Девятимесячные дети все больше отличаются друг от друга: кто-то опережает графики развития, а кто-то еще немного отстает... Одни пытаются быстрей заговорить, другие — «побежать»...
Спокойные и уравновешенные, озорные и непоседливые, улыбчивые и веселые, застенчивые и скромные - это все о них...
Каждый день малыши будут удивлять и радовать вас своими новыми достижениями, своей нереальной жаждой познания и любопытства, стремлением к самостоятельности, огромной любовью к вам...
Видеть, как взрослеет ваш малыш — ни с чем не сравнимое счастье, хотя порой и очень трудное!!!
Чтобы трудностей в воспитании было меньше, давайте поговорим о главных этапах и особенностях развития младенца в этом возрасте.
Приступим?
Физическое развитие
Рост и вес
В таблицах, расположенных ниже, представлены средние показатели роста и веса доношенных девятимесячных детей, которые находились на грудном вскармливании хотя бы до 6 месяцев.
Учитывая, что все детки разные и даже близнецы порой имеют свой темп развития, указанные нормы могут служить лишь ориентиром.
В случае, если показатели роста и веса находятся в крайних столбцах таблицы («очень низкий» и «очень высокий»), получите консультацию педиатра.
Что касается объемов головы и груди, то в 9 месяцев, в среднем, они увеличатся на 0,5 – 1 см.
Двигательная активность
Девятимесячный малыш — неутомимый исследователь, которому интересно абсолютно все...И, чтобы удовлетворить свое любопытство, расширить радиус доступности этого мира, ему волей — неволей приходится оттачивать старые навыки и осваивать новые...
Постоянная практика заметно улучшает координацию, укрепляет костно-мышечный аппарат, расширяет многообразие двигательных алгоритмов, поэтому большинство детей в этом возрасте
- свободно владеют обеими руками: ловко берут игрушки, стучат ими друг об друга, бросают их на пол, достают из коробок и складывают обратно; «читают» журналы и книги, перелистывают страницы и с особым удовольствием и азартом рвут бумагу;
- большим и указательным пальцами могут брать даже очень мелкие предметы, к примеру крошки хлеба, корм для животных, детали игрушек, пуговицы, монеты и т.д. (будьте бдительны: мелкими предметами, рассыпанными на полу, кроха может подавиться);
- прекрасно ползают на четвереньках и с легкостью координируют движения своего тела: преодолевают препятствия, меняют траекторию движения, направляясь к цели...
- без труда ложатся, садятся, переворачиваются на живот или спину; забираются на возвышения: подушки, диваны, лесенки детской горки;
- могут сидеть 10 — 15 минут, не меняя позы; тянуться в разные стороны из позы сидя; вставать на колени из положения стоя;
- «танцуют» под музыку, ритмично двигая телом и ручками;
- машут рукой при прощании (проявляется превалирование функций одной руки, как правило, правой);
- могут копировать действия взрослого или ребёнка: хлопают в ладоши, поднимают и опускают руки, топают ножкой...
- пытаются открывать мебельные и кухонные ящики;
- «работают» с предметами: нажимают, катают, гремят...
- хорошо пьют из чашки, слегка придерживая ее руками;
- встают на ножки, держась за опору;
- уверенно стоят у опоры, могут пробовать стоять без неё;
- стоя у опоры, пробуют передвигаться вдоль нее приставным шагом, раскачиваться, переступать с ноги на ногу;
- пытаются делать первые шаги при поддержке...
Начинается этап формирования будущей походки...
Не исключено, что в 9 месяцев некоторые карапузы начнут ходить самостоятельно...
НО!!!
Важно не торопить это радостное событие, не принуждать кроху к раннему хождению...
Всему свое время... Не стоит идти против природы...
Главная задача родителей в этот период — не удивить окружающих успехами малыша, а не навредить его здоровью... Организм ребенка должен «дозреть» физически и психически для освоения нового навыка.
Прислушайтесь к мнению педиатров и невропатологов, считающих, что период ползания более важен для грудничков, чем хождение...
Благодаря ползанию, у них полноценно и гармонично развивается опорно-двигательный аппарат; зрение, нервная система, головной мозг... Малыш естественным образом тренирует уверенность в собственных силах,
Если ваш упрямец категорически отказывается ползать, ему хочется только сидеть и стоять, постарайтесь заинтересовать его ползанием, создавая ситуации, когда он будет вынужден двигаться до желанной цели самостоятельно...
- Почему так важны «четвереньки»?
- Физиология ползания у детей
- Травматолог, ортопед MD Group В. Халафян о навыке хождения
- 9 месяцев: особенности развития ребёнка. Ползание и сидение
Для укрепления мышечного корсета крохи, скорейшей адаптации мышц и суставов к новым нагрузкам, связанным с прямохождением, для развития вестибулярного аппарата обязательно занимайтесь гимнастикой, не забывайте о массаже.
При формировании навыков прямохождения, не используйте ходунки, прыгунки, манежи... Подобные приспособления искажают у ребенка пространственную ориентацию, нарушают естественное положение тела и распределение нагрузки на мышцы, нанося тем самым вред его опорно-двигательной системе...
Они не ускоряют, а, напротив, значительно отдаляют начало самостоятельного хождения...
Зрение
Орган зрения девятимесячного малыша продолжает динамично меняться и совершенствоваться. Благодаря улучшению работы зрительного анализатора, кроха
- хорошо видит как вдаль, так и вблизи;
- подмечает мелкие предметы (соринка на полу, камешек на земле, родинка на лице...)
- начинает различать неяркие, пастельные тона;
- все лучше оценивает расстояние до предметов, точнее хватает и бросает их;
- прекрасно узнает родителей и устанавливает с ними зрительный контакт;
- мгновенно отличает членов семьи от незнакомых людей;
- безошибочно считывает эмоции на лице взрослых и реагирует на них соответствующим образом;
- интересуется деталями интерьера, внимательно изучая окна, картины, часы на стенах...
- во время прогулки с удовольствием наблюдает за птицами, машинами, другими детьми...
- следит за игрушками, которые кидает; за предметами, которые падают или катятся по полу, столу или другим поверхностям;
- воспринимает предмет не только в целом, но и по частям;
- рассматривая картинки в книжках, вычленяет отдельные детали (глаза у кошки, солнце на небе и т.д.);
- активно ищет предметы, внезапно исчезающие из его поля зрения, понимая, что те не перестали существовать, а находятся в другом месте;
- улыбается своему отражению в зеркале, с удовольствием рассматривает себя...
Заботясь о хорошем зрении ребенка
- предлагайте крохе игрушки ярких и контрастных цветов, которые можно разобрать на детали и собрать обратно, сортировать по форме и цвету, катать...
- читайте и рассматривайте красочные книги с картинками;
- ежедневно гуляйте на свежем воздухе не менее 1,5-2 часов;
- позаботьтесь о хорошем естественном и искусственном освещении места пребывания малютки;
- для избежания травм глаз, вовремя подстригайте его ноготки, уберите из зоны доступа бытовую химию, острые предметы...
- пройдите профилактический осмотр у офтальмолога.
Это интересно:Примерно в 9 месяцев глаза малыша приобретают основной оттенок. Однако, до трехлетнего возраста возможны незначительные изменения цвета радужной оболочки.
Для развития зрительной системы из подручных средств можно сделать:
Слух
- малыш поворачивает голову в поисках источника звука, даже очень негромкого;
- эмоционально реагирует на самые любимые мелодии: хлопает в ладоши, подпевает, пританцовывает;
- откликается на свое имя;
- понимает простые просьбы и выполняет их («поцелуй маму», «дай ручку», «посмотри», «покажи, где», «возьми», «вставай», «бросай», «дай»...);
- хорошо знает имена близких взрослых, название многих предметов и их назначение;
- выражает разными звуками свои потребности; для привлечения внимания использует звуки речи, а не крик;
- пытается имитировать различные звуки, подражать интонациям взрослых, громко лепечет в моменты большой заинтересованности.
- различает интонации голоса окружающих и понимает их эмоциональную окраску;
- распознает звуки, издаваемые знакомыми животными...
- понимает значение слов «можно» и «нельзя»
Хороший слух позволяет детям лучше понимать речь, что очень важно для их обучения и развития. Поэтому, родителям следует следить за здоровьем органов слуха малютки, а также уделять должное внимание развитию его звукового восприятия. Используйте для этого погремушки, пищалки, звуковые игрушки, колокольчики, музыкальные инструменты, слушайте звуки природы...
Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса разговаривайте с малышом правильно, не переходя на «детский язык»; комментируйте свои и его действия, чувства; пойте колыбельные, читайте понятные ему книги, декламируйте стихи, потешки; ставьте для прослушивания аудиосказки, классическую музыку...
Питание
Сбалансированное и полноценное питание ребенка является основой его гармоничного развития, крепкого здоровья и хорошего настроения. Родителям стоит очень внимательно относиться к тому, что ест их малыш, своевременно вносить корректировки в его меню. Также надо помнить, что вкусовые привычки, привитые в раннем детстве, останутся с крохой на всю жизнь.
С появлением первых зубов, возросшей активностью пищеварительных ферментов и увеличением объема желудка, важно понемногу увеличивать порции еды, вносить разнообразие в питание за счет расширения прикорма. При этом консистенцию прикорма следует постепенно менять, переходя от гомогенизированной пищи к мелко и крупно измельченной еде, к небольшим кусочкам фруктов и овощей.
Если вовремя не ввести в рацион кусочки, у грудничка не появится необходимость в жевании, и к году жевательный рефлекс может угаснуть, что крайне негативно скажется на формировании лицевого скелета, становлении речи...
Для стимуляции жевания иногда давайте юному гурману свежее яблоко или его ломтик, чтобы он учился откусывать. И, даже если у него нет еще ни одного зуба, кроха сможет скоблить яблочко деснами...
Порядок расширения прикорма или время его введения могут отличаться, но цель прикорма всегда одна: постепенный перевод малыша на общий стол через знакомство с новыми пищевыми вкусами и текстурами.
Если ребёнок отказывается от новой пищи или выплевывает её, не заставляйте его есть через силу. Позвольте крохе иметь свои предпочтения в еде. Возможно, некоторые вкусовые пристрастия носят временный характер и знакомство с новой едой обязательно состоится, но немного позже... Предлагайте новые продукты, когда малыш точно проголодался, попробуйте необычно украсить блюдо...
Помните, что дети едят, когда они голодны, и прекращают в момент насыщения. Не перекармливайте их!
Вводя в меню новые продукты, не забывайте, что в этом возрасте у младенцев сохраняется потребность в нутриентах, содержащихся в материнском молоке или его заменителях, поэтому естественное вскармливание будет актуально, по крайней мере, до года.
Продукты, которые могут входить в рацион девятимесячного младенца:
Обсудите с педиатром возможность введения в меню сельдерея или фенхеля, термически обработанных помидоров, а при отсутствии аллергии — ананаса, киви, цитрусовых, садовых и лесных ягод...
Любой прикорм начинайте с микродоз и, лишь при отсутствии негативных реакций (изменение консистенции или цвета стула, появление аллергии или рвоты...), постепенно увеличивайте порции вновь вводимого продукта. В случае нежелательной реакции на прикорм, его стоит исключить из рациона.
В детское меню нельзя включать:
- цельное коровье или козье молоко (из-за высокого риска аллергической реакции, железодефицитной анемии, возникновения диабета 1-го типа);
- мёд (из-за риска аллергической реакции на отдельные его составляющие, а также из-за возможного нахождения в нем спор бактерий Clostridium botulinum, способных вызвать детский ботулизм);
- фруктовые соки и нектары (из-за большого количества природных сахаров, провоцирующих проблемы с зубами, ожирение, сопутствующие сердечно-сосудистые заболевания, диабет);
- грибы (очень тяжелая пища даже для взрослых, могут накапливать в себе яды, тяжелые металлы...);
- колбасные изделия и жирные сорта мяса (свинина, баранина, гусь, утка);
- «детские» травяные чаи, шоколад, яичный белок, морепродукты (из-за высокого риска аллергических реакций);
- соль и соленья (вредны для почек и сосудов, могут приводить к отекам и обезвоживанию);
- кондитерские изделия и «магазинные» сладости: печенье, конфеты, торты, сдобная выпечка (из-за большого количества сахара, наличия вредных кондитерских жиров, пальмового, рапсового масла, искусственных добавок и красителей);
- продукты, которыми легко подавиться: леденцы, виноград, помидоры-черри, орехи, жесткое мясо, косточки от рыбы...
Следует задуматься над тем, чтобы малыш ел с остальными членами семьи. Это благоприятно скажется на его самооценке, аппетите, простимулирует желание есть самому
- Прикорм от А до Я
- Как кормить ребенка в возрасте 9-12 месяцев. Советы родителям — Союз педиатров России.
- Рецепты блюд для детей до года
Сон
Как ни печально, но у современных детей педиатры все чаще констатируют факт хронического недосыпания. Но, без хорошего, качественного и достаточного сна невозможно нормальное развитие ребенка. Являясь одной из основных физиологических потребностей, сон крайне необходим для роста тела малыша, созревания его мозга, а также процессов обучения и памяти, снятия накопившегося за день напряжения, восстановления сил.
Дети, спящие значительно меньше нормы, как правило, хуже себя чувствуют, чаще капризничают, больше подвержены риску развития различных заболеваний.
Для ребенка важен как ночной, так и дневной сон. Между снами прослеживается тесная взаимосвязь: чем крепче ребенок спит ночью, тем лучше будет его дневной сон. И, напротив, переутомление и плохой/недостаточный дневной сон, негативно скажутся на ночном сне малютки...
Длительность каждого дневного сна должна быть не менее часа, чтобы прошли все фазы сна:
Если же дневной сон длится меньше 45 минут, ребенок не проходит полный цикл сна и просыпается утомленным...
Самый яркий признак быстрого сна – движение глазными яблоками.
Из-за незрелости нервной системы, младенцы до года не понимают, что они хотят спать. Они чувствуют дискомфорт, но, в силу возрастных особенностей, не могут словами сообщить об этом родителям.
Тем не менее, внимательные взрослые по поведению малыша могут догадаться, что тот устал и готов ко сну. Как правило, в этот момент детки становятся беспокойными, начинают капризничать и даже плакать. Они теряют интерес к играм, окружающим людям, часто трут глазки и ушки, зевают, начинают сосать пальчик, пытаются занять удобное положение для сна...
Заметив первые признаки готовности чада ко сну, приступайте к его укладыванию...
Для гигиены сна не превышайте комфортное время бодрствования, не ждите признаков усталости младенца, старайтесь соблюдать выбранный «режим по часам»:
Идеальным решением для карапуза был бы индивидуальный распорядок дня, четко выстроенный вами на основе его биологических часов. Для этого следует определить продолжительность бодрствования крохи, зафиксировать время подъема и отхода ко сну.
Проблемы со сном в детстве могут негативно сказаться на здоровье человека уже в зрелом возрасте. Поэтому, нет ни одной уважительной причины, дающей право пренебрегать дневными снами крохи, либо сокращать продолжительность ночного сна...
Для полноценного сна маленького человека постарайтесь
- создать комфортные условия для сна (удобная постель и одежда, спокойная и доброжелательная обстановка, температура воздуха в пределах 18-20 °C ...);
- правильно организовать режим дня и придерживаться его изо дня в день, в том числе, в выходные и праздники;
- укладывать ребенка на ночной и дневной сон в одно и то же время;
- днем много двигаться, особенно во время прогулок на свежем воздухе; вечером, напротив, исключить излишнюю активность; не допускать перевозбуждения перед укладыванием;
- во время вечернего кормления исключить из меню сладкие блюда, не давать много мяса; лучше предложить продукты с содержанием мелатонина (гормон сна): кукурузу, овсянку, рис, изюм, помидоры, брокколи, ячмень, бананы;
- обязательно соблюдать ритуалы засыпания...
Социально-эмоциональное развитие
В 9 месяцев ребенок впервые начинает ощущать себя частью семьи, демонстрировать особую привязанность к значимым взрослым, реагировать на оценки ближних...
Наблюдая за окружающими и подражая им, он усваивает нормы и правила поведения, приобретает навыки социальной коммуникации...
Малыш учится жить рядом с вами…
- все больше и больше осознают себя отдельной личностью;
- интересуются другими детьми и при помощи взрослых могут играть с ними в компании;
- тянутся к старшим братьям и сестрам, демонстрируя к ним свою любовь и желание общаться;
- готовы делиться игрушками, которыми играют;
- копируют поведение и эмоции других детей: если те плачут, могут поддержать компанию и заплакать громче всех;
- радуются собственным успехам и расстраиваются из-за неудач;
- хлопают в ладоши от радости; смеются, если им смешно;
- сознательно заводят любимые игрушки и некоторое время играют ими без участия взрослых;
- копируют многие жесты и действия окружающих взрослых;
- выражают своё отношение к происходящему, проявляя заинтересованность, радость, удовольствие, обиду, стыд, гнев...
- ищут внимания взрослого, легко идут с ними на контакт; пытаются вести «диалог», реагируя на говорящего улыбкой и бурной жестикуляцией;
- особенно ценят общество своей матери; испытывают тревогу при разлуке и скучают по ней;
- любят играть возле родителей;
- отделяют происходящее по воле другого человека от своих действий;
- выстраивают простые умозаключения; понимают, что, к примеру, означает надевание шапки или полотенце в руках у родителей, шприц в руках у доктора...
- вдохновляются вниманием зрителей и могут повторить «на бис» то, что их попросят;
- беспокоятся, видя «чужих» и успокаиваются при виде «своих»;
- очень хотят самостоятельности; проявляют настойчивость и упрямство; могут менять своё поведение под влиянием устных инструкций;
- осваивают навыки манипуляции родителями с помощью слез и капризов; вредничают во время еды и перед сном;
- подражая действиям взрослых, начинают приобщаться к социальной культуре: есть с помощью ложки, пить из чашки, мыть руки...
Социальный опыт первых лет жизни оказывает большое влияние на формирование личности малыша. Задача родителей в этот период – быть примером для подражания, качественно проводить время с карапузом, поддерживать его, дать ему понять, что он в безопасности, что его любят, уважают, доверяют ему и в него верят. Подобный подход позволит ребенку избежать проблем в подростковом периоде, сохранить хорошие отношения с членами семьи, а также без проблем влиться в социум и уверенной поступью идти к намеченным целям...
Примеры занятий, полезных для социального развития деток
Интеллектуальное развитие
С момента рождения и до трех лет мозг маленького человека активно развивается: в нем ежесекундно образуется огромное количество новых нейронных связей (синапсов), которые по мере развития ребенка усложняются, растут, становясь похожими на дерево с большим количеством ветвей и веточек.
Эта невероятная и многосложная нейронная сеть оказывает влияние на все функции мозга, включая память, эмоции, поведение, моторику, речь...
На правильное формирование и развитие коры головного мозга существенное влияние оказывает двигательная активность малыша, а также среда, насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями: визуальными, аудиальными, тактильными, обонятельными...
Без участия взрослых здесь не обойтись... Только от вас зависит, будут ли максимально использованы время и возможности, предоставленные природой для развития мозга грудничка, а, значит, и его интеллекта, либо эти возможности будут утеряны навсегда...
Дети, которым уделялось должное внимание с рождения, к 9 месяцам переживают настоящий интеллектуальный подъем, проявляют невиданную сообразительность...
Имея в головном мозге в два раза больше нейронных связей, чем у людей других возрастов, они учатся быстрее и эффективнее взрослых и даже подростков.
Эта возрастная особенность — подарок для родителей!
Во-первых:
- повысьте свою компетентность в вопросах воспитания и развития детей, по крайней мере, до достижения ими 3-летнего возраста, поскольку под продуманным планом воспитания и обучения, развитие малютки будет протекать более благоприятно;
- учитывая возможное родительское «выгорание» не допускайте срывов в отношении крохи (не критикуйте, не стыдите, не кричите, не наказывайте физически за провинности или неумение что-либо делать, не игнорируйте...); добивайтесь нужного поведения или выполнения инструкции спокойным и доброжелательным тоном;
- разнообразьте окружающую обстановку, сделав ее максимально интересной и информативной для пытливого детского ума;
- не ограждайте малыша от мира и не мешайте его исследовательскому инстинкту, злоупотребляя бесконечными «нет»/«нельзя»: чем богаче будет его опыт, тем смышленее и активнее он будет расти;
- не врывайтесь бесцеремонно в самостоятельную игру ребенка, чтобы начать нужные, на ваш взгляд, развивающие занятия; подождите пока он закончит играть сам...
- следите, чтобы во время занятий малыш испытывал только положительные эмоции;
- прекращайте занятия, если ребенок потерял к ним интерес или начал уставать и отвлекаться;
- с любовью поддерживайте и удовлетворяйте потребности маленького человека...
Во-вторых:
Любые занятия, направленные на развитие интеллекта, должны проводиться в форме игры, как это было раньше, и как будет еще ни один год...
Только в игре детки легко и без принуждения осваивают новые знания, овладевают навыками действий с различными предметами, учатся коммуницировать со взрослыми и сверстниками...
Важно, чтобы игры обязательно соответствовали возрасту карапуза, были ему понятны и интересны, не вызывали негативных реакций...
Во что же с удовольствием будет играть девятимесячный ребенок?
Большинство детей этого возраста любят
- собирать и разбирать пирамидку (обычно не соблюдая правильной последовательности);
- катать машинки;
- рушить башни из кубиков;
- доставать игрушки из коробки и складывать обратно;
- рвать бумагу, стучать ложками, «барабанить» ими по перевернутой кастрюле;
- пересыпать крупы или переливать воду из одной ёмкости в другую;
- открывать шкафы и ящики, доставать из них содержимое (особенно на кухне);
- рассматривать яркие картинки в книжках, самостоятельно перелистывать страницы;
- рисовать пальчиковыми красками; лепить из теста;
В 9 месяцев ребенок продолжает все пробовать на вкус (тащит в рот), поэтому обычные краски для рисования пальчиками для малыша не подходят. Для избежания лишних проблем, замените их на фруктовое пюре.
- бросать игрушки и бить их друг о друга, особенно если это погремушки, издающие разные звуки...
- гулять на улице, наблюдая за всем происходящим: играми детей на площадке, животными, птицами, машинами...
- играть в «Ку-ку», «прятаться» от мамы или папы под покрывалом;
- играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку» и другие пальчиковые игры...
В 9 месяцев ребенку интересны игрушки, которые можно разбирать и собирать, с двигающимися частями, а также заводные игрушки и игрушки, издающие звуки. Это важно, поскольку малыш теперь не просто хватает предметы, но и пытается произвести с ними определенные манипуляции...
Дополните игровой арсенал крохи бизибордом, разных размеров пирамидками, матрешками, кубиками (деревянными, картонными, тканевыми), сортерами, мячами, детскими музыкальными инструментами, фигурами с прорезанными отверстиями, предметами с веревочками, липучками, сенсорными досками...
Купите, или сделайте из картонных коробок домик с тоннелем.
Восторг ребенка вам обеспечен! И не только восторг, но и немного свободного времени...
Старайтесь, чтобы во время бодрствования с ребенком играл кто-нибудь из членов семьи. Их внимание и участие будут стимулировать его развитие, помогать активнее познавать мир.
- Игры для 9-месячных карапузов здесь и здесь
- РАЗВИВАЕМ СЕНСОРИКУ — Занятия для детей от 9 месяцев до года
- ЦВЕТНЫЕ СЕНСОРНЫЕ КОРОБОЧКИ — развивающие игры для детей от 9 месяцев до 2 лет
- ИЗУЧАЕМ ЦВЕТА — занятия для детей от 9 месяцев до года
- ЛЕПИМ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА с малышом до года
- Полезные игры от 6 мес. до 1 года. Валентина Паевская
- Изучаем цвета и формы — занятия для детей от 6 до 9 месяцев: https://youtu.be/y7c4aOHwYRY
- О раннем разитии
- Чем занять малыша 9-10 месяцев
- 10 лучших игр для детей с 8 месяцев до 1,5 лет
- Методика Гмошинской: грудничковое рисование или «художники в памперсах»
- РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫМИ КРАСКАМИ для детей от 6 до 9 месяцев
Речь ребенка
У малышей первого года жизни активно созревают речевые области мозга, закладываются основы для будущего становления речи и понимания закономерностей языка.
Хотите, чтобы малыш, став взрослым, красиво и правильно говорил? Не упускайте момент!
Для развития языковых способностей, погрузите кроху в «речевой поток»: комментируйте его и свои действия, как можно чаще вступайте в «диалог»; поддерживайте и поощряйте его лепет...
Не делегируйте обязанности по речевому развитию телевизорам, планшетам... Это удобно, но, в лучшем случае, бесполезно, в худшем — у ребенка сформируется бедная и примитивная речь, могут появиться проблемы психологического характера, ухудшится зрение...
Напомню, что значительное влияние на овладение речью оказывает двигательная активность детей, уровень развития крупной и мелкой моторики, артикуляционного аппарата...
Чтобы становление речи проходило успешно, воспользуйтесь советами специалистов:
- Развивающее занятие с детьми 9 месяцев
- Рекомендации по развитию орально-моторных навыков и навыков артикуляции
МЕЛКАЯ МОТОРИКА — занятия от 6 до 9 месяцев:
- 1 часть: https://youtu.be/7S2IdZNJG_4
- 2 часть: https://youtu.be/NY-4Hj8yB_Q
- 3 часть: https://youtu.be/jsLBfflQAo0
- 4 часть: https://youtu.be/iECufzf1Ayo
- 5 часть: https://youtu.be/hDew4hXp_xU
- 6 часть: https://youtu.be/RYxuhxyI0Wk
- мелкая моторика, сенсорика (тактильные мешочки) — занятия от 6 месяцев до 2х лет: https://youtu.be/FPJPLdo_VJg
МЕЛКАЯ МОТОРИКА — занятия от 9 месяцев до года
- 1 часть: https://youtu.be/fjs-8uF2PMY
- 2 часть: https://youtu.be/Z9Y8zyac2AY
- 3 часть: https://youtu.be/noGZe980thI
Итак, чем же порадует родителей в 9 месяцев их юный оратор?
Как правило, маленькие «говоруны»
- усердно практикуются в речи, без устали «беседуя» на своем языке с окружающими и с самим собой;
- с удовольствием имитируют звуки людей, которые с ним разговаривают, меняя при этом высоту и громкость своего голоса;
- произносят разные звуки и длинные ряды слогов («па-па-па...», «ма-ма-ма...», «ба-ба-ба...», «та-та-та...», «дя-дя-дя...»);
- когда злятся или «рассказывают» о своем дискомфорте, могут кричать и издавать такие гортанные слоги, как «бр», «гр» или «тр»...
- с выразительной мимикой и жестами издают различные восклицания и междометия;
- пользуясь открытыми слогами, начинают обозначать ими объекты внешнего мира;
- используют лепет для привлечения внимания к себе;
- при «беседе» активно используют жесты: кивают, когда соглашаются, качают головой, когда отказываются, машут рукой при прощании;
- хорошо понимают обращенную к ним речь...
С помощью лепета малыши сопровождают свои действия с предметами и игрушками, «отвечают» на ваше обращение к ним, могут «рассказать» чего им хочется, радуются, что их понимают...
Благодаря лепету, у них вырабатывается обратная связь между работой речевых органов и восприятием внешней речи по слуховым каналам, что способствует развитию голоса.
В случае постепенного угасания нормально начавшегося лепета, отсутствия реакции крохи на голос взрослого, на резкие и громкие звуки, не откладывайте визит к доктору. Возможно, это первые звоночки серьёзных нарушений, ведущих к речевой патологии (аутизм, нейросенсорная тугоухость...), требующей незамедлительного медицинского вмешательства.
Что еще важно знать?
У девятимесячных грудничков
- угасают рефлексы, свойственные новорождённым: если малыша положить на спинку, он не станет сгибать конечности и сжимать пальцы на ногах, а, напротив, будет вытягивать ручки и ножки в стороны и отводить ступни назад, не поджимая пальцы;
- появляется осознание позывов к мочеиспусканию, детки легко просыпаются от дискомфортных ощущений. Заметив взаимосвязь между их беспокойством и наполнением памперса, используйте этот момент для знакомства с горшком;
- появляется любимая игрушка, с которой они не желают расставаться, особенно, когда у них плохое настроение. Попытка убрать ее из виду на время чистки или стирки может привести к истерике грудничка. Чтобы этого не произошло, желательно иметь вторую, точно такую же игрушку. Это оградит и вас, и ваше чадо от ненужных нервных встрясок...
- может сохраняться привычка сосать большой палец, что, в принципе, является инстинктивным актом и служит для малюток источником удовольствия, или утешения... Следует следить, чтобы пальчик во рту не находился постоянно, иначе есть риск со временем изменить форму зубных дуг, испортить прикус.
Тесты
Шкала KID Оценка развития ребенка от 2 до 16 месяцев
Поводы для беспокойства
Как правило, к девятому месяцу, все серьёзные нарушения в развитии детей уже диагностированы. Но, если, наблюдая за крохой, вы все же тревожитесь, что с ним «что-то не так», поделитесь переживаниями с доктором. Своевременное обращение за квалифицированной помощью повысит вероятность исправления проблемы без малейших последствий.
Поторопитесь на консультацию, если малютка
- не умеет самостоятельно садиться;
- слабо держит равновесие; в позе сидя без поддержки сразу заваливается на бок;
- не удерживает вес на ногах с опорой;
- не ползает; имеет слабый тонус мышц;
- не умеет захватывать предметы;
- не откликается на свое имя; речь окружающих;
- не лепечет; не повторяет слоги за другими людьми;
- слишком сильно реагирует на громкие и резкие звуки; либо, напротив, никак на них не реагирует;
- не смотрит, куда вы указываете;
- не перекладывает игрушку из одной руки в другую;
- не узнает знакомых людей, не пугается незнакомцев; на всех реагирует одинаково;
- беспокоится без видимых причин;
- не интересуется игрушками, играми; не сердится и никак не реагирует, если у него забирают игрушку;
- не пытается стягивать с себя одежду, косынку, шапочку;
- не пробует самостоятельно пить из чашки;
- не играет с другими детьми...
Причинами отставания в развитии могут быть не только проблемы со здоровьем, но и неправильный подход к воспитанию. Поэтому, если доктор не выявил патологии, меняйте отношение к ребенку: уделяйте ему больше внимания, купайте его в своей любви...
Постарайтесь изучить особенности физического, психического, эмоционального и умственного развития грудничка. Это поможет исправить допущенные ошибки и не допустить новых...
Еще немного о детях 9 месяцев
Как происходит прорезывание зубов
Дорогие родители! Уже не за горами первая годовщина вашего ребенка! Вместе с малышом вы многое прошли и многого добились... Самым трудным в этот период, на мой взгляд, были кардинальные изменения в вашей жизни: отказ от своих желаний, бессонные ночи, переживания за здоровье карапуза...
Не скажу, что все позади... Скажу, что все было не зря!!!
Забыв о себе и полностью посвятив себя маленькому человеку, используя уникальные возможности этого возрастного периода, вы сделали хороший задел для воспитания по-настоящему счастливой и успешной личности!
Терпения вам! У вас все обязательно получится!