Нет?» в ответ кивает или крутит в разные стороны головой. Связывает определенные звукосочетания с предметами: мяу – кошка, гав – собака, тик-так – часы...

Слушает, обращенную к нему речь... Может нахмуриться, если вы его за что-то ругает или строго разговариваете с ним.

Чтобы речь крохи быстрее развивалась, разговаривайте с ним как можно больше, читайте ему сказки, стихи, потешки... «Поощряйте» лепет, почаще вступайте в «переговоры», вызывайте подражание слогам и простым словам... Повторяйте за ним, чтобы малыш понимал, что вы слышите его. Любые игры и занятия обязательно сопровождайте разговором...

 o-rechi

Много полезных советов по развитию речи вы найдете в видео  №1№2№3

Умственное развитие

В период с 8 до 10 месяцев ученые фиксируют бурное развитие головного мозга у малышей, благодаря чему младенец по-новому начинает воспринимать окружающий мир. Не упускайте это благоприятное время:

  • учите кроху реагировать на слова, раскрывающие смысл действий: дай, возьми, положи. Играя, просите малыша дать вам игрушку, находящуюся у него в руках. Отдавая ее назад, говорите: «На!»
  • играйте в самые простые прятки, в «ладушки», «сороку-ворону»;
  • научите ребенка новым жестам, которые будут призывом к каким-либо действиям;
  • привяжите ленточку к неваляшке и покажите малютке, как ее можно потянуть. Дергая за веревочку, малыш поймет, что может влиять на предметы;
  • подойдя с малюткой к зеркалу, заострите внимание на его отражении и спросите: «Кто это»? Наденьте на него панамку и снова спросите: «Кто это?» Затем снимите ее. Ребенок увидит, что может выглядеть по-разному...
  • задавайте простые вопросы. К примеру: где у куклы глазки, носик, ручки… А где носик у малыша? Где ушки и хвостик у зайки?
  • прививайте интерес к книгам: внимательно рассматривайте с малюткой иллюстрации, сопровождайте процесс комментариями о том, что изображено на картинке. К примеру, если рассматриваете животное, расскажите о его размерах, повадках, любимой еде, где живет и как «разговаривает»;

deti-chitayut

  • дайте крохе игрушечный телефон и предложите малышу «поговорить» с вами;
  • заостряйте внимание карапуза на разных звуках, показывайте и называйте их источник (телефон, дверной звонок, шаги, дождик, вода, текущая из крана, мяуканье кошки, пение птиц и т. д.);
  • устройте домашний концерт: поставьте перед ним кастрюли и миски, покажите как ложкой или палочкой можно на них «играть»... Пошумите вместе!

  • рассказывая крохе о чем-либо, используйте краткие диалоги. Задавая вопрос, сами отвечайте на него: «Что это?» — «Паровоз», — «Как он гудит?» — «Ту-ту»;
  • соорудите маленькую полосу препятствий: накидайте на пол подушки, и приготовьте погремушки. Положите игрушку на подушку и покажите, как до нее доползти. Позовите малыша за собой. Помогите крохе перелезать через подушки, чтобы добраться до погремушек;
  • не злитесь, когда малыш с увлечением выбрасывает игрушки из кроватки, а вы вынуждены их без конца подбирать.  В ходе этой «игры» ребенок развивает координацию движений, глазомер, укрепляет все группы мышц, прослеживает причинно-следственные связи...
  • попробуйте обвязать яркой ленточкой  пальчик на ножке ребенка (не туго и не на узел). Стараясь снять ленточку, малыш будет долго и увлеченно с ней возиться;
  • предложите малышу игрушку, предварительно завернутую в мягкую оберточную бумагу. Удовлетворяя свое любопытство, он обязательно захочет ее развернуть;
  • рисуйте фломастерами, пальчиковыми красками, лепите из пластилина...
  • рассматривайте семейные фотографии и просите показать близких людей и самого себя.

grudnichok-risuet

Сделайте  сенсорные  книжки: наклейте или пришейте к картону  кусочки плюша, шерсти, атласа, капрона, бумагу с различной фактурой, пуговицы и т.д. Используйте все, что малышу будет интересно потрогать и пощупать. Не забывайте о занятиях с сенсорными коробками тактильными мешочками  (мастер-класс по их изготовлению — здесь).

 sensornyy-kovrik
Еще о сенсорных коробочках: из опыта родителей; виды коробок и игры с ними здесь и здесь.

 kupanie

kupanie

  • в маленькие пластиковые бутылочки насыпьте бисер, пуговицы, крупы и т.д. Надежно закрутите крышечки. Покажите малышу, что бутылочки можно трясти, катать по полу… Ребенок с интересом будет рассматривать,  как содержимое перемещается внутри и прислушиваться к издаваемым им звукам...
  • свяжите между собой две игрушки и отдайте крохе. Когда он схватит одну и потянет ее на себя, его может удивить, что и другая игрушка тоже начала двигаться. При необходимости обратите внимание малыша на эту связку и покажите, что происходит...
  • стройте башни из кубиков. Покажите юному строителю, как кубики ставятся друг на друга. Детям нравится наблюдать, как появляется башня… Но еще больше им нравится ломать постройки. Покажите, что башню из кубиков можно сломать не только рукой, но и с помощью катящегося мячика. Дайте малышу в руки кубики и пригласите строить башню вместе. Повторите строительство еще раз…

 rebenok-s-kubikami

Продолжение занятий: уроки №3,  №4,  №5, №6

Социально-эмоциональное развитие

Социально-эмоциональное развитие детей до 1 года заключается в

  • адаптации крохи к окружающему миру;
  • формировании у него навыков общения с другими людьми;
  • познании самого себя и своих эмоций.

Успешность социально-эмоционального развития малютки будет зависеть от крепости связи между ним и родителями. Именно эта связь поможет ему спокойно исследовать окружающий мир, налаживать отношения с другими людьми, выражать эмоции, справляться с трудностями, понимать разницу между  плохим  и  хорошим, правильным и неправильным.

Родителям важно

  • научиться понимать «сигналы» чада, которыми он выражает свои потребности и вовремя их удовлетворять. Это поможет малышу лучше понимать, чего он хочет и в чем нуждается;
  • обеспечивать ребенку стабильность, безопасность и «предсказуемость» в окружающей его обстановке для формирования базового доверия к миру и повышения уверенности в своих силах.

emotsii

Восьмимесячный ребёнок способен проявлять множество эмоций, среди которых радость, страх, тревога, удивление, злость, стеснение...

Ни в коем случае не игнорируйте их проявление: на положительные эмоции отвечайте радостью и любовью, а когда малышу страшно, успокойте его.

Больше всего восьмимесячных детей пугает расставание с матерью. Вы можете заметить, что малыш может плакать и кричать, когда она  просто выходит из комнаты. При любом удобном случае он просится на ручки, пытается залезть к маме на колени, протестует, если его отправляют в манеж или кроватку... Не ругайте его за это и не отталкивайте от себя. Скоро этот период пройдет...

Не переживайте, если вам приходится ненадолго оставить чадо с няней или бабушкой... Главное, чтобы это были люди, к которым малыш привык, поскольку незнакомцы могут вызывать у него чувство тревоги или страха.

Короткая разлука не повредит ребенку, напротив, будет способствовать его социализации, поскольку малютке придется приспосабливаться к другому, ухаживающему за ним, человеку...

Постепенно он поймет, что уходя, вы всегда возвращаетесь... Страх перед разлукой начнет угасать...

separatsiya

Восьмимесячному малышу очень нравится проводить время с мамой и другими членами семьи, играть с ними. Его начинают интересовать детки, с которыми он встречается на прогулке, в гостях...  С удовольствием  и любопытством малютка  рассматривает их, пытается привлечь внимание к себе, вступить в «диалог», протягивает ручку в ответ на приветствие и машет ею на прощание... А вот к незнакомым взрослым относится настороженно, робеет в их присутствии, может заплакать...

Чувствуя себя «большим», пытается проявлять самостоятельность. Поддерживайте это желание. Пусть пробует сделать что-то сам. Не навязывайте ему свою помощь, но обязательно помогайте, если он просит вас об этом.

Не потакайте всем капризам и прихотям. Найдите правильный баланс между тем, что можно и что нельзя, определите границы, которые нельзя нарушать. И, если вы говорите чаду «нет», то это «нет» не должно превратиться в «да» под воздействием его истерик. Иначе, вы научите ребенка манипулированию.

Запрещая что-либо, объясните доступным для него языком мотивы вашего запрета. Некоторые желания из невозможных превратите в возможные. К примеру, заберите книгу, которую хотел порвать малыш и предложите ему старую газету или журнал. Пусть рвет на здоровье!

Если ребенку что-то не нравится (одевание, чистка носика, обрезание ногтей, купание...), не решайте проблему силой, отвлеките его внимание стишками, песенками, шутками...

tsitata

devochka-i-tykvy

Видео о воспитании

Советы родителям о воспитании — здесь.

Питание

Правильное питание закладывает основу здорового роста и развития малыша, хорошего аппетита, поддерживает баланс полезной микрофлоры кишечника, влияющей на иммунитет и защиту от болезней...

Как и в предыдущие месяцы,  в основе питания детей остается грудное молоко или адаптированная молочная смесь. Но, помимо этого, в рационе малютки появляется все больше продуктов прикорма. Меню прикорма с 8 месяцев значительно расширяется и усложняется за счёт разнообразия продуктов и их комбинаций. К овощам, кашам и мясным пюре добавляется вареный желток, кисломолочные продукты (творог, кефир), а также рыба белых сортов: хек, минтай, треска...

Пришло время введения прикорма кусочками размером 5×5 миллиметров мягкой консистенции (банан, персик, отварной кабачок и т.д.), чтобы ребенок смог разжевать их деснами.

Такой прикорм

  • тренирует навыки жевания и глотания;
  • способствует развитию челюстно-лицевых мышц, работе языка, что имеет значение для развития речи;
  • знакомит с пищей, которую предстоит употреблять всю дальнейшую жизнь;
  • формирует и поддерживает пищевой интерес;
  • развивает мелкую моторику.

Присутствие зубов и их количество не влияет на обучение ребёнка навыкам жевания и глотания. В измельчании пищи принимают участие дёсны, язык, нёбо.

При этом, детям нельзя давать большие и твёрдые кусочки; а также давать подобный прикорм во время игры, просмотра телевизора, на ходу.

Эксперты считают, если прикорм кусочками не ввести до двенадцати месяцев, жевательный рефлекс начнет угасать.

На всякий случай, изучите схему оказания первой помощи, если малыш подавился!

Чем можно кормить детей в 8 месяцев:

menyumenyu2

rekomendatsii-po-pitaniyu

Из рациона детей до года следует исключить

  • фруктовые соки — из-за большого количества находящихся в них сахаров, способных оказать негативное влияние на несозревший желудочно-кишечный тракт крохи, в том числе на печень и поджелудочную железу;
  • заменители коровьего молока (овсяное, кокосовое, миндальное, гречневое молоко) — из-за низкой энергетической ценности;
  • травяной чай;
  • грибы, жирные сорта рыбы и мяса, сосиски, колбасы, соусы, консервы, газированные напитки, сахар, мед, продукты с пищевыми добавками, подсластителями, ароматизаторами, консервантами...
  • цельное молоко (в качестве самостоятельного продукта) из-за высокого риска развития аллергических реакций

primernoe-menyu-dlya-rebenka-8-mes.

О питании грудничка-аллергика  смотрите видео здесь.

 rebenok-s-yablokami

Режим дня и сон

К этому возрасту режим дня малютки становится все более предсказуемым, и некоторым родителям уже удается планировать день по часам.

Практически все детки уже перешли на два дневных сна (в сумме 2–3 часа), а время бодрствования увеличилось до 3–3,5 часов.

В первой половине дня занимайтесь гимнастикой, совершенствуйте приобретенные навыки, гуляйте на свежем воздухе, посещайте бассейн... После обеда переходите на более спокойный жизненный ритм, чтобы к моменту укладывания на ночной сон малыш не был переутомлен или излишне активен. Иначе уложить кроху без крика и плача не получится.

spyaschiy-grudnichok

Хороший сон — залог здоровья и правильного развития малыша. Важно знать, что

  • во сне созревает мозг крохи и происходит консолидация информации;
  • дети, которые крепко спят ночью, меньше капризничают днем, легче переживают сепарацию с мамой;
  • во сне вырабатывается гормон роста, поэтому, плохо спящие малыши, медленнее растут;
  • дефицит сна негативно влияет на выработку гормона лептина, отвечающего за чувство насыщения, что провоцирует переедание, а, значит, и  лишний вес...
  • недосып приводит к нарушению координации: ребенок может часто падать, спотыкаться на ровном месте.

Чтобы сон был полноценным, а укладывание чада не превратилось в муку

  • за 1 — 1,5 часа до сна прекратите все активные, шумные игры; займитесь в это время спокойными занятиями, включите нежную, убаюкивающую музыку;
  • при вечернем купании не устраивайте в ванне веселье;
  • сделайте водичку чуть теплее, чем обычно, а после теплой ванны проведите 10-минутный  лёгкий поглаживающий массаж;
  • попробуйте при купании добавить в ванну отвар лаванды, или сделайте из ее цветов ароматическую подушечку. Запах лаванды поможет снять напряжение и будет способствовать мягкому расслаблению. Однако, если у ребенка аллергия, никаких ароматических средств использовать не стоит;
  • придерживайтесь режима: укладывая карапуза в одно и тоже время, вы помогаете его нервной системе лучше справляться с перевозбуждением, накопленным к концу дня;
  • помните про вечерний ритуал укладывания;
  • поставьте детскую кроватку рядом со своей, если вы не практикуете совместный сон. Ваш запах, понимание, что вы рядом, позволяют крохе чувствовать себя в безопасности...
  • в случае истерик перед сном, сдвиньте время укладывания на более ранний срок;
  • укладывайте малыша до того, как он окончательно устанет.

Для вас:

 rezhim-dnya-dlya-detey-8-mesyatsev

Соблюдение режима дня позволяет настроить биологические ритмы карапуза, сформировать его условные рефлексы (например, к обеду начинает выделяться желудочный сок; выключение света перед ночным сном — сигнал гормональной системе для выработки мелатонина...).

К сожалению, восьмимесячные малыши  могут страдать нарушениями сна. Плохой сон, как правило, связывают с сепарационной тревогой, усталостью, физическим дискомфортом (голод, холод, жара, заболевание, полный подгузник, неудобная постель...), неумением засыпать, страхом, излишним перевозбуждением... Причиной беспокойного сна может быть и то, что спящий малыш неосознанно продолжает отрабатывать новые навыки и умения: пытается вставать, ползти, сесть в кроватке.

odin-den-iz-zhizni-rebenka

Книга «на вырост»

Прослушайте ее сегодня, чтобы завтра не наделать ошибок в воспитании

Выводы о правилах воспитания,  из книги А.Курпатова — здесь.

ornament

Хотите вырастить достойного человека? Старайтесь с первого дня его жизни относиться к крохе, как к мыслящему существу, наблюдающему за происходящим вокруг него более внимательно и осознанно, чем вы себе это представляете.

У вас все получится!

rebenok-foto

Text.ru - 100.00%

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-школа для родителей "Мы и наши дети"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Top.Mail.Ru