Дислексия. Болезнь? Проблема? Дар?

Поговорим о дислексии. Попробуем разобраться в этой сложной проблеме, доставляющей детям так много неудобств, особенно во время обучения.

Приветствую вас, дорогие читатели! Предлагаю продолжить тему о причинах  трудностей  в обучении детей. Сегодня поговорим о дислексии. О том, что должны знать родители, какие шаги  им нужно предпринять, чтобы помочь любимому чаду  успешно справляться с проблемой...

Что такое дислексия?

дислексия

Дислексия затрагивает примерно 10% населения в мире. Бывает наследственной, приобретенной, может рассматриваться как самостоятельное  расстройство или как проявление в синдроме ТНР (тяжелые расстройства речи). Ей подвержены не только дети с интеллектуальной недостаточностью, но и с нормальным интеллектом... Этот недуг порой называют «словесной слепотой» и связывают с пониженной активностью мозга в некоторых зонах  левого полушария.

мозги дислексика

При нормальном  интеллектуальном развитии  наличие расстройства  не означает, что ребенок  менее умный по сравнению со сверстниками. В этом случае нарушение учебных навыков не является болезнью в медицинском понимании, а относится к психологическим проблемам развития...

К сожалению, дислексия  остается с человеком  на всю жизнь... Игнорирование недуга может привести к  развитию у ребенка невроза, снижению самооценки, неадекватному поведению  дома и в школе...

Существуют следующие виды расстройства:

формы дислексии

Чтобы максимально снизить дискомфорт от проблемы, важно провести раннюю диагностику и вовремя начать действовать.   При правильном  подходе к  обучению, трудности, связанные с дислексией, могут быть в большей степени преодолены...

В основе «правильного подхода» должно лежать  понимание уникальных признаков и симптомов дислексии у ребенка,  его сильных и слабых сторон...

Для лучшего освоения навыков чтения и письма необходимо проводить корректировку работу речевой зоны мозга, а не только монотонно и дотошно исписывать страницы тетрадей, добиваясь грамотного письма у ребёнка. Такой «педагогический» приём, применяемый многими родителями, учителями и репетиторами, только усугубляет проблему, вызывая перенапряжение и так не сбалансированной нервной системы ребенка, формирует у него стойкое отвращение к школе и процессу обучения.

Для успешной борьбы с дислексией, надо набраться терпения и заручиться помощью специалистов: логопедов, педиатров, неврологов...

Фильм о  коррекции дислексии

Положительные моменты

Вы будете удивлены, но у этого расстройства есть и положительные моменты. Дислексикам свойственно улучшенное пространственное мышление, креативность и нестандартный  подход к проблемам (делу)... Они видят целое, а не частности, обнаруживают нечто исключительное и нетривиальное, а не банальное и лежащее на поверхности ...

Дислексия  не является причиной невозможности вести обычную жизнь и добиваться успехов... Более того, среди дислексиков много выдающихся людей, повлиявших на  ход  мировой истории...

Бытует мнение, что ДИСЛЕКСИЯ  -  БОЛЕЗНЬ ГЕНИЕВ...

Слова Рональда Дейвиса, который в  38 лет самостоятельно справился с дислексией и разработал методику ее коррекции, дают надежду опустившим руки в борьбе с недугом. Он считает, что

преимущества дислексии

Как распознать дислексию

у дошкольников

Не ищите дислексию у детей младше 8 лет! Но, в некоторых случаях, выявить предрасположенность и ее симптомы  можно еще до того, как ребенок пойдет в школу.

Симптомы могут включать:

  • задержку речевого развития по сравнению с другими детьми того же возраста (хотя на это может быть много разных причин);
  • проблемы с речью: неспособность правильно произносить длинные слова и «перепутывание» фраз;
  • проблемы с самовыражением с помощью устной речи, например, неспособность вспомнить правильное слово для использования или неправильное составление предложений;
  • слабое понимание рифмующихся слов, например, в детских стишках;
  • трудности с изучением букв алфавита или небольшой интерес к ним;
  • сложности с  определением с какой буквы начинается его имя, имена мамы и папы;
  • трудности с  заучиванием простейших детских стишков при  отсутствии проблем с памятью;
  • неправильная постановка в руке карандаша или ручки даже после неоднократных тренировок;
  • неаккуратность в рисовании, особенно при работе с раскрашиванием...

у школьников

Симптомы дислексии обычно становятся более очевидными, когда дети  начинают изучать письменную и устную речь.

Нелепые ошибки, допускаемые  на начальном этапе овладения  навыками  письма и чтения, «зеркальные», «скачущие» буквы  не должны рассматриваться как признаки недуга. Но надо начинать бить тревогу,  если ситуация не изменилась  к окончанию первого класса...

симптомы дискалькулии

Признаки дислексии у младших школьников (6-12 лет):

  • проблемы с изучением названий звуков и букв;
  • орфография непредсказуема и непоследовательна;
  • неправильное расположение букв и цифр (например, «6» вместо «9» или «р» вместо «ь»)
  • постоянная путаница с порядком букв в словах;
  • долго учится читать;
  • очень медленное чтение и/или множественные ошибки при чтении вслух;
  • нарушение зрения при чтении (например, ребенок может описывать буквы и слова как движущиеся или размытые);
  • хорошо отвечает на вопросы устно, но испытывает трудности с записью ответа;
  • низкая скорость письма;
  • плохой почерк;
  • проблемы с копированием текстов;
  • выполнение письменной работы дольше обычного;
  • плохая фонологическая осведомленность (способность распознавать, что слова состоят из более мелких звуковых единиц (фонем), и что изменение фонем и управление ими может создавать новые слова и значения). В этом случае ребенку сложно ответить на следующие вопросы:
  1. Какие звуки составляют слово «пачка» и отличаются ли они от звуков, составляющих слово «почка»?
  2. Какое слово было бы у вас, если бы вы изменили звук «к» в «кошка» на звук «м»?
  3. Сколько слов вы можете придумать в этой рифме со словом «кочка»? И т.д.

у подростков и взрослых

Помимо проблем, упомянутых выше, симптомы дислексии у детей старшего возраста и взрослых могут включать:

  • отсутствие в письменных работах правильного повествования (например, даже если они хорошо разбираются в определенном вопросе, у них могут быть проблемы с выражением мыслей в письменной форме);
  • трудности с планированием и написанием эссе, писем или отчетов;
  • трудности при сдаче экзаменов;
  • желание по возможности избегать чтения и письма;
  • трудности с записью или копированием текста;
  • плохое правописание;
  • плохую память (все время пытаются запомнить такие вещи, как PIN-код или номер телефона).

Сопутствующие проблемы

 У   дислексиков могут быть и другие проблемы, не связанные напрямую с чтением или письмом:

  • трудности с оперированием числами (дискалькулия);
  • плохая кратковременная память;
  • проблемы с концентрацией внимания, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • проблемы с физической координацией (нарушение координации движения или диспраксия);
  • плохая ориентация в пространстве;
  • дезорганизация;
  • затруднённый контакт со сверстниками;
  • заниженная самооценка.

Профилактика   и стратегия помощи ребенку с дислексией в домашних условиях

Как показывает опыт, дислексикам легче учиться, если информация доставляется мультисенсорным способом, небольшими последовательными порциями, в предпочтительном для ученика темпе, с возможностью повторения и большим количеством положительного эмоционального подкрепления.

Не ругайте малыша, если у него что-то долго не получается. Не злитесь!  Ребенок не виноват! Ему, и в правду, очень трудно!  Как никогда он нуждается в вашей поддержке, внимании и безусловной любви...

Очень рекомендую   послушать замечательную аудиокнигу  Рональда  Дейвиса «Дар дислексии». Из нее вы узнаете об эффективной методике  коррекции, позволяющей в течение нескольких занятий овладеть приемами регулирования дислексии:

Будет замечательно, если найдете время для просмотра фильма с участием Татьяны Черниговской — выдающегося  учёного в области нейронауки, психолингвистики,  теории сознания.

дислексия - профилактика.

Чем еще  вы можете помочь любимому ребенку?

В первую очередь,  создайте спокойную обстановку в доме.

Развивайте навыки мышления,  которые помогут ему стать независимым и активным, а не пассивным учеником. Поощряйте детское любопытство. Обсудите проблему или тему школьного задания. Слушайте  внимательно. Делитесь точками зрения.

Помогайте при занятии чтением

После прочтения текста  спросите:

  • О чем этот текст?
  • Что  нужно выяснить?
  • Что ты уже знаешь?
  • Кто главные герои?
  • Какие основные идеи?
  • Ты читал что-то подобное раньше?
  • Как  планируешь ответить на этот вопрос?
  • Можешь ли  разделить текст на части?  и т.д.

Приучайте работать самостоятельно

Если работа выполнена плохо, спросите:

  • Можешь ли ты переписать это более аккуратно и постараться сделать меньше ошибок?
  • Можешь мне объяснить или показать, как ты это сделал? и т.д.

Дробите задания и планируйте их выполнение

Помогите ребенку разбить учебную нагрузку на небольшие части и записать их на листе. Составьте план  выполнения заданий в понедельник, а  результат проверьте в пятницу... Таким образом, за неделю он сможет выучить, к примеру, 10 орфографических слов или таблицу умножения, делая каждый день по чуть-чуть...

Хвалите

Своевременная и правильная похвала, особенно от вас, очень много значит для  ребенка-дислексика. Используйте возможности, чтобы признать его усилия и подчеркнуть положительные моменты, где это возможно. Хвалите за усердные попытки, достижение важной цели или, наконец, небольшой шаг, который он изо всех сил пытался освоить. Если нет повода похвалить — не ругайте!

Формируйте позитивный настрой

В относительно недавнем прошлом о дислексии знали мало. Поэтому многих детей несправедливо называли глупыми, ленивыми, недостаточно старающимися или умышленно отказывающимися от сотрудничества. Все это неправда. Сегодня дислексия считается особым  взглядом на мир, который воспринимается уже не как недостаток, а как признак одарённости, открывающий перед ребенком широкие горизонты.

Бесспорно, детям-дислексикам придется стараться больше, чем другим, чтобы не отставать от школьной программы, которая может утомлять и подрывать самооценку. Чаще напоминайте малышу о его сильных сторонах и помогайте смотреть в будущее с оптимизмом, особенно, когда у него случается плохой день...

Следите за режимом сна

Сон — это важно, независимо от того, страдает  ребенок дислексией или нет. Сытый и отдохнувший малыш лучше учится, поэтому отправляйте его спать вовремя. Хороший ночной сон даст резервы спокойствия, сдержанности, поможет  контролировать  эмоции в круговороте дневных событий. А чтение или просмотр нужной информации прямо перед сном (в разумных объемах) может помочь удержать ее в памяти, поэтому поощряйте это.

Хорошо в режим  дня младших школьников включить время для дневного сна после школы.

Заведите «Запоминайку» — своего рода тетрадь-справочник, который поможет сформировать хорошие привычки в учебе с раннего возраста. В тетрадь можно записывать  все, что трудно запоминается: сложные правила,   последовательность  действий, стратегии...

Не забывайте читать, читать и еще раз читать...

Поощрение к чтению -  один из лучших способов поддержать ребенка с дислексией. Объясните, что чтение — это не только увлекательно, но еще и очень нужно в реальной жизни... Без убедительной мотивации дети-дислектики вполне могут пытаться избежать этих трудных для них занятий. В этом случае, как ни печально, разрыв в успеваемости между ними и  одноклассниками будет только увеличиваться, а самооценка и уверенность дислектика  в себе могут серьезно пострадать.

Чтение — отличный способ улучшить языковые навыки. Специалисты по перенатальному воспитанию рекомендуют читать книги будущему малышу уже на последних сроках беременности! Новорожденному начинайте читать как можно раньше. Это очень важно для его полноценного развития. Читайте малышам те книги, которые им очень нравятся, даже если вы читаете их тысячный  раз...

И, прежде чем попрощаться, я позволю  дать вам несколько полезных советов, которые помогут получить больший результат от совместного чтения:

  • Просматривая книгу, обсудите, как картинки, которые он видит, подсказывают слова на странице. Это стратегия, которую ребенок сможет применить позже, пытаясь понять текст. Обязательно обсудите  мотивы и намерения героев, главную идею книги, важные мысли, которые  пришли в голову при прочтении...
  • Детям постарше помогите найти материалы для чтения по интересующим их темам. Планеты? Динозавры? Огромное количество сопротивляющихся читателей вдохновлялись чтением о захватывающих приключениях Гарри Поттера... Прекрасный вариант — параллельно слушать аудиоверсии книги в профессиональной озвучке.
  • Выключите звук на телевизоре и включите субтитры, чтобы чтение стало важной частью просмотра захватывающего фильма или мультика.
  • Не сравнивайте успехи ребенка в чтении и письме с успехами одноклассников без подобных трудностей.
  • Нет ничего лучше, чем собственный пример. Пусть ваш ребенок видит, как вы читаете. Это поможет вам моделировать регулярные привычки чтения.

Еще о дислексии здесь и  здесь

Особенности визуального восприятия при дислексии: как видят дислексики (видео):

Еще один пример видения текста дислексиками  вы можете посмотреть здесь.

Знаменитые дислексики

знаменитые дислексики

Старайтесь всегда поддерживать своего ребенка, верить ему, разбираться в тех сложностях, которые перед ним возникают, вместе искать способы их преодоления.

  Пусть у вас все получится!

   Берегите себя и своего ребенка!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-школа для родителей "Мы и наши дети"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Top.Mail.Ru