Итак, есть повод поговорить! 5 месяцев назад в вашем доме появился малыш, изменив для вас мир навсегда: каждый день и каждый час вы помогали маленькому человеку расти, думали о нем, переживали счастливые моменты и не очень...
На ваших глазах в его развитии произошло множество важных и существенных изменений. Еще вчера, совершенно беспомощный, лежащий в кроватке, теплый комочек, превратился в любознательного исследователя. Его интересует все: собственное тело и его возможности, окружающая обстановка, игрушки... Любопытство стимулирует желание ползать, переворачиваться и даже сидеть, ведь вокруг так много интересного... Все надо увидеть, потрогать и попробовать на вкус!
Так какой же он, пятимесячный карапуз?
Физическое развитие
В физическом развитии малыша наблюдаются заметные изменения. Так:
- тело младенца выглядит более пропорционально, его мускулатура значительно укрепляется, идет активное развитие внутренних органов;
- ребенок уверенно держит голову в любом положении, в том числе, когда его берут на руки;
- гипертонус, характерный для новорожденных, к этому возрасту, как правило, проходит;
- угасают безусловные рефлексы;
- у некоторых детей начинают резаться первые зубки. Пора покупать игрушки-прорезыватели, лучше плоские и изготовленные из пищевого силикона (вам легче их дезинфицировать, а ребенку — трудно прокусить);
- при потягивании за ручки кроха поднимается и присаживается, а кое-кто из малышей даже делает попытки сесть самостоятельно. Но, стимулировать развитие навыка и усаживать ребенка, даже со специальной поддержкой, нельзя, поскольку мышцы спины и пресса еще не окрепли и высаживание может привести к искривлению позвоночника. Особенно опасно такое присаживание девочкам, так как может влиять на расположение и форму органов репродуктивной системы. Поэтому, не торопитесь! Не оказывайте малышу медвежью услугу! Навык должен вырабатываться естественным путем, появляясь у ребенка в возрасте от 6-ти до 8-ми месяцев. Если же малыш сел сам, положите позади него подушку: мышцы спины пока ещё быстро устают и ребёнок в любой момент может откинуться назад.
- грудничок ловко поворачивается со спины на бочок, на живот и обратно (правильное переворачивание: поочередное движение — поворот головы, затем рука, и только потом нога, или в другом порядке — сначала поворачиваются голова и нога, а затем уже следует рука). Теперь он сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Не оставляйте детей без присмотра на столе, диване, других поверхностях без бортиков — они могут мгновенно скатиться на пол. При этом падение с высоты 30-40 см может нанести малышу серьезную травму. Поэтому, даже, если вы уверены, что ребенок не умеет переворачиваться, лучше на время своего отсутствия посадите его в манеж или на расстеленный на полу плед, коврик или одеяло!
- лежа на животе, малютка приподнимается на выпрямленных руках, а лежа на спине, начинает задирать ноги и тянет их в рот;
- при поддержке подмышки, на твердой поверхности будет стоять на выпрямленных ножках;
- может складывать ладошки вместе или хлопать ими по чему-нибудь;
- умеет держать бутылочку одной или двумя руками;
- хорошо захватывает и удерживает погремушку, перекладывает ее из одной руки в другую; трясет, чтобы загремела; обязательно кладет в рот, чтобы «узнать» получше, поскольку слизистая рта намного чувствительнее пальцев...
Психоэмоциональное развитие
В пять месяцев активность ребенка возрастает, он меньше спит и больше нуждается в общении.
В этот период для грудничка важна эмоциональная связь с членами семьи, особенно с мамой, при виде которой он сразу оживляется... Ему нравится, когда с ним разговаривают, читают книжки, играют, обнимают, целуют... Внимание родителей вызывает неподдельную радость: малыш гулит, смеется... и не хочет оставаться один... Поэтому, отлучаясь, постарайтесь переключить внимание крохи на какую-нибудь игрушку или забаву, иначе, слез не избежать...
Начинает проявлять характер, выражая свое отношение к происходящему вокруг. В зависимости от ситуации способен демонстрировать целый спектр эмоций: радость, страх, обиду, любопытство, недовольство! Свое хорошее настроение или «возмущение» может выражать не только смехом или плачем, но и интонацией лепета.
Тянет ручки к маме, когда хочет, чтобы она его взяла. А может и отталкивать вас, если вы делаете то, что ему не нравится... Пытается добиться нужного результата, например, плачет, потом ждет, чтобы увидеть, придет ли кто-нибудь... Если не получилось - снова начинает плакать...
Появляются любимые игрушки, с которыми он играет чаще, выделяя их среди других по цвету, форме, размеру и тактильным ощущениям. Попробуйте, заберите их! Вы увидите, как малыш умеет злиться и выражать свой протест!
Увлекаясь игрушками или изучением своего тела, может занять себя на 10 -15 минут.
Внимательно слушает разговор, когда речь обращена именно к нему. Любит рассматривать яркие и красочные картинки и вовлекать родителей в простые игры (бросать игрушки, чтобы те подняли; играть в «ку-ку» — упрощенный вариант пряток,«Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки»...)
Уход за младенцем
Что касается ухода за младенцем в 5 месяцев, то он ничем не отличается от ухода в предыдущем возрасте. Только теперь гораздо больше времени нужно уделять развивающим занятиям с малышом.
Коротко о главном:
Развитие речи
В 5 месяцев речевой аппарат у детей уже достаточно развит и позволяет произносить не только отдельные звуки, но и слоги.
Малыш наблюдает за вашими губами, слушает звук вашего голоса, а также экспериментирует со своими собственными звуками, пытается произносить согласные, такие как: «п», «б», «м», «т», «д», «н».
С удовольствием повторяет слоги «ма-ма», «бу-бу», «гу-гу», «агу», «да-да», но делает это пока неосмысленно...
Его гуление становится более продолжительным и разнообразным и постепенно переходит в лепет. Повторяя за говорящим определенные звуки, или, слушая, как повторяют за ним, малыш получает удовольствие от «диалога» и приходит в полный восторг от него. При этом важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за жестами и мимикой.
Научившись лучше понимать вашу речь, он начинает различать интонации в разговоре взрослых и реагировать на них. Так, ласковое и доброжелательное обращение к нему вызывает в ответ улыбку и даже веселый смех, а строгий или рассерженный тон может спровоцировать слезы... Поэтому в присутствии ребенка старайтесь не разговаривать на повышенных тонах.
Продолжайте петь потешки, детские песенки, колыбельные, читайте книжки, рассказывайте о предметах и явлениях, окружающих ребенка, о своих действиях. Комментируйте все, что малютка видит дома и на прогулке. Это поможет ребенку понять суть ваших слов, расширить словарный запас, станет залогом того, что он раньше заговорит...
Надо отметить, что речевое развитие мальчиков может идти медленнее, чем у девочек. Поэтому не спешите волноваться!
Скоро поползу
О нормальном развитии двигательного аппарата и готовности к ползанию может свидетельствовать часто принимаемая поза с поджатыми ножками и желание приподняться на руках.
А еще вы заметили, что малыш сам переворачивается на животик и пытается активно передвигаться, как гусеничка, но чаще при этом движется не вперед, а назад или даже в сторону.
Что ж, пришло время учиться ползать. И, поверьте, это очень важный навык для грудничка! Помогите его освоить!
Положите яркую игрушку чуть поодаль от малыша. Глядя на нее, он начнет понимать, что между ним и предметом есть расстояние, которое нужно преодолеть. А, значит, чтобы добраться до игрушки, кроха вынужден делать попытки ползти. Подставляйте под его ножки ладонь, от которой он сможет отталкиваться и совершенствовать такой нужный ему навык, способствующий
- плавной подготовке тела к переходу в вертикальное положение и ходьбе;
- частичному решению проблем, связанных с родовыми травмами;
- взаимодействию обеих полушарий мозга и формированию огромного количества нейронных связей;
- координации действий правой и левой сторон тела;
- укреплению мышечного корсета и сердечно-сосудистой системы;
- правильному формированию скелета, в том числе изгибов позвоночника;
- улучшению обменных процессов;
- развитию зрения, вестибулярного аппарата, мелкой моторики рук;
- закладыванию предпосылок для развития логического мышления;
- самостоятельности, целеустремленности, выносливости;
- лучшей ориентации в пространстве...
Помощь в освоении навыка может оказать и изобретенный американским врачом Гленом Доманом еще в 60-х годах прошлого века трек для ползания, представляющий из себя гладкий и в меру мягкий желоб с низкими бортиками, от которых ребенок отталкивается и начинает ползти. Трек может быть полезен как для здоровых детей, так и для детей с повреждениями мозга и отставанием в развитии, поскольку ползание способствует восстановлению многих функций организма. В первое время, для более легкого скольжения по треку, можно сделать небольшой наклон вниз с помощью специальной подставки или подручных средств. Увеличение двигательной активности при этом, лежание на животе будут способствовать отхождению газов естественным путём, уменьшая проблемы с животиком.
Дополнительно о треке для ползания можно посмотреть здесь
О важности этапа ползания и его влиянии на развитие ребенка — здесь
О том, зачем младенца развивать физически, вы можете узнать из книги Г. Домана «Гармоничное развитие ребенка» здесь
Подмечено, что дети, начавшие рано ползать, в будущем лучше учатся в школе, обладают более крепким иммунитетом... Постарайтесь не пропустить этот этап развития, мотивируйте малыша к движению...
Ползание очень важно для ребенка, более того, оно помогает вовремя выявить проблемы, которые поддаются коррекции в этом нежном возрасте.
Если ребенок не хочет ползать или ползает, с вашей точки зрения, не так как надо, важно обратиться за консультацией к педиатру и неврологу.
Гимнастика и массаж
Верными помощниками в этом деле станут ежедневная гимнастика и массаж! При их проведении не забывайте о пестушках и потешках. С ними будет интереснее и веселее... Проводя занятия, вы также можете способствовать развитию речи ребенка, рассказывая ему о том, что он делает, что видит и слышит, что происходит в данный момент или будет происходить позже... Используйте время массажа для изучения с ребенком частей его тела...
К поглаживанию и растиранию при массаже добавьте легкие поколачивания кончиками пальцев, элементы пощипывания и разминания.
Сопровождая свои действия во время зарядки и массажа ласковыми словами и улыбкой, вы формируете у малыша положительную реакцию на процедуры.
Если какое-то упражнение малышу не нравится, лучше убрать его из комплекса и вернуться к нему позже. Отложите процедуры, если ребенок плохо себя чувствует или устал.
Предлагаю вам два упражнения, которые очень любят дети:
- «Самолетик». Возьмите малыша на руки так, чтобы он лежал на животике. Поддерживайте его под грудью. Рефлекторно, в положении на животе, ребенок раскинет руки, как крылья самолета, напряжет мышцы живота и спины. Для тренировки его вестибулярного аппарата, покружитесь с ним в разные стороны, приподнимайте и опускайте его в этом же положении. Изображайте звуки самолета, проговаривайте фразу «самолет, самолет, забери меня в полет»...
- «Смелый летчик». Положите ребенка на ноги, согнутые в коленях под прямым углом, как показано на картинке. Затем начинайте качать пресс, что полезно после родов, а малыш в это время будет кататься вверх и вниз и развивать вестибулярный аппарат, мышцы рук, живота и спины.
Продолжайте занятия на фитболе.
Большую пользу для развития младенца принесет грудничковое плавание, которое можно проводить в бассейне или большой ванне дома. Такие занятия не только укрепят дыхательную систему и мышцы малютки, но и будут способствовать хорошему сну.
Не забывайте о закаливании. Между кормлениями и сном организуйте ему воздушные ванны: оставьте ребенка голеньким на несколько минут. Находясь без одежды, он будет не только закаляться, укрепляя иммунную систему и улучшая механизм терморегуляции, но и лучше чувствовать свое тело, наблюдая как его ручки и ножки ведут себя в пространстве. Сделайте такое лежание ежедневным ритуалом.
Кормление 5-месячного ребенка
В 5 месяцев грудное молоко или молочные смеси остаются основной пищей ребенка.
И, хотя многие педиатры рекомендуют в этом возрасте начинать введение в рацион ребенка новых продуктов, ВОЗ все-таки советует воздержаться от прикорма до 6 месяцев.
Однако, если ребенок начал проявлять интерес к пище взрослых, готов сидеть самостоятельно и, при попадании полужидкой пищи в рот, у него отсутствуют выталкивающие движения языком, возможно, время прикорма все-таки пришло.
Тем не менее, окончательное решение о его введении лучше принять только после консультации с педиатром.
При недостаточном весе ребенка и проблемами со стулом, начинайте с каш. А при избыточном весе или запорах — с овощей.
Постарайтесь избежать ошибок при введении прикорма, так как неправильное питание в этом нежном возрасте может привести к серьезным проблемам с пищеварительной системой ребенка в будущем.
Запомните, что соки мандарина, винограда, апельсина и персика категорически не подходят для малыша в 5 месяцев.
Об основах ввода прикорма, о формировании у ребенка здорового пищевого поведения, вы можете узнать из курса Жени Носаль «Прикорм вместе с мамой».
Если ребенок уже может сидеть с опорой, можно попробовать давать ему пить из детской чашки, изготовленной из прочного пластика, с крышкой, которая не сломается при падении на пол, с удобной для малютки комбинацией ручек и носика.
Что со сном?
До пяти месяцев, в большинстве случаев, дети засыпают легко, так как у них сразу наступает фаза глубокого сна.
Пятимесячный же малыш, как и взрослый человек, сначала погружается в поверхностный сон, и, лишь спустя минут 20, в глубокий. В эти 20 минут важно, чтобы в комнате было тихо, иначе процесс укладывания может затянуться...
Чтобы быстро и легко уложить ребенка спать
- избегайте его переутомления;
- дозируйте новые впечатления, перенося их на первую половину дня;
- убедитесь, что в комнате комфортная температура;
- за 15-20 минут до укладывания снизьте активность малыша;
- проведите расслабляющий ритуал: переоденьте его в одежду для сна, спойте колыбельную, включите белый шум...
В 5 месяцев на сон по-прежнему приходится большая часть дня. При этом режим сна, бодрствования и кормления в этот период может перестраиваться. Так, например, в результате совершенствования работы пищеварительной системы, лучшего усвоения пищи, у ребёнка постепенно уменьшается потребность в ночном кормлении, что способствует увеличению длительности беспрерывного ночного сна. Однако, из-за освоения множества новых навыков, ночной сон может быть более чутким и тревожным.
Возможно, в этот период вы заметите, что малыш не желает спать днем, либо его дневной сон совсем непродолжительный. В этом случае уменьшите длительность ночного отдыха. А если ребенок продолжает путать день с ночью, вероятно, причина в слишком долгих периодах дневного сна, либо в недостаточной активности крохи днем...
Если вы практиковали совместный сон с ребенком до 5 месяцев, возможно, пришло время подумать об организации сна малютки в детской кроватке, а, может быть, даже в своей комнате (если вы этого желаете).
Причиной возможных ночных пробуждений малыша, когда речь идет не о голоде, болезни, прорезывании зубов, дискомфорте или грязных пеленках, может быть в том, что малыш не находит пустышку. Это не редкость, особенно для детей уже знакомых с бутылочкой. Если это так, оставьте несколько пустышек в кроватке, чтобы он мог найти одну и успокоиться. Но постепенно старайтесь отказываться от пустышки, как от палочки-выручалочки на все случаи жизни...
Ниже приведены причины стресса, которые могут влиять и на качество сна ребенка, и на его поведение днем:
Зрение
Зрение ребенка продолжает улучшаться:
- глазки перестают разбегаться в разные стороны;
- появляется способность фокусировать взгляд на предмете и надолго задерживать на нем свое внимание; различать объем и цвет предметов на отдаленном расстоянии и вблизи; точнее определять расстояние до ухаживающего взрослого или игрушки;
- меняется цветовое восприятие: ребенок может различать несколько оттенков одного и того же цвета; но по-прежнему в приоритете яркие и контрастные цвета — красный, синий, зеленый, желтый;
- зрительная память позволяет различать своих и чужих, но при долгом отсутствии кого-то из близких, малыш может забыть его лицо и после длительного перерыва с первого взгляда не узнать.
Слух
В пять месяцев малыш становится приятным собеседником: на каждое ваше ласковое слово он обязательно ответит на понятном только ему языке. И это важный показатель того, что ребенок хорошо слышит и эмоционально реагирует на внешние раздражители.
В этот период дети различают голоса близких людей; громкие и тихие звуки; понимают, откуда они исходят, поворачивают голову в сторону источника звука; начинают осознавать и их смысл. Так, например, зазвонивший телефон, лай собаки, громкий крик могут напугать малыша, а пение птиц, шум дождя, красивые мелодии, голос мамы - успокоят.
О хорошем слухе может свидетельствовать реакция на звук шагов человека, входящего в комнату: ребенок, как правило, настораживается и начинает искать взглядом вошедшего.
Малышу очень нравится человеческая речь... Поговорите с ним, и вы убедитесь насколько он может быть благодарным слушателем... Пользуйтесь этим!
Старайтесь оградить ребенка от постоянного звукового фона: работающего телевизора, радио... Это лишние раздражители, которые могут стать причиной беспокойного поведения младенца.
Игрушки
В этом возрасте важное значение для развития ребенка имеют игрушки. Они помогают гармоничному физическому и психоэмоциональному развитию младенца, создавая среду, способствующую лучшему познанию мира, развитию органов чувств и двигательных навыков...
Главное правило при их приобретении
- безопасность: отсутствие мелких деталей и токсичных веществ в материале из которого изготовлена игрушка;
- прочность конструкций;
- размер, не позволяющий ее проглотить;
- гигиеничность: возможность легко вымыть или постирать.
Присмотритесь к Жирафу Софи — развивающей игрушке-прорезывателю, стимулирующей все органы чувств ребёнка. Безопасная, с ультрамягкой поверхностью, напоминающей нежную мамину кожу, и пищалкой, реагирующей на нажатие в любом месте, она обязательно понравится и вам, и вашему малышу.
Для массажа десен и облегчения неприятных ощущений, снятия беспокойства при прорезывании зубов, обязательно купите грызунки, погремушки-прорезыватели...
Игрушки помогают развивать мелкую моторику рук, так как ребенок их хватает, ощупывает, бросает и перекладывает с места на место, из одной руки в другую...
Погремушки, имеющие удобную ручку для захвата, остаются фаворитами для малышей этого возраста. Они прекрасно справляются с развитием координации и хватательных движений малыша.
Дайте ребенку для перебирания крупные бусы, вкладывайте в его ручки игрушки разного веса, размера и материалов — шероховатых, гладких, мягких... Но, совсем мелкие предметы, в том числе, крупу, семена, давать опасно, даже в присутствии взрослого: ребенок может их проглотить или вдохнуть!
Нашейте на большой кусок ткани крупные пуговицы, бархат, шелк, крупное кружево, липучки, шнуровки... Пусть, лежа на животике, ребенок рассматривает и трогает сделанную вами игрушку...
Пригодится и мяч, который кроха с удовольствием будет обхватывать ручками, кидать или толкать, глядя, как тот прыгает или катится.
Его обязательно заинтересуют игрушки, которые издают звуки сами (музыкальная шкатулка) или пищат только при нажатии на них. Заставляя своими движениями игрушку звучать, ребенок узнает, что он может воздействовать на нее и это дает понимание принципа причины и следствия.
Купите неваляшку, пальчиковые краски, сенсорные коробки и подушечки, куклу би-ба-бо (одевается на пальцы или ладонь)...
Порадуют и займут юного исследователя браслеты на ножки, носочки с колокольчиками или погремушками.
Незабываемое впечатление произведут мыльные пузыри.
Чем еще занять малыша?
Начиная с 5 месяцев, дети активно реагируют на музыку. Слушая ее, они машут ручками и ножками, и даже издают звуки в такт мелодии. По утверждению ученых, музыка не только создает приятный эмоциональный фон, развивает слух и способность улавливать малейшие нюансы звука, но и стимулирует интеллектуальное развитие, облегчая в будущем изучение языка, в том числе, иностранного.
Для здорового развития головного мозга важно, чтобы ребенок постоянно получал новые впечатления от всех органов чувств. Попробуйте познакомить кроху с запахами еды, фруктов, овощей... Но, прежде, чем предлагать запах ребенку, убедитесь, что на него нет аллергии и он не вреден. Знакомьте с запахами очень аккуратно, избегая эфирных масел, духов и, конечно же, бытовой химии...
Что должно насторожить?
В возрасте пяти месяцев родители чаще всего сталкиваются с травмами ребенка из-за его падений и ударов, связанных со появившейся способностью переворачиваться и ползать; проблемами желудочно-кишечного тракта из-за слишком раннего или неправильного введения прикорма; повышенной капризностью, плохим сном из-за прорезывания зубов... Но это, что называется, дело житейское...
Однако, если вы заметили проблемы в физическом и психоэмоциональном развитии малыша, вам кажется, что у него отсутствуют необходимые навыки, не откладывайте визит к врачу, расскажите ему о своих опасениях! Только консультация опытного специалиста сможет развеять или подтвердить ваши закравшиеся сомнения.
Поспешите к врачу, если:
- младенец продолжает косить глазками;
- все еще присутствует гипертонус, сохраняются рефлексы новорожденных;
- отсутствуют навыки переворачивания со спины на бок и попытки подтянуться, когда ему протягивают руки;
- низкая активность: бодрствуя, он не хочет двигаться и играть;
- не реагирует на свое имя и на обращенные к нему слова;
- не поворачивает голову в сторону звука; не проявляет интерес к игрушкам и окружающим предметам;
- сильно отстает от нормы в наборе веса и роста;
- не улыбается и не реагирует на ласковую речь;
- речь младенца состоит только из гуления (растягивания гласных звуков), при этом он не произносит согласные звуки и не пытается складывать их в слоги;
- при испуге закатывает глаза так, что почти не видно зрачка;
- выгибается дугой, запрокидывает голову назад и кричит;
- не следит за вами глазками, когда вы двигаетесь по комнате возле него;
- не держит голову в вертикальном положении;
- при поддержке встает только на пальчики, а не на полную стопу...
Своевременно заметив проблему, вы предотвратите неприятные последствия для ребенка, поскольку в этом возрасте многие нарушения достаточно хорошо поддаются коррекции, в том числе, и медикаментозной.
Поговорим о безопасности
Чтобы малыш не запутался в подвесных игрушках в кроватке, уберите их сразу, как только он научится самостоятельно вставать на ножки, держась за ее бортик.
Планируете выкладывать ребенка на пол? Тогда придется поползать, чтобы осмотреть комнату с уровня глаз малыша! Это поможет лучше увидеть таящиеся опасности...
В любом случае, важно
- скрыть или поставить заглушки на электрические розетки;
- заблаговременно убирать из зоны досягаемости бытовую химию, другие опасные вещества и предметы;
- следить, чтобы на полу не было мелких деталей, которыми ребенок может подавиться (особенно опасны магнитные шарики!)
- не оставляйте чашки с горячими напитками или включенные утюги со свисающими шнурами;
- закрепить тяжелые предметы, чтобы они не упали, а лучше вынести их из комнаты;
- наклеить мягкие накладки на углы мебели и зафиксировать двери;
- при наличии лестницы, установить детский барьер.
Анализируя информацию о необходимых навыках крохи, не забывайте, что существуют особенности развития ребенка, и в пять месяцев кто-то будет иметь больше навыков, а кто-то – меньше. Если ребенок здоров, то небольшое отставание в развитии не должно вас пугать! Догоните, а может и перегоните сверстников!
Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяйте ему больше времени, и вы получите не только крепкого, здорового и умного малыша, но и ни с чем не сравнимую его любовь к вам!
Успехов!