Четвертый месяц жизни малыша. Что надо знать?

Добрый день, уважаемые читатели! Я продолжаю цикл рассказов для молодых или будущих родителей, а также для всех желающих узнать особенности развития младенца по месяцам. Сегодня вы прочтёте про детей четвёртого месяца жизни.

malysh-4-mesyatsa

Малыши, рождённые своевременно, уже выглядят  взрослыми и серьёзными, показывают характер и активно познают мир. С начала 4 месяца заканчивается период их приспособления к новой среде обитания.

Что же нужно знать родителям о психическом и эмоциональном развитии младенца, об особенностях его физического развития? Что должен уметь 4-х месячный ребёнок, и в каких случаях можно  делать выводы об отставании в развитии?  Как понять причину плача вашего чада и чем ему помочь?

Маленькие ножки, ловкие ручки

Давайте внимательно изучим тело крошки и посмотрим, что же изменилось в нём за три-четыре месяца. Каковы  особенности  физического развития младенца в этот период?

  • К четвёртому месяцу практически пропадает тонус мышц верхних и нижних конечностей. Если этого не происходит, врачи назначают лечебные массажи. Как результат — появляются активные движения ручками и ножками. Малыш начинает “изучать” их на вкус, и проверяет на что они способны...
  • Мышцы рук, плеч и спины значительно укрепляются, поэтому лежать на животе становится более комфортно, а играть в это время с игрушками, беря их в руки и в рот, уже не составляет особого труда. Некоторые крохи, даже лёжа на спине, пытаются приподнять спину, но присаживать детей еще категорически нельзя! Это может привести к проблемам с позвоночником и кровоснабжением внутренних органов. Особенно  вредно раннее присаживание для девочек, поскольку оно может спровоцировать неправильное формирование расположения матки.
  • Перевороты становятся неотъемлемой частью жизни маленького исследователя: он легко крутится со спины на животик и пытается перевернуться обратно. В этом возрасте его нельзя оставлять одного на диване или кровати без бортиков. Будьте внимательны, малыш может скатиться и упасть!
  • Всё больше угасают рефлексы, характерные для новорожденных, развиваются лишь жизненно необходимые — сосательный и хватательный.
  • После третьего месяца у многих грудничков наблюдается слюнотечение. Вы думаете это зубы? В редких случаях — да! Но, как правило, слюнотечение связано с развитием  слюнных желез и их реакцией на постоянное стимулирование руками, игрушками и прочими предметами, которые малыши тащат в рот.
  • Обратили ли вы внимание на то, как изменился плач вашего карапуза? Понаблюдайте. Малютка уже плачет по-разному, в зависимости от  ситуации. Плачем он  сообщает о своем состоянии и настроении  и надеется на  правильную реакцию взрослых. А ещё в его глазках появляются слёзки!
  • Ноготки теперь приходится чаще стричь. После трёх месяцев их рост ускоряется, как и рост волос. Пушковые волосы постепенно сменяются постоянным, но ещё достаточно тонким волосяным покровом.
  • За этот месяц малыш становится тяжелее в среднем на 700-800 грамм,  его рост увеличивается  на 2-3 см. Вес и рост мальчиков обычно больше, чем девочек.  У активных детей  вес может быть меньше, чем у спокойных, ленивых малышей.
  • Желудочно-кишечный тракт продолжает развиваться, уже реже беспокоят колики, легче и быстрее отрыгивается воздух. Вместе с тем, кишечник продолжает “тренироваться”, поэтому наблюдаются кратковременные запоры, длительностью до 5 дней. Если в это время грудничка не беспокоят боли в животике, регулярно выходят газы и стул не становится слишком плотным, то делать ничего не надо. Каловые массы всё ещё должны быть жидкими, по консистенции напоминающими густую сметану
  • Развивается мелкая мускулатура кистей рук, младенцы тренируются брать небольшие предметы пальцами, а не целой ладонью. Они уже  могут не только дотянуться до игрушки,  которая лежит неподалеку, но и делают попытки  к ней  ползти...
  • В четыре месяца кроха уже понимает кто «свой», а кто «чужой». Чтобы стать «своим»,  показывайтесь ему на глаза хотя бы раз в два дня (долговременная память в этом возрасте еще плохо развита). При виде посторонних малыш может плакать или капризничать.
  • Карапуз начинает радоваться, когда к нему обращаются. Он оживляется, громко смеется, улыбается, кряхтит, гулит... и выражает свой протест, если с ним перестают общаться и уходят.

razvitie-po-mesyaczam-4

 Такой  огромный мир...

Психоэмоциональный мир ребёнка развивается также активно, как и тело. Он уже строит гримасы, выражая разнообразные чувства: удивление, радость, беспокойство... Криками показывает своё отношение к происходящему.

А вы обратили внимание, как кроха реагирует на маму?! Он радуется, если мама в хорошем настроении и грустит или плачет, если ей плохо.

Малыш не только чувствует настроение мамы, но и понимает атмосферу вокруг. В это время важны доброжелательные отношения в кругу  семьи  и дружелюбное общение с малюткой.

У крохи формируются основы коммуникаций с внешним миром, поэтому постоянное взаимодействие со взрослыми будет играть решающую роль в  его психическом и эмоциональном развитии... Груднички начинают копировать эмоциональное поведение взрослых и многие родители замечают у четырёхмесячных детей смех, а не просто улыбку.

Нейронные сети в мозгу продолжают развиваться и расти. Каждое взаимодействие с крохой способствует их появлению, развитию и укреплению. Например, когда вы играете с ним погремушкой, образуются связи, дающие возможность проанализировать цвет, форму игрушки, звук, который она издаёт и запомнить манипуляции, которые можно с ней делать... Прикосновение к игрушке развивает тактильные ощущения малыша и соответствующие нейронные связи. Ежедневные игры с малюткой — весьма  полезны для его развития...

С этого возраста наблюдается небольшая разница в развитии полушарий мозга у девочек и мальчиков: у девочек лучше начинает развиваться левое, а у мальчиков — правое.

Как слышат и говорят груднички

К четырём месяцам малыши начинают вслушиваться в звуки, уже легче находят их источник глазами и отличают знакомые звуки от незнакомых. Именно так они узнают голос мамы и звуки любимых игрушек. Диапазон воспринимаемых звуков расширяется. Спокойные, тихие, приятные мелодии будут способствовать не только развитию слуха, но и успокоению малыша.

Но, помните, что звуки для грудничков — это новые открытия, не переутомляйте их ими, особенно в вечернее время.

Речь крохи развивается не по дням, а по часам: всё большие сочетания звуков можно услышать, гласные могут быть разной длины и интенсивности произнесения. Появляются звуки “б”, “п”, “м”, но их появление напрямую зависит от того, как часто вы играете с ребенком, произнося одни и те же звуки, и как много разговариваете с ним в течение дня. Анализируя речь, важно понимать, что параметр нормального ее развития — это не присутствие всех необходимых звуков, а развитие речи именно вашего ребёнка в сравнении с его речью месяц назад.

У деток до года своеобразное строение внутреннего уха: слуховая трубка значительно короче, чем у взрослых и больше в диаметре. Находится она в горизонтальном положении, поэтому в него легко попадает жидкость из носоглотки и даже молоко во время кормления. Это является причиной частых отитов у грудничков. Обнаружить это заболевание помогут следующие симптомы:

  • беспокойный жалобный, надрывный плач, особенно в ночное время и во время кормления, сопровождающийся прикосновениями к ушкам;
  • плач при лёгком надавливании на внешний хрящик уха;
  • покраснение и отёк уха, гнойные прыщи рядом с ним;
  • капризное поведение, нежелание играть, вялость.

При подозрении на отит немедленно обращайтесь к врачу!

Как видят дети

После 3 месяцев активно развивается сетчатка глаза малыша, органы зрения начинают согласованно работать со всеми отделами головного мозга. Ребенок  уже отчётливо видит лица родителей, их мимику, характерные черты, предметы, окружающие его, но мир всё ещё  кажется ему плоским. Объёмное зрение появится позже...

Юные исследователи отлично видят предметы (картинки) чёрного, белого, красного,  жёлтого и зелёного цвета, а вот синий пока для них недоступен. Поэтому, с 4 месяцев начинайте  показывать  малышу  яркие цветные картинки контрастные и с минимальным количеством деталей.

Детское косоглазие должно полностью пройти к этому периоду жизни и фиксация взгляда  перед собой  (при нахождении  в вертикальном положении) уже не  представляет трудностей.

Дети начинают понимать, какие движения надо делать, чтобы поймать интересные предметы, но все еще не могут точно определить расстояние до них...

Для совершенствования  зрительно-слуховой ориентации малыша  воспользуйтесь погремушкой: показывая игрушку, и извлекая из нее звук, плавно перемещайте ее в разных направлениях...

К сожалению, патологические состояния, связанные с нарушением функции зрительного аппарата, всё чаще встречаются у детей первых месяцев (и даже дней) жизни и остаются не диагностированными в течение многих  лет. Поэтому, обязательно проходите профилактический  осмотр у офтальмолога  не реже одного раза в полгода, чтобы отследить показатели зрения в динамике, вовремя обнаружить проблемы, влияющие на развитие зрения.

Весь день по часам

С этого этапа огромное значение для планомерного развития играет стабильность. Она должна проявляться в чётком режиме дня, привычном ходе событий. К четвертому месяцу у мам устанавливается лактация и теперь молоко прибывает не по часам, а именно во время прикладывания малютки, через несколько минут после стимуляции груди сосательными движениями. Основным рационом грудничков, как и прежде, остаётся грудное молоко или адаптированная молочная смесь.

Объём съеденного к 4-м месяцам составляет 900-1000 мл в сутки и, как правило, делится на 6 кормлений (по 150-160 мл в каждом). Конечно, при грудном вскармливании измерять количество съеденного молока не надо. Этот показатель важен для ребятишек, находящихся на искусственном вскармливании. Превышение указанных норм может обернуться перееданием и ожирением, а значит замедленным физическим развитием.

В зависимости от времени года и погоды предусмотрите в режиме дня две прогулки не менее часа каждая. Они не только укрепляют иммунитет, но и успокаивают малыша, способствуют его гармоничному развитию.

Следите за сном крохи: слишком длинные периоды бодрствования приводят к переутомлению и, как результат, к нарушению режима и эмоционального спокойствия. Всего дети должны спать не менее 14 часов в сутки, при этом должно быть 3-4 коротких дневных сна и длинный ночной. Вообще считается нормой, что грудничок 4 месяцев может проспать 10 часов без перерыва. Если малыш родился вовремя и хорошо набирает вес, то будить его ночью на кормление не надо. Недоношенные младенцы нуждаются в особом контроле со стороны педиатров и поэтому часто докармливаются ночью.

Ежедневное купание, гигиенические процедуры утром и после каждой смены подгузника — неотъемлемая часть расписания дня вашего чада. Но, если малютка слишком устаёт вечером, и, капризничая, не может уснуть после ванны, перенесите водные процедуры на другое время дня.

Занятия, массаж, зарядку равномерно распределяйте в течение дня, оставляя вечер более спокойным. О переутомлении может говорить вялость, апатия крохи, заторможенность реакции. В этом случае не стоит ждать появления истерики, а лучше  уложить  ребенка  спать.

Ножками потопали, ручками похлопали...

Как же заниматься с четырёхмесячным младенцем для того, чтобы помочь его развитию?

  • играйте не более 3-5 минут  и только тогда, когда у ребенка хорошее настроение и самочувствие;
  • играйте не раз в день, а почаще;
  • повторяя в  игре  одни  и те  же движения и действия, вы  способствуете укреплению нейронных связей головного мозга, развивая малыша не только физически, но  и умственно;
  • для развития речи больше общайтесь с крохой;
  • «переселите» грудничка с кровати на пол на постоянное пребывание не только из соображений безопасности (с пола никуда нельзя упасть), но и для его правильного физического и интеллектуального развития. Так, при лежании на полу на животике, у ребенка:
  1. формируется опора на руки, необходимая при освоении ползания на четвереньках;
  2. укрепляется мышечный корсет;
  3. развивается зрение, поскольку  обзор на полу намного шире, чем в кроватке;
  4. накапливается больше впечатлений, ведь на полу так много интересного и неизведанного...
  5. легко отходят газы, и он не  мучается от вздутия в кишечнике.

При этом важно, чтобы на полу не было мелких предметов, которые ребенок может проглотить или вдохнуть. Безопасными можно считать игрушки и предметы, диаметром не менее 4 см.

pochemu-lezhanie-na-zhivote-poleznoНо, если малыш, лежа на животе, сильно запрокидывает голову назад и выгибается -  выкладывания надо прекратить до получения консультации педиатра! Возможно, у ребенка  сильный физиологический гипертонус спины и задней поверхности шеи.

grudnichok-s-mamoy-na-polu

Упражнения для развития малютки

Итак, предлагаю вам несколько упражнений, которые могут дополнить комплексы из прошлой статьи или заменить уже наскучившие или хорошо освоенные приёмы:
  1. Во время массажа прикладывайте к телу малыша материалы разной текстуры, показывайте ему свои ножки, предлагайте ухватиться за них. В положении лёжа на животе кладите впереди игрушку, предлагая дотянуться до неё. Подставляя руки под согнутые ножки помогайте проползти вперёд.
  2. В играх используйте игрушки разных форм, размеров, из разных материалов, издающие разные звуки. Показывайте манипуляции с ними, учите повторять их.
  3. Делая зарядку, массаж, гигиенические процедуры повторяйте одни и те же стишки, потешки. Называйте действия, произносите звуки, означающие движения или манипуляции. (“Тут-тук”, “ш-ш-ш”, “топ-топ-топ” и др.)
  4. Играйте в игру “Сорока-белобока”, которая будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения, поскольку  на ладони есть центры, стимулирующие работу кишечника.
  5. Произносите звуки животных, звуки транспорта и т.д., одновременно показывая их изображение на картинке.
  6. Играйте в прятки. Прятаться могут игрушки, члены семьи, вы сами или малыш.
  7. Играйте в мыльные пузыри: их медленный полёт завораживает крошек.
  8. Купите носочки со зверушками, колокольчиками, бусинами на пальчиках. Покажите как можно достать и снять носок, а потом поиграть с ним. Когда ребёнок сможет это сделать сам, хвалите его и радуйтесь.
  9. Играйте в “ладушки” ручками крохи.
  10. Поиграйте в “Червячка” с цветными шнурками.
  11. Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.
  12. Проводите с малышом  экскурсии по квартире: подходя к какой-либо  вещи,  громко и отчетливо несколько раз называйте этот предмет.
  13. Ставьте ему для прослушивания красивую музыку, пойте колыбельные

Занятия лучше проводить днём или утром. Уделяйте этому не более 7 минут за один раз.

igry-s-grudnichkom

Это важно! Обратите  внимание!

Ваш малыш индивидуален и развивается по своему собственному графику, поэтому если вы замечаете, что он умеет не всё, что другие дети в этом же возрасте, не  паникуйте, а лучше понаблюдайте. Обращаться к врачу надо, если в 4 месяца:

  1. Ребенок не удерживает игрушку в руке или не хватает её.
  2. В положении лёжа на животике не приподнимается на руках.
  3. Не переворачивается на животик из положения лёжа на спине.
  4. Если держать малютку вертикально над опорой, он не опирается ногами или у него откидывается назад голова.
  5. Не напрягает тело и откидывает назад голову, если его приподнять за ручки с горизонтальной поверхности.
  6. Не проявляет никаких эмоций при общении со взрослыми.
  7. Не опирается на пальцы ног при поддерживании в вертикальном положении.
  8. Часто беспричинно плачет.
  9. Не реагирует на звуки.
  10. До сих пор наблюдается косоглазие.
  11. Не следит за предметами глазами.

Любые значительные отклонения в поведении грудничка являются поводом обращения к врачу. С такими малышами лучше перестраховаться и не оставлять мелочи без внимания.

Обязательно посмотрите этот фильм

ornament

С каждым днём ваша кроха умеет всё больше и развивается всё активнее. Чтобы лучше его понять, помочь расти весёлым и счастливым, важно знать особенности  развития малютки  как в физическом, так и в психоэмоциональном плане. Если понимаете, что знаний не хватает, обязательно обращайтесь за советами к специалистам — от этого зависит дальнейшее развитие малыша! 

Не игнорируйте плановое посещение педиатра, чтобы понять все ли у малютки в норме, и, в случае необходимости, вовремя  устранить проблему!

 Пусть ваш малыш растет здоровым!

 grudnichok

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн-школа для родителей "Мы и наши дети"
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Top.Mail.Ru