10 месяцев — первая круглая дата! Какие удивительные изменения за это время произошли в маленьком человеке!
Ваш ребенок стал более ловким, быстрым, сообразительным, освоил множество недоступных ему ранее навыков... Все с большим любопытством и удовольствием он продолжает познавать мир вокруг себя, становится полноценным участником общения, демонстрирует свои потребности и желания, готовится к первым осознанным уверенным шагам...
Как и прежде, ему необходимо ваше тепло, внимание, уважение и признание, ваша поддержка и присутствие рядом...
Чтобы дальнейшее развитие крохи было правильным и динамичным, поговорим о возрастных особенностях этого периода...
Физическое развитие
Рост и вес
Одним из основных показателей здоровья малыша продолжает оставаться прибавка в весе и росте.
В зависимости от индивидуального темпа развития, генетических и физиологических особенностей, половой принадлежности и ряда других факторов, примерно у 10% грудничков массо-ростовые показатели могут отличаться от общепринятых значений. Но, в большинстве случаев, несоответствие эталонной норме совершенно естественно и безопасно.
Окружность головы: у девочек — 44,3 — 47,2 см, у мальчиков — 45,4 — 48,0 см.
Окружность груди: у девочек — 46,2 — 48,1 см, у мальчиков — 46,0 — 50,0 см
В случае, если у грудничка наблюдаются значительные отклонения от представленных показателей, и вы видите признаки
- явного недобора в весе (гипотрофии) или ожирения;
- задержки роста или высокорослости,
поспешите на прием к педиатру и эндокринологу, чтобы определить причины проблем и вовремя начать лечение.
Справедливости ради, надо отметить, что, по сравнению с недостаточным или избыточным весом, более высокий или низкий рост гораздо реже становятся спутниками отклонений в развитии.
Двигательная активность
О ходьбе
Десятимесячные младенцы очень активны. Они много ползают и передвигаются с помощью поддержки, кто-то начинает ходить самостоятельно...
Не стоит расстраиваться, если малыш еще не порадовал вас первыми самостоятельными шагами. Согласно нормам, это важное событие может наступить в период от 8 до 18 месяцев. Все очень индивидуально и соответствует особенностям развития конкретного малыша. Нет ничего страшного в том, что карапуз отстаёт от графика или опережает его на несколько недель.
Родителям важно понимать, что попытки научить ребёнка ходить раньше времени, бессмысленны и вредны, поскольку «алгоритм» освоения навыка прямохождения задан природой. Любое вмешательство в этот сложный процесс чревато негативными последствиями для физического и психического здоровья маленького человека.
Не форсируйте события, всему свое время...
Малыш обязательно пойдет, как только
- почувствует уверенность в своих действиях: научится свободно управлять своими мышцами, координировать движения, находить равновесие и держать баланс; его опорно-двигательный аппарат сможет выдержать вес собственного тела...
- будет эмоционально готов к этому важному шагу;
Кроме того, у крохи должны созреть структуры головного мозга, отвечающие за навыки ходьбы и формирование правильной схемы движения...
Хотите помочь любимому чаду? Делайте это грамотно. Вам в помощь видео ниже:
Когда детки учатся ходить, родители помогают им передвигаться, держа их за вытянутые и поднятые вверх руки. Это неправильно и опасно, поскольку ребенок, в этом случае, идет, наклоняясь вперед, что чревато травмами плечевого сустава, и не только ими... Лучше придерживать его за корпус или за руки, но не задирая их вверх. Это поможет грудничку «поймать» равновесие и держать тело прямо.
Не стоит водить кроху и за одну руку. Такая ходьба приводит к сильному перекосу тела и, чтобы уравновесить свое положение в пространстве, малютка становится на носочки, начинает косолапить, подтягивать одну ногу...
Обратите внимание на ступни малыша: они всё больше теряют хватательный навык и используются, в основном, в качестве опоры. Для профилактики ортопедических проблем со стопами, желательно не обувать ребенка в сандалии или ботиночки до тех пор, пока он не научится уверенно ходить.
Но, если в доме холодные и скользкие полы, без обуви не обойтись. В этом случае, вас выручат аттипасы, создающие максимальную приближенность к хождению босиком, способствующие естественному развитию ножки и когнитивному развитию мозга малыша за счёт всестороннего задействования стопы. Они легкие, удобно надеваются, их можно стирать, они не сковывают движения малышей, но при этом защищают стопу...
При вальгусной деформации стопы, косолапии, других ортопедических проблемах, аттипасами не обойтись, придется приобретать специальную обувь.
Чтобы с ножками все было хорошо, в теплое время года организуйте малышу прогулки на природе босиком. Пусть походит по любой естественной неровной поверхности: по песочку, гальке, травке или тропинке... Без обуви стопа ребенка получает больше импульсов, необходимых для формирования правильного свода стопы, карапуз лучше чувствует свое тело, в его головном мозге быстрее выстраиваются нейронные связи, необходимые для формирования навыков хождения...
Для здоровья опорно-двигательного аппарата, не используйте ходунки. Они формируют неверные двигательные установки, развивают тонус не тех мышц, которые нужны для хождения, поддержания баланса и формирования новых навыков, могут спровоцировать гиперлордоз (избыточное увеличение выгибания позвоночника вперед), сутулость (сгорбленная спина), плоскостопие...
Основные достижения
Физическое развитие малыша в 10 месяцев характеризуется закреплением «старого» опыта, совершенствованием алгоритмов двигательной активности, приобретением новых навыков.
Так, ваш карапуз
- при поддержке прекрасно стоит на ровных подошвах, принимая на ноги всю массу тела;
- садится из стоячего и лежачего положения; сидит с прямой спиной; хорошо удерживает равновесие, даже если держит предметы в руках;
- держась за опору, встает на ножки, раскачивается, тренируя вестибулярный аппарат; поочередно поднимает то одну, то другую ногу...
- стоя на четвереньках, может тянуться одной рукой вверх;
- умеет открывать коробки, дверцы шкафов; толкать перед собой предметы;
- дотягивается рукой до лежащего выше предмета и достает его;
- слезает и залезает на диван, карабкается по ступенькам, пытаясь рассмотреть окружающие предметы в новом ракурсе, с разного расстояния...
- может манипулировать двумя предметами одновременно;
- перекатывает мячик, собирает пирамидку, возит машинку; ставит один кубик на другой; открывает и закрывает коробочки, прячет в них игрушки; рвет бумагу; бросает предметы и следит за ними; засовывает пальчики и палочки в отверстие, уверенно вкладывает мелкие предметы в крупные; переворачивает плотные странички книжек...
- пытается самостоятельно есть с помощью ложки; пить из бутылочки или кружки-непроливайки;
- имеет достаточно развитый щипковый захват;
- может понимать, что такое горшок и для чего он нужен;
- выполняет простые просьбы взрослого: подает игрушку, идет на зов, машет ручкой при прощании...
Зрение
Зрительная система в раннем возрасте очень хрупка и подвержена негативному влиянию многочисленных факторов (травмы, отклонения в работе сердечно-сосудистой и эндокринной систем, почек, легких, ЛОР-органов, детские инфекционные заболевания, болезни ЦНС, плохое питание, неправильная гигиена, плохая экология...), родителям стоит внимательно и бережно относиться к здоровью крохи, позаботиться о создании вокруг него безопасного пространства, соблюдать режимные моменты, следить за сбалансированностью рациона...
Кроме того, родители должны четко знать, что является возрастной нормой в развитии зрения, а что указывает на патологию. Это поможет вовремя заметить проблему и прийти на помощь любимому чаду...
Когда спешить к офтальмологу?
Чтобы плохое зрение не ограничивало возможности ребенка в познании окружающего мира, не тормозило его психическое и физическое развитие, следует как можно быстрее обратиться к специалисту при появлении
- косоглазия;
- красноты белочной оболочки;
- красного века;
- чрезмерного слезоотделения;
- выделений, скапливающихся во внутренних углах глаз и на веках;
- неясного и/или затуманенного взгляда;
- отклонения одного или обеих глаз от правильного положения;
- внешнего различия между глазами (размер, диаметр зрачков);
- крайней чувствительности к свету;
- неполного открытия одного из глаз;
- ритмичных колебаний глаз;
- частого моргания;
- появления беловато-желтого зрачка и т.д.
Последний симптом самый грозный! Он может свидетельствовать об опухоли глаза...
Чтобы ее выявить, достаточно сфотографировать малыша со вспышкой телефона. Если на фото от глаза идет красный отблеск — глаз здоров, если же желто-зеленый, белый или любой другой цвет - нужно провериться на ретинобластому.
В зоне риска находятся малыши, чьи мамы или папы имеют такие заболевания, как катаракта, глаукома, болезни сетчатки глаза, зрительного нерва, близорукость, астигматизм, дальтонизм... Для сокращения вероятности развития аналогичных проблем у грудничка, важен особый контроль за его зрением со стороны офтальмолога, строгое выполнение родителями рекомендаций доктора...
Негативное влияние не только на зрение, но и на активность головного мозга оказывает безобидный, на взгляд многих, телевизор (планшет). Длительный и систематический его просмотр способен привести к ухудшению зрения, косоглазию, перевозбуждению нервной системы младенца, гиперактивности, и, даже, к повышению внутричерепного давления...
Развиваем зрение
У десятимесячных младенцев, все еще наблюдается физиологическая дальнозоркость, обусловленная анатомическими особенностями оптической системы глаз: за счет маленького размера глазного яблока, изображение пока фокусируется за сетчаткой.
Тем не менее, по мере роста глаз, острота зрения увеличивается, и дети этого возраста начинают видеть предметы, находящиеся на расстоянии 7-10 сантиметров от их носа. Они лучше оценивают удаленность предметов, более точно хватают и бросают их.
Чтобы научить кроху визуально отслеживать предметы, катайте вперед-назад мячик или машинку, наблюдайте за движущимися объектами во время прогулки (за машинами, людьми, животными, птицами...). А для развития зрительной памяти играйте в игры, где нужно прятать и находить предметы...
Предлагайте карапузу игрушки, которые можно сортировать по размеру, форме, цвету; разбирать на детали и собирать обратно...
Для стимуляции зрительно-моторной координации поощряйте ползание: положите подальше любимую игрушку крохи и предложите добраться до нее...
Необычные и интересные факты о человеческом зрении
Слух
Хороший слух — необходимое условие для развития речевых и коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, интеллекта, социальной интеграции. В случае ограничения функций даже одного уха, у деток нарушается восприятие звуковой информации, из-за чего они не могут полноценно развиваться...
Если вы замечаете, что карапуз игнорирует тихие звуки, не реагирует на шепот; перестает произносить отдельные слоги, переходит на жестовое общение, поспешите к отоларингологу.
Обнаружив патологию, приступать к лечению нужно без промедления. Это важно, поскольку в этом возрасте компенсаторные способности нервных клеток наиболее высоки, и своевременное обращение за помощью дает шанс на своевременную реабилитацию. Иначе, можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание в речевом развитии речи, мышления, памяти, внимании маленького человека будет сложно...
Высокому риску развития патологий слуховой системы подвержены
- младенцы, матери которых во время беременности переболели токсоплазмозом, герпесом или краснухой...
- детки, имеющие наследственную предрасположенность; перенесшие гипоксию или внутриутробные инфекции, гемолитическую болезнь или осложнения во время родов...
- недоношенные малыши;
- груднички, в лечении которых применялись лекарственные препараты с потенциальным ототоксическим эффектом...
К сожалению, от проблем со слухом на 100% не застрахован ни один малыш. Ухудшение слуха или его полная потеря возможны в любом возрасте. Иногда это происходит постепенно, иногда — внезапно.
Чтобы не столкнуться с неприятными «сюрпризами»:
Можете быть уверены, что у ребенка со слухом все хорошо, если
- состав его лепета день ото дня качественно меняется, постепенно приобретает первые признаки речи: ребенок произносит целые серии слогов («да-да-да», «ба-ба-ба», «на-на-на»...), которые со временем «превращаются» в первые распознаваемые слова, такие как «мама», «папа», «баба», причем малыш сознательно обращает их к маме, папе, бабушке...
- по просьбе взрослых он указывает на знакомых людей или предметы; понимает и выполняет основные команды;
- понимает слова «можно» и «нет/нельзя»;
- оборачивается, когда его окликают сзади;
- понимает о чем говорят окружающие; различает часто употребляемые слова;
- имитирует различные звуки, подражает интонациям взрослых;
- реагирует на любимые мелодии, выделяет нелюбимые звуки;
- с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
- слышит тихие звуки, шепот; хорошо определяет источник звука, реагирует на него взглядом ...
- использует голос для привлечения внимания...
Развиваем слух
Для стимуляции слухового развития, старайтесь как можно больше общаться с карапузом, вступать с ним в диалог; комментировать вслух ваши и его действия; рассказывать об окружающих предметах (как называется, для чего нужен, какие у него свойства), читать ему детские книжки, декламировать стишки, потешки, петь песенки...
Вслушиваясь в вашу речь, ребёнок формирует свой слух, улучшает дикцию, стремится приблизить звучание своей речи к речи окружающих... Заостряя внимание малыша на бытовых звуках, звуках природы, вы помогаете ему различать их и придавать им значение. Не забывайте о классической, народной музыке и музыке для детей...
Для развития слухового восприятия воспользуйтесь рекомендациями в таблице ниже, а также обратите внимание на раздел «Слух» в статье о развитии младенцев девяти месяцев.
Зубы
Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть. Однако, все индивидуально и у вашего малыша дела с зубками могут обстоять иначе...
Молочным зубам необходимо обеспечить должный уход, поскольку от их здоровья зависит физиологичное формирование челюстных костей и постоянного прикуса.
Питание
В меню десятимесячного малыша должна присутствовать жидкая, протертая, мягкая и твердая пища. Причем, объем жидкой и протертой еды должен сокращаться, а мягкой и твердой — увеличиваться.
Учитывая, что вскоре ребенку предстоит переход на «взрослый» стол, в его рационе должны присутствовать продукты практически всех пищевых групп. При этом не стоит забывать о продолжении грудного вскармливания.
При составлении меню грудничка не полагайтесь слепо на свою интуицию и советы окружающих. Лучше обсудите этот важный вопрос с педиатром. Наблюдая кроху с рождения и зная особенности его развития, он подскажет, какие новые продукты пора вводить в рацион, а с какими не стоит торопиться.
Но, даже имея идеальный план кормления, родители могут столкнуться со множеством проблем и разочарований, среди которых чаще всего — отказ ребенка от прикорма.
Переживая за малоежку, взрослые пытаются накормить его любыми способами: уговаривают, разыгрывают мини-спектакли, отвлекают внимание мультфильмами...
Превращая еду в представление, вы подменяете пищевой интерес интересом к развлечениям. При таком подходе, «танцы с бубнами» придется исполнять при каждом приеме пищи...
Необузданное рвение в этом вопросе может привести к расстройству пищевого поведения: малыш перестанет слушать сигналы своего организма и понимать, когда он сыт, а когда голоден...
Важно не накормить любой ценой, а разобраться в причинах отказа от еды, понять, ребенок не хочет есть или не может?
Возможно, он еще не проголодался или ему не нравится предлагаемое блюдо, а, может, у него болит животик... В некоторых случаях (расстройства аутистического спектра, органические поражения ЦНС и т.д.) нужна консультация доктора.
Никогда не ругайте капризулю за отказ от еды, с пониманием отнеситесь к его желаниям.
Стараясь поддержать интерес к еде
- сажайте кроху за стол во время общей трапезы, пусть видит, как другие члены семьи едят с аппетитом. Важно, чтобы это время стало для крохи социальным и чувственным познавательным процессом, а не беспокойным негативным опытом, сопровождаемым только запретами.
- разрешайте брать еду руками из вашей тарелки...
- проявите фантазию: сделайте еду красивой и интересной для малыша...
В 10 месяцев некоторые родители предпринимают попытки перевести юного гурмана на общий стол.
Если вы сторонники здорового питания, то постепенный переход на полезную «взрослую» еду не принесет крохе вреда.
Но, если рацион семьи далеко не диетический, пища с такого стола будет не укреплять, а истощать организм малыша, нанося ему непоправимый вред.
Не забывайте, что у детей до года ЖКТ еще не работает в полную силу и не вырабатывает всех необходимых пищеварительных ферментов. Кроме того, тонкие стенки кишечника легко пропускают в кровь различные токсины, подрывая тем самым иммунную систему. Также, от употребления неподходящей еды, у ребенка могут возникнуть проблемы со стулом, аллергические реакции...
Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста
Сон
У младенца (без проблем со здоровьем и развитием), к десяти месяцам, как правило, уже сформировались биоритмы, поэтому его режим стал более четким, стабильным и предсказуемым. Для мам, сумевших приучить свое чадо к цикличному чередованию режимных моментов, наступила благодатная пора: в прошлом остались бессонные ночи, хроническая нехватка времени, невозможность планировать свой день...
Десятимесячные дети спят примерно 14 — 15 часов в сутки, из которых 10-11 часов приходится на ночной сон, остальное время — на два дневных сна продолжительностью от 40 минут до 2 часов каждый.
Завершается процесс консолидации сна: длительность непрерывного ночного сна увеличивается, дневного — уменьшается. Кроха может проспать ночь с минимальным количеством пробуждений (1–2 раза и не каждую ночь) или вообще без них.
Представленный ниже распорядок дня наилучшим образом учитывает особенности возраста, но, родителям, все-таки, следует ориентироваться на собственного малыша. Возможно, именно вашему карапузу в 10 месяцев будет достаточно одного, но более продолжительного дневного сна.
- развитие крохи
Во время сна отдыхает тело ребенка, но не его мозг...
Как только малыш заснул, наступает фаза быстрого (поверхностного) сна, во время которой мозг анализирует и сохраняет информацию, полученную во время бодрствования. В этой фазе дети могут ворочаться, двигать руками и ногами, вы можете наблюдать быстрые движения глазных яблок... Если в это время начать разговаривать слишком громко или взять кроху на руки, чтобы переложить, то пробуждения не избежать...
Поверхностный сон сменяется медленным (спокойным, глубоким), во время которого идет отладка работы всех систем организма и закладка знаний в долговременную память; малыши полностью расслаблены, частота сердечных сокращений замедляется, перестают двигаться глазные яблоки, ручки и ножки... Теперь их сложно разбудить...
Вместе быстрый и медленный сон образуют один цикл сна, продолжительностью от 40 до 60 минут. Каждый цикл начинается с быстрого сна, который затем сменяется медленным.
- рост малютки
Во время сна наиболее интенсивно включается в работу соматотропный гормон, регулирующий процессы роста. Хронически недосыпающие дети, даже при условии наличия сбалансированного питания, могут расти медленнее.
- иммунитет
Одновременно с интенсивным ростом, во время сна иммунная система выделяет белки — цитокины. При недостатке сна, выработка цитокинов, антител и клеток, противостоящих инфекциями, может уменьшаться, и организму будет сложнее бороться с болезнями.
- масса тела
Проблемы со сном приводят к дисбалансу гормонов, отвечающих за чувство насыщения/голода, и, как следствие, к плохому набору веса, либо к ожирению.
- самочувствие и настроение
У выспавшегося карапуза достаточно сил на непрерывное совершенствование полученных навыков и освоение новых. Он остается в хорошем расположении духа в течение всего дня, охотно играет самостоятельно, не капризничает без повода... Недосыпающие дети, напротив, становятся нервными, рассеянными, суетливыми... В будущем у них повышается риск появления проблем с поведением, возрастает вероятность развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, других заболеваний, в частности, заболеваний сердечно-сосудистой системы...
Надо отметить, что в десятимесячном возрасте многие скрытые нервные расстройства начинают проявляться именно во сне. Присматривайтесь к тому, как спит малыш. Если сон спокойный и умиротворенный — все хорошо. Если же сон беспокойный и малыш просыпается в плохом настроении — лучше получить консультацию невролога.
Рекомендации родителям по укладыванию ребенка спать
Психоэмоциональное развитие
С десятого месяца можно ожидать проявлений кризиса первого года, длительность, выраженность и интенсивность которого у каждого младенца будут индивидуальными: от едва заметных симптомов, до ярко выраженных. Особо тяжело кризис протекает в семьях с жестким стилем воспитания, гиперопекой...
В основе кризиса лежит стремление к самостоятельности, а также противоречие между потребностями и физическими возможностями грудничка. Ложное ощущение всемогущества, связанное с началом активного передвижения, и невозможность получить желаемое из-за ограниченных физических возможностей или запретов, приводит к неизбежному разочарованию, проявляющемуся регрессом поведения, яркими аффективными всплесками: ребенок не слушается, быстро раздражается, злится, кричит, плачет, падает на пол...
Отнеситесь с пониманием к потребностям карапуза, помогите удовлетворить его самостоятельные устремления, не подавляйте его инициативу, желание экспериментировать и исследовать все вокруг. Оказывайте крохе физическую и эмоциональную поддержку, будьте с ним рядом. Это позволит ребенку почувствовать себя уверенно и спокойно, а значит, у него не иссякнет желание вновь и вновь преодолевать трудности на пути к самостоятельности. Отсутствие поддержки может стать для него своего рода стоп-краном, ограничивающим возможности и тормозящим скорость развития крохи...
Еще одна причина возрастного кризиса – отсутствие у младенцев возможности выразить свои желания и потребности словами. Им хочется многое сказать, но ничего не получается... Ребенок начинает нервничать и плакать от того, что его не понимают, а мама — от того, что она ничего не понимает...
В этом случае, попробуйте обратиться к языку жестов, который не только уменьшит напряжение в ситуациях, когда маленький человек все понимает, но сказать не может, но и окажет положительное влияние на развитие мозга малыша, укрепление связи «родитель-ребёнок»...
- формирование активной и пассивной речи, памяти, развитие слухового внимания, совершенствование навыков общения;
- наличие связи между моторикой и мышлением: чем больше скоординированных действий рук, тем гармоничнее развитие интеллекта;
- свободное владение навыком ползания и, как следствие, появление первых попыток физического отдаления от матери;
- пребывание в хорошем настроении во время бодрствования;
- радостное отношение к родителям и знакомым взрослым, настороженность — к незнакомцам;
- стремление к общению, проявление интереса не только к собеседнику, но и к «теме» разговора; дополнение лепета такими неречевыми компонентами, как прикосновение, улыбка, смена выражения лица, жесты...
- подражание во всем взрослым: имитация их слов, жестов, мимики, действий, поведения...
- проявление симпатии к животным, желание играть с ними;
- наличие чувства юмора;
- проявление ревности;
- появление волнения и тревоги в незнакомой обстановке...
- понимание для чего нужен тот или иной предмет и использование его по назначению (берет ложку в рот, пьет из кружки, нажимает кнопки на игрушках, катает машинку, катит мяч, трясет погремушкой).
Кроме того, десятимесячный младенец способен
- достаточно долго играть сам или вместе с другими детьми;
- обращать внимание не только на интересующий его предмет, но и на препятствия на пути к нему. Путем проб и ошибок находить способы преодоления этих препятствий...
- умело держать в руках игрушки, бросать их и снова поднимать;
- конструировать: теперь он не только разрушает башенки, сделанные вами, но и строит их сам;
- эмоционально реагировать на музыку: раскачиваться под нее, притопывать, «подпевать»...
- понимать похвалу (радуется ей) и порицание (огорчается);
- показывать недовольство: осознанно разбрасывать игрушки, нервничать и капризничать;
- проявлять привязанность к определенным занятиям и вещам, например игрушкам или еде;
- запоминать, что и где находится в комнате (к примеру, полезть в шкаф, тумбочку за интересующими его предметами, особенно, когда взрослые этого не видят);
- предвосхищать или ожидать определенные события (к примеру, во время игры «По кочкам» малыш замирает перед словом «бух»)...
Речь
Речь занимает ключевое место среди таких высших психических функций, как память, внимание, мышление. От уровня ее развития будет зависеть дальнейшее обучение ребенка, его будущая успешность и гармоничная адаптация в социуме.
На становление речи грудничков большое влияние оказывает
- развитие артикуляционного аппарата, созревание речевых зон в коре больших полушарий;
- состояние органов зрения и слуха;
- качество окружающей речевой среды; участие взрослых в стимуляции развития речи; «речевой практики» малютки;
- наличие положительных эмоциональных контактов со взрослыми;
- адекватное удовлетворение его потребности в движениях и познании окружающего мира...
При соблюдении перечисленных условий, некоторые десятимесячные карапузы могут порадовать родителей первыми лепетными и облегченными словами: «мама», «баба», «папа», «ляля», «бах»...
Пока же, большинство из них, без конца «играют» с разными звуками, изучая возможности своего речевого аппарата; подражают взрослым, пытаясь повторять за ними новые слоги; порой выдают и целые «фразы», пока еще никому непонятные...
В случае, если вы замечаете, что грудничок не лепечет, не издает никаких звуков, не реагирует на обращенную к нему речь, либо у него произошел регресс в приобретенных ранее речевых навыках — это повод обратиться к специалистам: педиатру, детскому неврологу, отоларингологу... Важно вовремя найти и устранить причину задержки речевого развития.
Если причина кроется в дефиците общения между малышом и родителями, неправильном воспитании, гиперопеке, непонимании важности развивающих занятий в этом возрасте и т.д., она легко устранима: родителям достаточно пересмотреть свое отношение к малютке, осознать свою роль в его развитии, уделять ему больше внимания...
Сложнее с физиологией. Проблемы со здоровьем, связанные с нарушением слуха или зрения; с анатомическими особенностями строения и функционирования речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок); с патологией развития ЦНС, с последствиями травм и тяжелых заболеваний в первый год жизни; с психологическими травмами (испуг, ссоры взрослых в присутствии крохи, алкоголизмом родителей); с наследственностью (если кто-то из родителей грудничка начал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту); ранним проявлением аутизма... способны существенно тормозить речевое развитие малютки.
Родителям и докторам придется очень потрудиться, чтобы минимизировать влияние перечисленных факторов не только на речевое, но и на общее развитие малыша.
Подробнее об аутизме читайте здесь
Особенности развития речи: физиологические основы
Игры для развития и понимания речи
ОК, МАМ! — мультфильмы для развития речи
Речевые расстройства: ранняя диагностика и терапия
Игры и игрушки
Игры и игрушки должны не только развлекать, но и активно развивать внимание, память, мышление, воображение младенца...
В этом возрасте особый интерес вызывают игрушки, которые можно вкладывать друг в друга, доставать, разбирать...
Грудничкам нравится открывать-закрывать коробочки с крышками, завинчивать пробки, нанизывать кольца пирамидки, возиться с сортерами...
Неизменной популярностью у деток будут пользоваться матрёшки, кубики, конструкторы с крупными деталями, а также «взрослые» вещи: старые кошельки и сумки, нерабочая компьютерная клавиатура, калькуляторы, ключи, кухонная посуда, прищепки, крупные пуговицы...
Восторг вызовут и музыкальные игрушки, в которых при нажатии кнопки начинает звучать музыка, детские песенки, загораются яркие лампочки...
Чтобы игрушки приносили максимальную пользу, взрослые должны объяснить и показать крохе, как надо играть с ними. Во время совместной игры старайтесь расширить кругозор младенца: рассказывайте ему об основных свойствах игрушек. К примеру:
- играя с пирамидкой, не просто снимайте и нанизывайте детали, но и комментируйте их размер, цвет, тактильные ощущения от прикосновения (гладкая, шершавая...), расскажите из чего она сделана...
- строя из кубиков башенки, домики, знакомьте кроху с понятиями «высокий» — «низкий», делая паровозики — с понятиями «длинный» — «короткий»... Группируйте кубики по цветам, по количеству, формируя понятия «один» — «много»... Покажите, что кубики можно складывать в машинку и вести их «далеко» или «близко»...
- занимаясь лепкой из теста/пластилина, пальчиковым рисованием, изучайте понятия «мягкий» — «твердый», «мокрый» — «сухой»...
- играя с мячом, показывая, как надо по нему бить, как и куда его бросать, как катать по полу, не забудьте поговорить о его форме, цвете, размере, «прыгучести»...
В этом возрасте можно начинать осваивать сюжетно-ролевые игры. Для этого показывайте малютке, как можно кормить или укладывать спать куклу (мишку); как пожалеть зайчика, который упал... При этом важно понимать, что в подобных играх ребенок является пока пассивным зрителем. Для того, чтобы он понял суть сюжета и мог следить за его развитием, родителям придется проиграть его многократно...
Сюжетно-ролевые игры полезны тем, что наблюдая за действиями взрослых с игрушками, карапуз понемногу начинает понимать причины того или иного поведения: зайчик плачет, потому что упал, кукла устала и пошла спать... Проговаривайте все действия персонажа и, по возможности, вовлекайте кроху в игру. Через игру малыш будет лучше понимать человеческие эмоции, разовьет коммуникативные навыки, а окружающий мир станет для него более близким и понятным...
Игры для развития зрительного восприятия здесь и здесь
Игры для развития слуха здесь и здесь
Какие игрушки не стоит покупать
Занятия с десятимесячным ребенком
Игрушки для младенцев своими руками: бесплатно, буквально из ничего!
Безопасность
Десятимесячного малыша интересует абсолютно все, что попадает в его поле зрения и до чего он может дотянуться. При этом малютке хочется не только посмотреть на предмет, но обязательно его потрогать и даже попробовать... Такая любознательность является естественной и очень важной для развития карапуза.
К сожалению, окружающее пространство может таить в себе опасности, о которых ребенок, в силу возраста, даже не догадывается. И их становится в разы больше по мере освоения малюткой навыков ходьбы...
Где же таятся опасности и как организовать безопасное пространство для своего чада? Об этом читайте и смотрите видео ниже:
Еще немного о детках 10 месяцев
Массаж и гимнастика для ребенка 10 месяцев
Ребенку 10 месяцев. I Мамули и детки
Массаж стоп Ребенок плохо спит Сделайте ему массаж стоп
Внешние и внутренние границы личности
Советы психолога. Полезно почитать
Занятия с ребенком в 10 месяцев
Скачок роста у детей в 10 месяцев
Ваш малыш сделал мир вокруг вас ярче и прекраснее. За эти 10 месяцев изменились и вы. Вы стали другими — более сильными, ответственными, способными многое преодолеть, понять, принять... В вашем сердце навсегда поселилась безграничная и безмерная любовь и нежность к своему ангелочку...
Конечно, эти 10 месяцев не были простыми и, скорее всего, ваш путь не был усыпан розами, но все было не зря... Приложенные усилия принесли свои результаты: рядом с вами счастливый, здоровый, умный и безгранично доверяющий вам маленький человек...
Берегите его... В нем — ваше будущее... И пусть оно будет прекрасным!